Екатерина Гриднева
Сравнительный анализ методики рисования, лепки, аппликации в разных возрастных группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1)
Добрый день уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию отличительные особенности методики преподавания в детском саду рисования, лепки и аппликации.
(Слайд 2)
Рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает в себя три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.
(Слайд 3)
Публикация «Сравнительный анализ методики рисования, лепки, аппликации в разных возрастных группах детского сада» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Поделки. Мастерим с детьми
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения.
(Слайд 4)
Давайте рассмотрим декоративное рисование во всех возрастных группах.
Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают во второй младшей группе, когда мы предлагаем им украсить края платочка полосками. Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.
(Слайд 5)
В средней группе дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение.
Мазок – это самый легкий декоративный элемент, не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки.
Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально).
Далее идет чередование – это более сложный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.
Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца.
(Слайд 6)
В старшей группе перед детьми ставим более сложные задачи декоративного рисования, например, симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета. Использовать в узоре разнообразные линии, формы и растительные элементы. Находить красивые сочетания красок в зависимости от фона
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы).
Так же в этом возрасте учим составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям должны иметь простые формы. Это могут быть предметы из глины, например, игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки.
(Слайд 7)
В подготовительной группе детям предлагаем формы такие как многоугольник и различные плоскостные формы предметов, например, вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов, например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра.
Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.
Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке.
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
(Слайд 8)
Предметное рисование
Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Предлагаю рассмотреть процесс обучения предметного рисования на изображении животных по возрастам.
Во 2 младшей группе обучение рисованию животных проходит по принципу «неваляшки». Даем понятия о частях тела животного: туловище, голова, лапы, хвост, уши. Используем в изображении животных яркие цвета, характерные для игрушек и располагаем крупное изображение в центре листа
(Слайд 9)
В средней группе обучение проходит по принципу «реального образца» формируем навыки рисования туловища животного в форме овала, головы-круга и четыре лапы. А также рисуем животных по принципу «полукруг».
(Слайд 10)
В старшем возрасте дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела. Учим рисовать животных в движении : стоит, сидит, лежит, опираясь на знакомые сказки. Формат листа выбираем в зависимости от положения животного: если сидит или стоит – вертикальный, если лежит – горизонтальный. Учим прорисовывать у животного мелкие детали и показать способы передачи настроения.
(Слайд 11)
В подготовительной группе учим детей рисовать животных, образы которых максимально приближены к реальным. Даем понятие о последовательности изображения (по алгоритму) показываем способы передачи позы животного, например, бежит или принюхивается, идёт по следу. Также учим проводить осевые линии карандашом перед рисованием красками и рисовать туловище животного овальной формы, а, чтобы был виден переход от более широкой части тела к более узкой, показываем приёмы смешивания цветов для получения нужного оттенка и закрепляем умение передачи фактуры меха, используя приём набивки.
В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска.
(Слайд 12)
Сюжетное рисование :
Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Начинается со второй младшей группы, где детей учат создавать несложные композиции, повторяя изображение одного предмета, например, елочки на участке.
(Слайд 13)
Сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе. Где мы учим изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу; рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба.
Темы, предлагаем детям, несложные, например, нарисовать дом, около него растет дерево, стоит скамейка.
(Слайд 14)
В старшей группе учим изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними, рисуем на всем листе, проводя линию горизонта.
Тематика определяется от впечатлений, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.
Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской пространство земли т. е. (снег, остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах.
(Слайд 15)
В подготовительной группе учим передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов : близких - внизу листа и удаленных – вверху.
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему.
В этом возрасте дети могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, катят ком снега и т. д.
Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо - при дожде, ярко-голубое - в солнечный день, красное - при восходе или заходе солнца.
ЛЕПКА.
(Слайд 16)
Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений.
В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру.
Выделяется три вида лепки :
Декоративная – вид лепки, который направлен на обучение детей изображению птиц, животных, человека по типу народных игрушек.
Предметная – вид лепки, который направлен на воспитание у ребенка умения лепить предметы, передавая особенности формы, пропорцию и динамику.
Сюжетная – вид лепки, когда от изображения однородных предметов переходят к созданию различных образов, связанных с общим содержанием.
(Слайд 17)
Так же основные способы лепки.
Скульптурный способ. Ребенок представляет задуманный образ, берет подходящий по цвету и размеру кусок глины или пластилина, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму.
Конструктивный способ. Образ создается из отдельных частей, как конструктор.
Ребенок задумывает образ, представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.
Комбинированный способ. Объединяет два способа – конструктивный и скульптурный. Крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие конструктивным.
Модульная лепка. С помощью этого способа можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых деталей – модулей.
Лепка на форме. Иногда для лепки используются готовые прочные формы (банки, бутылки, коробочки и т. д.). Они служат прочной и удобной основой и помогают избежать лишней работы.
(Слайд 18)
Далее представлена таблица основных приемов лепки и их описание.
Основные приемы лепки.
Приемы лепки Описание
Отщипывание Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
Сплющивание Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.
Скатывание Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Вдавливание Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление
Заострение Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.
Раскатывание Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Соединение Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.
Прищипывание Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.
(Слайд 19)
Во второй младшей группе мы лепим столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Используем приёмы лепки, раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы, оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).
В младшем возрасте ребенок, знакомясь с основными геометрическими формами, должен узнавать их в других предметах, например, шар - в яблоке, ягодах и т. д.
(Слайд 20)
В среднем возрасте мы лепим яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др., приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт, вдавливание (корзина, чашечка, блюдце, загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.
Во время лепки предметов из нескольких частей воспитатель прибегает уже к неполному показу. Например, когда дети лепят морковку, он им только показывает, как у столбика, слепленного заранее, надо один конец заострить, а другой сделать толстым и несколько округлым; для изображения туловища и головы кролика надо сделать из цилиндра овал.
(Слайд 21)
В средней группе большое внимание уделяется правильной передаче пропорций. Для этого воспитателю нужно время от времени показывать, как делить ком, чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, и как проверить их длину. Например, при изображении рук куклы педагог показывает, как разделить столбик на две равные части, а затем, складывая обе половины, проверить, одинаковые они или нет.
Дошкольники средней группы могут стекой резать пластилин на части, таким образом постепенно приучаясь к лепке с инструментом.
Работа детей со стекой требует особого внимания со стороны воспитателя.
(Слайд 22)
Как и в предыдущей группе, старшие дошкольники в начале занятия рассматривают предмет со всех сторон.
В этом возрасте многие способы лепки детям знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, а, следовательно, воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии. Важно, чтобы дети могли из множества возможных способов, научится выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ. Например, можно вылепить способом вытягивания из целого куска пластилина или из отдельных частей.
(Слайд 23)
Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество пластилина для той или иной части.
(Слайд 24)
В подготовительной к школе группе лепим петрушку, собачку, мишку и др., в которых применяем разные способы лепки : конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания и плотного соединения частей.
(Слайд 25)
Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается еще до занятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения и даже материал. Например, предлагаем лепить по выбору детей. Воспитатель дает детям задание - выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество пластилина, длину каркасов. И только после этого ребята приступают к работе.
(Слайд 26)
АППЛИКАЧИЯ
Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, основанной на вырезании, наложении различных форм и прикреплении их на другом материале, принятом за фон.
(Слайд 27)
Существует три вида аппликации : это-
Предметная (состоит из отдельных изображений. Например, лист, ветка, дерево, гриб и т. д).
Сюжетная (отображает совокупность действий, событий. Например, «Полет в космос»).
Декоративная (включает в себя орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы).
Аппликация из ткани
Может быть предметной, декоративной и сюжетной.
Аппликация из природных материалов
Из засушенных растений, из целых форм растений
(Слайд 28)
Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы :
В этом возрасте недоступно пользование ножницами, мы учим правильно держать кисть и набирать немного клея. Затем аккуратно намазывать форму с обратной стороны и раскладывать формы на место намазанной стороной. Учим класть кисть только на подставку. На этом этапе дети должны запомнить название формы, ее цвет и освоить технику наклеивания. Наклеивание в центре для детей младшей группы еще сложно.
(Слайд 29)
Дети средней группы осваивают навык резания ножницами. Они учатся разрезать по прямой полосы шириной 3 — 4 см. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы. Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезывать округлые формы.
(Слайд 30)
В старшей группе дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы. Так же мы учим детей вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое. Знакомим с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры –пушистость снега, меха и т. д.
(Слайд 31)
В подготовительной группе новым в программном материале является силуэтное вырезывание – это один из самых сложных приемов. При силуэтном вырезывании детям надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания т. е. контур. Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм, например, фрукты, овощи, рыбки. В этом возрасте дети так же осваивают новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз.
(Слайд 32)
Благодарю за внимание.