Суворова Екатерина Павловна
Эколого-исследовательский проект для детей старшей группы «Оранжевое чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
2017–2018 гг.
Введение
На протяжении всей истории развития человеческого общества цветы – это хрупкий, быстротечный облик живой природы – всегда украшали жизнь людей. Цветы сопровождают человека и в радости, и в горести, во всей его сложной, а иногда тяжкой судьбе. Все народы мира любят и ценят цветы. Цветы радуют, возвышают, облагораживают человека, делают его более восприимчивым к красотам природы, к музыке, стихам, живописи…. Владимир Солоухин пишет: «Имеющий в руках цветы плохого совершить не может».
Цветами могут заниматься все: дети и взрослые, мужчины и женщины, люди любых профессий.
Публикация «Эколого-исследовательский проект для детей старшей группы „Оранжевое чудо“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ну, а если не нравятся срезанные цветы, и нет своего сада, чтобы любоваться ими там? Не огорчайтесь, беда не велика. Цветы можно вырастить на подоконниках, на окнах, на балконе, на веранде. Это будут маленькие оазисы аромата красок. красок живых, сочных, меняющихся по временам года.
Возможности выбора и использования цветов почти безграничны. Одно ясно: кто хоть раз возьмет с любовью в руки нежный росток живого, вечно прекрасного, тот уже не может отказаться от радости растить, творить, добиваться интересных и всегда новых результатов многочисленном мире зеленых растений.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу, раскрывает лучшие грани человеческого характера.
С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по – своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознается всеми единодушно – это коасота цветов.
Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о преумножении естественных богатств. Ибо, по словам Жана Дорста, выдающегося эколога современности : «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна».
ГЛАВА 1. Бархатцы одни из самых красивых цветов.
Цветы бархатцы назвали в честь внука бога Юпитера – Тагеса, славившегося своей красотой и умением предсказывать будущее.
Бархатцы (Тагетес) – семейство сложноцветные, или астровые, однолетник.
Родина бархатцев – Америка, но в Европе они были введены в культуру уже в 17 веке.
Период цветения – июнь, июль, август, сентябрь.
Бархатцы – одни из самых распространенных однолетних травянистых растений. Корни у них сильно разветвленные, мочковатые, глубоко проникают в почву, быстро приживаются после посадки или пересадки. Стебли прочные, прямостоячие. Цветки собраны в соцветия – одиночные корзинки шаровидной, полушаровидной, плоскоокруглой формы. Семена сплюснутые, продолговатые, черные или темно – коричневые с желтовато – белым концом. Всхожесть их сохраняется в течении 3-4 лет.
В качестве декоративных растений используют три группы бархатцев :
• Бархатцы прямостоячие образуют крупные кусты с толстыми прочными стеблями и обычно цветут махровыми цветками (диаметр соцветий 10-15 см.). Бархатцы прямостоячие эффектны даже при одиночной посадке, но особенно хороши в группах на газоне.
• Бархатцы отклоненные обычно не превышают в высоту 20-35 см. Их густые кустики усыпаны множеством некрупных цветков (диаметр соцветий 4-6 см).
• Бархатцы тонколистные привлекают внимание почти шаровидной формой низких густоветвистых кустиков и изящными, мелкими, сильно рассеченными листьями. Цветущий куст усыпан маленькими звездчатыми немахровыми цветками. Их так много, что почти не видно листьев.
Все бархатцы гораздо лучше чувствуют себя на солнечных участках, при посадке в тени они вырастают слабыми и плохо цветут. В остальном бархатцы не доставляют хлопот. Им подходит практически любая почва, полив требуется только в первой половине лета, да и то в тех случаях, когда долго стоит сухая погода. Единственный недостаток этих растений – чувствительность к холоду. Осенью бархатцы погибают, как только температура опускается ниже – 1-2 градусов.
Большие возможности для наблюдений дает сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении нескольких месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему.
В своей работе основной акцент я сделала на разработку системы наблюдений по выращиванию цветка Тагетеса (бархатцы) в зимних условиях на подоконнике. Наблюдения за бархатцами в зимнее время года с определенной целью поддерживает и развивает интерес к исследованиям и открытиям, а созерцание красоты природы в зимнее время года воспитывает не только эстетические, но и нравственные чувства, прежде всего доброту.
Любование природным объектом заканчивается рисунками детей. Дети рисуют части растения его форму и цвет. Данный прием, подразумевающий совместную деятельность детей и воспитателя, позволяет запечатлеть красоту растения в разные времена года, сравнивать объекты наблюдения по цвету, биологическому разнообразию. В итоге дети учатся видеть красоту и гармонию родной природы.
Актуальность проекта
Разработка системы наблюдений за растениями, которые окружают наших воспитанников, стала для меня наиболее актуальной. Почему? Установлен такой факт: дошкольники к животным относятся более бережно, чем к растениям. Одна из причин этого заключается скорее всего, в том, что животных легче, чем растения, идентифицировать с собой, наделив их разумом и переживаниями, сходными со своими собственными. Почему? Потому что дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития. Поэтому актуальность данного исследования заключается в том, чтобы изучить свойства этих цветов, привлечь дошкольников к натуралистической, опытнической работе. Не каждый ребенок знает особенности этих цветов, и поэтому возникает много проблем с их использованием.
Гипотеза
Если цветы бархатцы очаровывают своей красотой, радуют человека, могут ли они полезны людям, можно ли их использовать в качестве приправы, «украшения для кулинарных блюд».
Цели проекта
1. Образовательная : расширить, уточнить, пополнить знания детей о садовых цветах, обобщить полученные знания и применять их на практике;
Развивающая: развивать умение самостоятельно и с помощью взрослых работать с дополнительной литературой; развивать творческие способности; развивать коммуникативные умения дошкольников;
Воспитательная: воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы; способствовать укреплению единства группы; учить строить дружеские отношения со сверстниками.
2. Исследовательская работа по выращиванию цветка Тагетес (бархатцы) в зимних условиях на подоконнике.
3. Формирование экологической культуры личности дошкольника в процессе организации исследовательской работы.
4. «Детская» цель: подарить мамам выращенные своими руками цветы к Международному Женскому дню 8 Марта.
Задачи проекта
1. Способствовать развитию любознательности, наблюдательности, получить практические навыки ухода за растениями.
2. Исследовать особенности посадки, пересадки, свойства цветов, обогатить словарный запас детей.
3. Учить создавать красивое своими руками, приносить людям радость.
4. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически – ориентировочной деятельности.
5. Выращивание в зимних условиях однолетние цветы Тагетес (бархатцы).
6. Проведение простейших опытов по выращиванию данного растения в зимних условиях.
Проект состоит из трех этапов:
Содержание проекта.
Подготовительный этап
• Выбор объекта исследования.
• Знакомство с доступной для дошкольного возраста, в форме с объектом исследования, его биологическими особенностями.
• Подготовка семенного материала.
• Подготовка хозяйственного инвентаря: изготовление ящиков для рассады цветов (привлекая родителей, подготовка и обработка почвы.
Основной этап.
Цикл практических дел по выращиванию Тагетеса и проведению исследовательской работы.
• Организация групп для проведения опытнической работы по выращиванию Тагетеса.
• Инструктаж по агротехнике выращивания Тагетеса на подоконнике в зимнее время.
• Инструктаж по технике безопасности.
• Посадка семян.
• Создание малых «опытнических» зон для исследования (их разбивка в посадочных чашах).
Цветочные растения пришли к нам из разных районов земного шара, поэтому не все из них могут быстро зацветать в наших условиях
Выросшие из семян маленькие растения называются рассадой. Чем лучше рассада, тем красивее растение в цвету.
Что же нужно сделать, чтобы вырастить здоровую рассаду?
Подходящая земля, хорошие семена и благоприятные условия для выращивания. Но у каждого растения свои требования. Земля или субстрат для посева семян должен хорошо удерживать влагу, быть рыхлым, питательным и не содержать возбудителей болезней и вредителей. Большим достоинством бархатцев является устойчивость к вредителям и болезням.
Из бархатцев получают эфирное масло, которое используют в парфюмерно – косметической промышленности.
Бархатцы прямостоячие можно выращивать на срезку. В воде они стоят более трех недель. Бархатцы хорошо растут в кашпо на окнах, ими оформляются помещения.
Глава 2. Методика работы
Посеяли семена в огородную землю. Земля была черная, рыхлая и легкая. Была приготовлена еще в сентябре, где она промерзла и в ней погибли вредные для растений грибы. За два дня занесли ее в группу, чтобы прогрелась, просеяли, чтобы не было камней, и полили раствором марганцовки розового цвета.
Посев семян на рассаду произвели 23 ноября. Как же происходил посев семян? Было замечено, что если семена засыпать землей глубоко, то всходы будут редкими и слабыми. Семедолям трудно пробивать толстый слой земли. Поэтому мы слегка засыпали семена и использовали мелкопросеянную землю.
Семена посадили в 3 ящика. Через четыре дня появились первые всходы. Всходы вытягивались, поскольку им не доставало света, и мы время от времени переворачивали ящиуи, чтобы освещение было равномерным.
Поливали рассаду из детской леечки осторожно, стараясь не залить. Вода была обычная из под крана, имевшая комнатную температуру. Наши сеянцы росли слишком густо и мы решили их пересадить в кашпо. Землю для пикировки готовили так же, как и для посева.
Пикировку цветов произвели 20 января.
Проведение опыта
«Влияние прищипки первого бутона на формирование растения»
Ежедневный уход за цветами:
• Полив растений;
• Прополка сорняков;
• Рыхление;
• Подкормка органическими и минеральными удобрениями для ускоренного роста и развития цветов в зимнее время;
• Ведение экрана наблюдений детьми за появлением всходов, ростом и развитием растений;
• Организация познавательного экопространства
Во время роста в кашпо растения поливали, рыхлили, убирали сорняки и вносили удобрения.
Где бы ни выращивали цветы надо придерживаться нескольким правилам:
Первое правило – поливать следует утром или вечером, чтобы солнечные лучи не обожгли влажные листья.
Второе правило – после каждого полива, как только земля немного подсохнет, следует прорыхлить почву, чтобы не образовалась корочка.
Дальше ждали появление первых бутонов, которые прищипнули. Это мы сделали для того, чтобы наши растения быстрее пустили боковые побеги и бутонов стало больше.
Ни один участок не может обойтись без необыкновенного мира цветов. И цветы – это не излишество. Анализ знаний о бархатцах был проведен в виде анкетирования дошкольников. Дошкольникам были предложены следующие вопросы:
1. Что такое бархатцы?
2. Как размножаются?
3. Чем они вас привлекают?
4. Где используются?
Глава 3. Заключительный этап.
Результаты проекта
1. Обобщение результатов исследования.
2. Вручение цветов мамам в Международный Женский день 8 Марта.
3. Оформление выставки рисунков «Моя загадочная галерея».
Объектом исследования являлись цветы – бархатцы, выращенные в зимних условиях на подоконнике. Изучение роста цветов проводилось с 23 ноября по 6 марта.
Проведено анкетирование дошкольников с последующей обработкой результатов. Не каждый ребенок знает особенности этих цветов, и поэтому возникает много проблем с их использованием.
Собран и проанализирован материал о цветах. Произошло знакомство и изучение произведений искусства, в которых изображены цветы. Обработан объем фотографического материала. Обобщенная информация отражена в данной исследовательской работе.
Разработана рекламная памятка, в которой были отмечены некоторые сведения о цветах, за которыми наблюдали.
Провели исследовательскую работу: рассмотрели фенологическое развитие бархатцев; отметили роль этих цветов как лекарственного сырья, узнали об использовании в кулинарии (приправа шафран). На основе исследования пришли к выводу: необходимо садить эти цветы, потому что они отпугивают вредителей сада и огорода, а так же это красивые, украшающие наш детский сад цветы.
Цветам посвящали стихи В. Жуковский, А. Толстой и др. Русский поэт С. Есенин писал стихи о цветах.
С. Есенин «Цветы»
Цветы мне говорят, прощай,
Головками кивая низко.
Ты больше не увидишь близко
Родное поле, отчий край….
…. Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек…. .
Основываясь на изученный материал по данной теме, на занятиях по изобразительной деятельности было предложено детям создать образ цветка. Результаты превзошли мои ожидания. Дети в своих работах видят и понимают образ, прослеживают и отмечают особенности цветков.
Основываясь на изученный материал по данной теме, на занятиях по изобразительной деятельности было предложено детям создать образ цветка. Результаты превзошли мои ожидания. Дети в своих работах видят и понимают образ, прослеживают и отмечают особенности цветков
Используемая литература
1. Ганичкина О. «Полная энциклопедия дачника» М-2007
2. Есенин С. «Стихотворения «Советская Россия» М – 1990
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 -2008
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 -2008
5. Иванова А. И. «Живая экология» Москва 2006
6. Красиков С. «Легенда о цветах» М – 1990
7. Туманов А. В. «Энциклопедия Дачника» Издательство
Приложение 1
Стихи о бархатцах
Бархатцы
Татьяна Лаврова -
Огоньки горят, не блекнут.
Аромат вокруг витает,
У меня на клумбе летней
Пчёлок в гости приглашает.
Все красотки в пышных юбках,
Очаруют не на шутку.
Это бархатцы-цветочки –
Золотистые комочки.
Бархатцы
Ингуза Сергеева
На бархате бардовом,
Золотом махровым,
Припудрены крупицы
Бархатцы - сестрицы.
Юбочки из плюша,
Оборочками рюша,
В центре яркого цветка,
Ароматов зыбь легка
Осенние цветы
Санди_Зырянова
Скоро, скоро холода посыплются,
Лепестки последние круша,
Но еще цветет последней милостью
Бархатец – осенняя душа.
Посадка бархатцев в ящики на рассаду
Посадили! Обязательно нужно полить!
Рассматривание семян бархатцев под микроскопом!
Наши первые всходы.
Прополка сорняков
Дети дарят цветы мамам на 8 - Марта