Папки-передвижки

Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада

Ольга Клименкова
Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Заходя в детский сад – улыбнитесь!

Занесите искорку добра!

В мир фантазий детей окунитесь!

В нем так много уюта, тепла!

Пусть не будет в нем ссор и ворчанья,

Ведь дела можно миром решить!

Нам от вас лишь нужно пониманье!

Будем вместе детишек любить.

Добрый день, уважаемые педагоги!

Какая радость для родителей и гордость для воспитателей, когда дети с удовольствием идут в детский сад! Ведь там их ждет много увлекательных дел, а что еще важнее – друзья! Мастерство педагога состоит не только в том, чтобы передать детям определенные знания, а в том, чтобы создать благоприятный психологический климат в группе детей.

Публикация «Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада» размещена в разделах

Мы хотели бы предложить вам несколько рекомендаций для достижения эмоционального благополучия в группе.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.

Контакт глаз. Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садиться на маленький стул, наклоняется к ним, располагается вместе с детьми на ковре, на диване.

Это прямой взгляд в глаза другому человеку.

Ребенку необходим глазной контакт с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.

Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе.

Физический контакт – прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т. п.

В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка.

Пристальное внимание – жизненно важная потребность каждого ребенка.

Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.

Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок более замкнут, ему труднее общаться со сверстниками.

Вторым, основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы - наличие специально-организованных зон:

1. Уголок приветствия

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого можно использовать:

Стенд «Здравствуй, я пришел!» для детей младшего возраста

(приходя в д/с ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т. о. заявляя о своём присутствии в группе)

Помогает ребенку увидеть свою значимость в жизни детского сада, создавать эмоционально-положительный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между взрослыми и детьми.

Стенд «Моё настроение» для детей старшего возраста.

(дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют своё настроение)

Экран настроений - помогает детям понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других (Воспитатель, может отследить эмоциональное состояние каждого ребенка и уделить больше внимания ребёнку с плохим настроением.

2. Уголок достижений

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

• В начале учебного года, педагог показывает детям стенд с именными кармашками для каждого ребенка, и карточки с разными рисунками (можно по теме недели). Карточки с рисунками выдаться детям за активную работу на занятиях, выученное и красиво рассказанное стихотворение, аккуратную работу в тетради, т. е. за то, над чем ребенку пришлось потрудиться и достичь результатов. Один раз в месяц проводится игра «Магазин», где карточки приобретают статус денежных средств и на них можно купить понравившуюся игрушку, канцелярскую принадлежность и т. д. (которые приобретает родительский комитет).

• (– Ребята, все вы знаете, что ваши родители ходят на работу, зарабатывают деньги, потом в магазине их тратят. Я предлагаю вам тоже зарабатывать и самим их потратить. Вместо денег у нас будут карточки – картинки, заработать их можно, если постараться для этого вам нужно на всех занятиях правильно и быстро отвечать, аккуратно работать в тетради и выполнять все задания. Потом в нашем «Магазине» можно купить себе любую понравившуюся вещь.)

• "Панорама добрых дел», панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело, активное участие на занятиях ( воспитатель вносит стенд и объясняет что за каждый хороший поступок: работа в уголке природы, акция "Елочка - зеленая иголочка", подкормка птиц зимой, доброе отношение к людям, хорошие дела дома, ребёнок будет получать звездочку (картинку) и потом подводится итог, кто из детей у нас в группе сделал больше всего хороших дел. " Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.

• 3. Уголок уединения (для всех возрастных групп)

Цель: предоставление ребенку возможности отдохнуть расслабиться, подумать.

«Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности. Уголок в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы.

В зоне уединения используются легкие, но достаточно большие"строительные блоки", покрывала, деревянные рамки, ширмы

(Ребята, у нас в группе есть уголок уединения – это такое место, где вы можете побыть наедине с собой, успокоиться, расслабиться,послушать музыку. поиграть с любимыми игрушками или просто помечтать (например я наблюдала такую картину - дети по несколько человек играли за столами, Роберт стоял молча и смотрел в окно, когда я его окликнула и он повернулся на глазах ребенка я увидела слезы. на вопрос что случилось он сказал что ему грустно оттого что пасмурная погода. тогда я предложила ребёнку посетить уголок уединения, где он побыв немного времени вышел с хорошим настроением.)

При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что ребёнок чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.)

Для малышей - "домотека", в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата; желательно рядом с домиком разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Данный уголок в больше степени рекомендуется для детей с тяжелой и средней степенью адаптации.

4. Уголок гнева. (для всех возрастных групп)

Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

«Подушка – колотушка», «Ковёр дружбы», «Мирилки», коробочка гнева

Педагог вносит плачущую игрушку. –Ребята, знаете почему у Димы плохое настроение? Да потому что он опять подрался со своим другом Вовой. Дима не знает, что у нас в группе появилась «подушечка для битья».

Есть подушка для спанья,

Есть подушка для шитья,

А у нас, ребята, в группе

Есть подушка для битья.

Будут кулачки чесаться

Или ты захочешь драться,

Подойди к подушке той

И ударь её рукой…

Можешь бить за всё на свете,

Ведь подушка не ответит.

(Если у вас плохое настроение и вам хочется с кем- то подраться вы можете побить подушку, она не обидится, а ваши друзья останутся с вами)

«Коробочка (стакан) гнева и раздражения»

Цель :- учит выражать свой гнев в приемлемой форме, снимает накопившееся напряжение

Например, если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохие» слова, всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике. После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячется.

Эти баночки помогают детям победить свою агрессию, учат управлять своими эмоциями.

Наблюдая,как Матвей ругается с другом я подошла и предложила ему сказать все плохие слова в стакан гнева, после того как ребенок выговорился педагог объясняет что когда вы уйдете домой я выйду на улицу, открою баночку и выпущу все плохие слова на улицу, чтобы они в нашей группе не появлялись.

«Коврик злости» - резиновый шипованный коврик.

Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик, коврик «плохого настроения, коврик злости». Для этого нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока не захочется улыбнуться.

Саша, говорит воспитатель :- ты почему не с кем не играешь?

-Я поругалась с Ангелиной, я на нее обиделась.

- А знаешь чтобы твоя обида прошла, тебе поможет волшебный коврик, нужно разуться, зайти на него и походить до тех пор пока не пройдет обида. (ребенок быстро меняет плохое настроение на хорошее)

(прилагается картотека мирилок)

5 Зона песка и воды (для всех возрастных групп)

Цель: снятие стресса, снижение нервно психической напряженности и улучшение настроения

Центр воды и песка является мощным ресурсом предметно-развивающей среды, помогающий создать радостное настроение, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка.

Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры, и пожеланию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны. пляж,. Не существует правильного и не правильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. Зона оснащена пластмассовыми игрушками, природными материалами. Мы предлагаем несколько игр из картотеки «Игры с песком и водой»

Поиграем в археологов

Пусть ребенок отвернется, а вы закопайте в песок игрушку. В процессе раскопки по открывающимся частям он догадается, что вы спрятали.

Отыщем клад

В песочнице ребенок может представить себя настоящим кладоискателем! На небольшой очерченной площади закопайте несколько монеток. Вооружите ребенка ситечком, и, просеивая песок, он найдет «сокровища пиратов».

6 Уголок поздравлений

Цель: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе и сплочение детского коллектива.

В группе оборудован стенд на котором в день рождения ребенка вывешиваете открытка с фотографией и фамилией ребенка (возможно оформление плаката с поздравлениями остальных детей, пожеланиями, рисунками). После дня рождения плакат подарить имениннику.

Праздничный стул – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника праздновавшего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе. (Ребенку предлагается занять место на праздничном стуле, ему одевается колпачок и все дети поют "Каравай", поздравляют с днем рождения, поднимают на стульчики и дарят подарок)

7 Сенсорный уголок

Цель: сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними, развитие мелкой моторики.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки -заместители, мозаика, рамки - вкладыши, шнуровки, шашки, вкладыши - Монтессори, игры: Золушка, "Прищепки","Собери бусы","Клубочки", "Собери картинку", кубики Никитина и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Время игр в сенсорном уголке не регламентируется. Оформление сенсорного уголка для детей младшего дошкольного возраста может быть сюжетным. Тематика его – «Уголок мышонка Пика». Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов.

Каждая из зон оснащена картотекой: например картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

(картотека прилагается)

Третьим компонентом является стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.

Известно, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.

Четвертая, заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды - это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.

Приведем несколько игр, способствующих оптимизации эмоционально-чувственной сферы ребенка :

1. Игры с детьми на накопление эмоций.

Цель данной игры – создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.

2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.

3. Игры на преодоление негативных эмоций.

Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.

4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.

Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.

5. Игры на развитие эмпатии у детей.

Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.

Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение психогимнастических упражнений. (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры, психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. так же арт-терапия. Арт-терапия - это способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства. К ней относится: цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.

Результатом нашей работы стали, следующие изменения:

- значительно пополнилась развивающая среда (в группах появились уголки уединения и настроения, организованы центры эмоциональной разгрузки, изготовлены разнообразные пособия – мирилки, стаканчики злости, «коврик гнева», «коврик дружбы» картотеки).

- у детей появилась возможность отрабатывать свое эмоциональное состояние.

- повысилась компетентность педагогов в понимании и создании развивающей среды в данном направлении.

Публикации по теме:

Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка .

Фотоотчет «День матери в группах детского сада»Фотоотчет «День матери в группах детского сада» Вот и прошли в группах утренники посвященные Дню матери. В младших группах провели кукольные спектакли с участием детей. В гости к ребятам.

Консультация для родителей «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье» Первые годы жизни – интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость.

Оформление книжного уголка в группах детского сада Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 96. Консультация. Тема: «Оформление.

Консультация «Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка в ДОУ» 1слайд. Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному, но.

Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия детей Наиболее актуальной психологической проблемой детей дошкольного возраста нашего времени является проблема эмоционального комфорта и благополучия.

Семинар для педагогов ДОУ «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание комфортной образовательной среды» «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада.

Содержание конструирования в возрастных группах детского сада. Средняя гуппа Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями.

Содержание конструирования в возрастных группах детского сада. Старшая группа Старшая группа. У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Дети охотно группа строят, делают игрушки. Они.

Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребёнка дошкольного возраста Эссе на тему: «Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребёнка дошкольного возраста» Первоочередная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 19:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Клименкова (УИ 187213) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД