Надежда Исакова
Конспект занятия по аппликации в младших группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из любимых занятий малышей в детском саду является аппликация. С помощью этого вида продуктивной активности дети не только познают окружающий мир, но и получают умения, навыки, имеющие принципиальное значение для интеллектуального развития. А поскольку деятельность младших дошколят носит предметный характер, аппликация возводится на пьедестал занятий с дошколятами 1,5–4 лет.
Цели занятий аппликацией в младших группах
Публикация «Конспект занятия по аппликации в младших группах детского сада» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Аппликация — род изобразительной деятельности, предполагающий создание сюжетов из бумаги, ткани, природных материалов, приклеенных на плотную подложку из картона, бумаги, иногда из фанеры.
Как часть учебно-воспитательного направления образовательного процесса уроки по аппликации начинают проводиться со второй младшей группы (дети 3–4 лет). Однако уже с первой младшей группы (малыши 1,5–3 лет) отдельные элементы аппликации вводятся в ежедневное планирование.
Целями аппликативного творчества в младшем дошкольном возрасте является:
- пополнение багажа знаний о мире вокруг — о цвете, размере, количестве и форме;
- развитие логики (если в аппликации «Яблоки для ёжика» в первой младшей группе на «тарелочку» поочерёдно выложить большие и маленькие яблоки, то первых поместится меньше, что помогает стимулировать развитие аналитико-синтетических механизмов, являющиеся залогом успешного обучения на следующей ступеньке образования;
стимуляция развития речи — дети не только учатся формулировать вопросы, связанные с выполнением поделки, но и постигают основы составления связных описаний аппликации (во второй младшей группе);
- тренировка мелкой моторики (выполняя задания на сенсорику, ребята перекладывают детали разного размера, цвета, тем самым развивают мышцы пальцев и рук);
- воспитание усидчивости и вкуса к творческим видам деятельности.
Занятия аппликацией воспитывает в детях умение работать коллективно
Особенности занятий аппликацией во второй младшей группе
Аппликативное творчество в работе с детьми 1,5–3 лет способствует решению важных образовательных задач, среди которых:
- обучение выполнению последовательности действий с аппликацией (в сенсорных играх малыши сначала рассматривают элементы, потом смотрят на образец их расположения, представленный педагогом, затем за взрослым повторяют этот порядок);
практика запоминания названий цветов, разновидностей размеров и форм (большой — маленький — средний; круглый — треугольный — квадратный);
- тренировка движений пальцами при составлении сюжетов (этот навык очень важен для освоения основ рисования);
- воспитание отношений сотрудничества (так, коллективная аппликация даёт возможность научиться помогать друг другу, ожидать тех, кто отстал при выполнении задания).
Техники аппликации в работе со второй младшей группой
В младшем дошкольном возрасте дети ещё не работают с ножницами — освоение этого навыка происходит в средней группе. Это сужает перечень используемых техник аппликаций.
1) Плоская и обрывная аппликация
Малыши выкладывают готовые элементы или маленькие обрывки бумаги (ваты) в нарисованные педагогом контуры крупных предметов. Задача воспитателя: научить дошколят правильно отрывать кусочки бумаги — берём обрывок двумя пальцами обеих рук, тянем одну руку на себя, а другую от себя. Педагог помогает намазывать обрывки клеем и приклеивать к основе. Ко второму семестру малыши начинают клеить самостоятельно.
2) Поделка из кругов
Для второй младшей группы геометрические аппликации оптимально вводить именно с кругов: они, в отличие от квадратов и прямоугольников, всегда располагаются гармонично. Кругами можно выкладывать украшение форм: кружек, игрушек, одежды. А можно из одинаковых кругов составлять простые объекты: бусы, гусеницу и пр.
3) Сенсорика
Суть этого вида аппликации заключается в том, что дети работают с плоскостными заготовками на подложке. Игры могут быть трё х видов:
- малыши подбирают подходящие детали к таким же, но наклеенным (к примеру, на подложке наклеены три круга-цвета светофора, задача детей — положить три круглые фигуры на соответствующие цвета и приклеить, чётко попав в контуры образца);
- дети соотносят предметы разной формы, но одного цвета (к примеру, прикладывают к чайникам крышки подходящего оттенка, или соединяют половинки цветка);
- как вариант коллективной работы педагог проводит игру «Накорми щенят», суть которой в том, что дети соединяют силуэты щенков с силуэтами мисочек так, чтобы мордочка соприкасалась с посудой.
Изменения в оценке работ заключаются в том, что ребятам 3–4 лет воспитатель предлагает вместе полюбоваться готовыми аппликациями, спрашивает, нравятся ли им готовые работы. Этот приём способствует формированию у детей образа цельной картинки. При этом педагог обращает внимание на выразительность объектов, цветовые решения, просит назвать самые смешные, грустные, красивые поделки.
Со второго семестра взрослый указывает малышам на недочёты, оценивает по критериям: «аккуратно» — «неаккуратно», «чисто» — «грязно».