Папки-передвижки

Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы

Галина Гагарина
Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы (фольклорная сказка «Теремок» и ее литературные обработки)[/h3]

Одним из способов экологического воспитания младших дошкольников является чтение природоведческой литературы. Художественные средства, которыми обладает литература - образность, занимательный сюжет, возможности звукописи - позволяют осуществить как дидактические, так и познавательные цели.

Публикация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы» размещена в разделах

Задача настоящего исследования – определить возможности использования художественного текста в процессе экологического воспитания младших дошкольников. В качестве материала исследования были выбраны следующие тексты: фольклорная сказка «Теремок»; литературная сказка «Теремок» (1929) в обработке В. В. Бианки и литературная сказка «Теремок» (1947) Е. И. Чарушина.

Природоведческая литература возникает из фольклорных сказок о животных. Этим сказкам свойственен анимизм. Звери разговаривают и ведут себя подобно человеку. Одна из наиболее архаичных форм сказок о животных – это кумулятивные сказки, в которых повторяется один микросюжет. По определению В. Я. Проппа, «основной художественный прием этих сказок состоит в каком-либо многократном повторении одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким образом цепь не порывается или же не расплетается в обратном порядке»[1]. В таких сказках события как бы «нанизываются», происходит повтор одинаковых сюжетных звеньев, а перенасыщение событиями и героями приводит к развязке.

К архаичной форме животного эпоса относится и фольклорная сказка «Теремок». Звери заселяют теремок «по росту» : мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Имена зверей «двойные» : к названию животного добавлено рифмующееся с ним прозвище, которое характеризует внешность и повадки героя сказки. Одинаково описывается ситуация встречи «нового жильца» и при этом воспроизводится вся предшествующая цепочка. За счет этого возникает ретардация - задержка развития действия путем многократного повторения. Это способствует лучшему запоминанию героев и сюжета сказки. Ребенок посредством фольклорной сказки постигает начальные азы знаний о природе, он знакомится с дикими животными леса, усваивает пропорции в размерах обитателей леса. Кроме того, в сказке дан обобщающий образ Дома-природы, в котором каждый его обитатель – одушевленное существо.

Фольклорная сказка стала основой для авторских, литературных сказок Бианки и Чарушина. Обратимся к «Теремку» Бианки. Как известно, многие народные сказки о животных повествуют о спорах зверей за первенство. Сказка Бианки «Теремок», сохраняя кумулятивный сюжет фольклорного «Теремка» и добавляя фольклорный мотив соперничества зверей, содержит ряд отличий от народного варианта. Во-первых, вместо Теремка выступает дупло дуба. Во-вторых, микросюжеты связываются не мотивом возрастания, а логикой взаимодействия животных в экосистеме. Под «экосистемой» здесь понимается «совокупность живых организмов и среды их обитания, образующих благодаря круговороту веществ, устойчивую систему жизни»[2]. Звери поочередно обустраивают себе дом после предыдущего «хозяина». Очередность жильцов такова: дятел, скворец, сыч, белка, куница, пчелиный рой и медведь. Описывая повадки животных и давая им меткие описательные имена, автор в интересной и познавательной форме рассказывает детям о природных закономерностях. При этом природа предстает в живом и динамичном взаимодействии растений, насекомых, животных.

Спустя 18 лет свою версию «Теремка» предложил Чарушин. Его сказка «Теремок» (1947) так же, как народная сказка, построена на кумулятивном сюжете. Она более приближена к фольклорному тексту, чем сказка Бианки. Здесь те же герои, тот же формульный диалог между животными. Новизна литературной обработки Чарушина состоит в том, что писатель отобразил звуковую сторону природной жизни. Сказка написана короткими ритмизованными предложениями. Акцент сделан на звукоподражании. Ребенок учиться различать голоса зверей, слышать звуки природы. Финал сказок одинаков. Является медведь – в древних представлениях священное животное клана, нередко являющееся символом разрушения. Медведь - «я всех давишь!» - противопоставлен всем остальным животным. Клан Медведя вытесняет тотемы Мыши, Лягушки, Зайца, Лисы и Волка более сильным претендентом на «жизненное пространство». Его миссия – установление своего порядка: «Не успел медведь сесть на крышу, как раздавил теремок»[3]. Однако в некоторых обработках, например, в одном из наиболее популярных вариантов сказки «Теремок»(1951)литературной обработке народного сюжета писателем и фольклористом М. А. Булатовым, в сказку добавлен новый финал: все звери вместе строят новый теремок. Очевидно, здесь, как и в сказке «Терем - теремок» в обработке В. Г. Сутеева, дидактическая цель преобладает над познавательной. Главное в этих обработках – идея дружбы и трудового сотрудничества.

Литературные сказки, созданные на сюжет «Теремка», опираются на фольклорную сказку. Из фольклора взяты основные жанровые свойства: анимизм, организация кумулятивного сюжета, ритмичность в построении фразы. Однако детские писатели извлекают новые возможности сказочного жанра. Авторы смогли наполнить знакомый сюжет естественнонаучными знаниями, решить познавательные задачи. Кроме того, такие «сказки-несказки» дарят ребенку эстетическое наслаждение. Мир природы предстает одушевленным, разноголосым, динамичным и таинственным. Ни одно живое существо не оказывается лишним в этом хоре природы. Не этого ли понимания добивается экологическое воспитание?

Список использованных источников

1. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность. Сборник статей. - М. : Наука, 1976. – 327 с.

2. Воронков, Н. А. Основы общей экологии : Учебник для студентов высших учебных заведений. - М. : Агар, 1999. 96 с.

3. Круглов, Ю. Г. Библиотека русской сказки: в 10 т. - М. : Товарищество, 1992. Т. 1. 368 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Речевое развитие младших дошкольников средствами театрализованной деятельности Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка- дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Книжка-малышка. Экологическое воспитание посредством художественной литературы Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы. Это раньше наши предки могли не.

Консультация для воспитателей на тему «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей» Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста Проблемы экологического воспитания.

Культурно — экологическое образование старших дошкольников средствами фольклора Актуальность проекта: - обусловлена потребностями современного образования в воспитании и развитии творческой личности ребенка дошкольного.

Презентация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: • разнообразные циклы наблюдений в повседневной.

Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности.

Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников средствами художественной литературы Возможности нравственно-патриотического воспитания у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная.

Воспитание эмпатии у детей младшего дошкольного возраста посредством детской литературы и фольклора Актуальность темы: наступил 21 век, а проблема развития личности ребенка дошкольного возраста не перестает быть актуальной. В решении этой.

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики Возраст детей:старший дошкольныйЗадачи:Способствовать формированию основ экологического самосознания. Формировать понимание ответственности.

Экологическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительной деятельности Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы теряют плодородие почвы, обедняются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы
Опубликовано: 20 января 2018 в 13:09
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы» (включая файлы) размещена пользователем Галина Гагарина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД