Галина Гагарина
Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы (фольклорная сказка «Теремок» и ее литературные обработки)[/h3]
Одним из способов экологического воспитания младших дошкольников является чтение природоведческой литературы. Художественные средства, которыми обладает литература - образность, занимательный сюжет, возможности звукописи - позволяют осуществить как дидактические, так и познавательные цели.
Публикация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2018
Задача настоящего исследования – определить возможности использования художественного текста в процессе экологического воспитания младших дошкольников. В качестве материала исследования были выбраны следующие тексты: фольклорная сказка «Теремок»; литературная сказка «Теремок» (1929) в обработке В. В. Бианки и литературная сказка «Теремок» (1947) Е. И. Чарушина.
Природоведческая литература возникает из фольклорных сказок о животных. Этим сказкам свойственен анимизм. Звери разговаривают и ведут себя подобно человеку. Одна из наиболее архаичных форм сказок о животных – это кумулятивные сказки, в которых повторяется один микросюжет. По определению В. Я. Проппа, «основной художественный прием этих сказок состоит в каком-либо многократном повторении одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким образом цепь не порывается или же не расплетается в обратном порядке»[1]. В таких сказках события как бы «нанизываются», происходит повтор одинаковых сюжетных звеньев, а перенасыщение событиями и героями приводит к развязке.
К архаичной форме животного эпоса относится и фольклорная сказка «Теремок». Звери заселяют теремок «по росту» : мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Имена зверей «двойные» : к названию животного добавлено рифмующееся с ним прозвище, которое характеризует внешность и повадки героя сказки. Одинаково описывается ситуация встречи «нового жильца» и при этом воспроизводится вся предшествующая цепочка. За счет этого возникает ретардация - задержка развития действия путем многократного повторения. Это способствует лучшему запоминанию героев и сюжета сказки. Ребенок посредством фольклорной сказки постигает начальные азы знаний о природе, он знакомится с дикими животными леса, усваивает пропорции в размерах обитателей леса. Кроме того, в сказке дан обобщающий образ Дома-природы, в котором каждый его обитатель – одушевленное существо.
Фольклорная сказка стала основой для авторских, литературных сказок Бианки и Чарушина. Обратимся к «Теремку» Бианки. Как известно, многие народные сказки о животных повествуют о спорах зверей за первенство. Сказка Бианки «Теремок», сохраняя кумулятивный сюжет фольклорного «Теремка» и добавляя фольклорный мотив соперничества зверей, содержит ряд отличий от народного варианта. Во-первых, вместо Теремка выступает дупло дуба. Во-вторых, микросюжеты связываются не мотивом возрастания, а логикой взаимодействия животных в экосистеме. Под «экосистемой» здесь понимается «совокупность живых организмов и среды их обитания, образующих благодаря круговороту веществ, устойчивую систему жизни»[2]. Звери поочередно обустраивают себе дом после предыдущего «хозяина». Очередность жильцов такова: дятел, скворец, сыч, белка, куница, пчелиный рой и медведь. Описывая повадки животных и давая им меткие описательные имена, автор в интересной и познавательной форме рассказывает детям о природных закономерностях. При этом природа предстает в живом и динамичном взаимодействии растений, насекомых, животных.
Спустя 18 лет свою версию «Теремка» предложил Чарушин. Его сказка «Теремок» (1947) так же, как народная сказка, построена на кумулятивном сюжете. Она более приближена к фольклорному тексту, чем сказка Бианки. Здесь те же герои, тот же формульный диалог между животными. Новизна литературной обработки Чарушина состоит в том, что писатель отобразил звуковую сторону природной жизни. Сказка написана короткими ритмизованными предложениями. Акцент сделан на звукоподражании. Ребенок учиться различать голоса зверей, слышать звуки природы. Финал сказок одинаков. Является медведь – в древних представлениях священное животное клана, нередко являющееся символом разрушения. Медведь - «я всех давишь!» - противопоставлен всем остальным животным. Клан Медведя вытесняет тотемы Мыши, Лягушки, Зайца, Лисы и Волка более сильным претендентом на «жизненное пространство». Его миссия – установление своего порядка: «Не успел медведь сесть на крышу, как раздавил теремок»[3]. Однако в некоторых обработках, например, в одном из наиболее популярных вариантов сказки «Теремок»(1951) – литературной обработке народного сюжета писателем и фольклористом М. А. Булатовым, в сказку добавлен новый финал: все звери вместе строят новый теремок. Очевидно, здесь, как и в сказке «Терем - теремок» в обработке В. Г. Сутеева, дидактическая цель преобладает над познавательной. Главное в этих обработках – идея дружбы и трудового сотрудничества.
Литературные сказки, созданные на сюжет «Теремка», опираются на фольклорную сказку. Из фольклора взяты основные жанровые свойства: анимизм, организация кумулятивного сюжета, ритмичность в построении фразы. Однако детские писатели извлекают новые возможности сказочного жанра. Авторы смогли наполнить знакомый сюжет естественнонаучными знаниями, решить познавательные задачи. Кроме того, такие «сказки-несказки» дарят ребенку эстетическое наслаждение. Мир природы предстает одушевленным, разноголосым, динамичным и таинственным. Ни одно живое существо не оказывается лишним в этом хоре природы. Не этого ли понимания добивается экологическое воспитание?
Список использованных источников
1. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность. Сборник статей. - М. : Наука, 1976. – 327 с.
2. Воронков, Н. А. Основы общей экологии : Учебник для студентов высших учебных заведений. - М. : Агар, 1999. 96 с.
3. Круглов, Ю. Г. Библиотека русской сказки: в 10 т. - М. : Товарищество, 1992. Т. 1. 368 с.