Ирина Черникова
Экологическое образование в старших группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Окружающая среда — это все живое и неживое вокруг нас. Наша собственная окружающая среда — это все, что мы видим, и многое из того, чего мы не видим вокруг себя (например, воздух, которым мы дышим). Она в основном неизменна, но ее отдельные детали постоянно изменяются. Наше тело — в каком-то смысле тоже окружающая среда для многих тысяч крошечных существ — бактерий, помогающих нам усваивать пищу. Наше тело является для них естественной средой обитания. Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду. Начнем с себя. Подумаем, как мы связаны с окружающей средой. Чем мы питаемся? Куда выбрасываем отходы и мусор? Какие растения и животные живут рядом с нами. То, как мы воздействуем на окружающую среду, оказывает обратное воздействие и на нас, и на все живые организмы, которые живут рядом с нами. Взаимосвязи между нами и ними образуют сложную и разветвленную сеть. Когда говорят «окружающая среда», подразумевают, как правило, природу. Природа – это естественная материальная система, включающая объекты, не созданные руками человека. Это почва, вода, воздух, растительный и животный мир. В более общем понятии природа – это вся Вселенная, включая планеты и солнечные системы, камень может быть частью ручья, если он лежит на его берегу, а ручей — частью леса, в котором протекает. В каждой крупной среде обитания живут различные растения и животные. Попробуйте отыскать несколько различных типов среды обитания вокруг вас. Глядите вокруг: вверх, вниз — во все стороны. Но не забывайте, что жизнь надо оставить такой, какой вы ее застали. В основу жизни и деятельности цивилизации необходимо положить те жизнеутверждающие общечеловеческие ценности, без которых невозможно создать экологически конструктивные отношения человека с природой. Ю. А.
Публикация «Экологическое образование в старших группах детского сада» размещена в разделах
Шредер указывает, что «общечеловеческие ценности способствуют утверждению всех нормальных человеческих ценностей и привязанностей, включая ощущение ценности Природы». Приобщение людей к экологической культуре, необходимо начинать с детства. В этом возрасте легче всего сформировать в ребенке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники, при этом роль знаний ничуть не умаляется, их нужно рассматривать как средства, вводимую деятельность уже сложившейся мотивацией определенного содержания. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Так начинается для него познание мира. В этот период формируются первоосновы мышления, сознания, культуры. Экологическое воспитание детей, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Нравственно-экологическое воспитание - это прежде всего воспитание человечности, доброты, милосердия. Как важны эти качества личности для всего человечества!
Одна из главных нравственных задач – воспитать любовь к родине, а значит бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Ребенок обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит, он способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Поддерживая и развивая этот интерес, можно воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности детей, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому взрослым следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. Тысячелетиями люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Природе плохо и ей надо помочь. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет, нужно относиться бережно. Как писал В. А. Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским учёным Б. Коммонером: всё связано со всем; всё куда-нибудь девается; всё что-нибудь да стоит; природа знает лучше. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Поэтому помните простые правила поведения в природе и передайте их своим детям: Не лови и не приноси домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц. Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
Не убивай никаких змей - они тоже нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность). Не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе. Не разоряй в лесу муравейники, муравьи - санитары леса. Не ломай веток на деревьях. Не оставляй за собой мусор на природе. Если все люди будут относиться хорошо к окружающему их миру природы, тогда природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней на много - много веков.