Валентина Щербина
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей:
старший дошкольный
Задачи:
Способствовать формированию основ экологического самосознания. Формировать понимание ответственности человека за сохранение живой природы, развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать уважительное отношение ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от симпатии и антипатии.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Образовательные:
Формировать грамматически правильную речь,вызвать интерес к занятиям по экологии и ТРИЗ, рассказать о взаимосвязи всего в природе. Продолжать формировать качества творческой личности на понятийной основе, формировать навыки творческой исследовательской работы.
Развивающие:
Развивать логику мышления, системность, воображение
Развивать коммуникативные умения, познавательную активность
Развивать эстетические чувства
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к живому
Развивать командный дух, умение слушать своих друзей, действовать согласованно.
Предварительная работа:
Беседы о животных, рассматривание иллюстраций, чтение детской энциклопедии
Методы и приемы:
наглядный, словесный, художественное слово, методы и приемы ТРИЗ (схемы — алгоритмы)
наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека
игры: - на познание и классификацию, на развитие чувственного восприятия, на самосознание, на развитие ситуации через сужение поля поиска.
системный анализ.
Оборудование:
аудиозапись, картинки с изображениями.
Ход образовательной деятельности:
Дети в игровом уголке, воспитатель готовит оборудование, включается аудиозапись: Внимание, внимание! Академия биологических наук открывает научно-исследовательскую лабораторию. Для работы требуются сетевые операторы, владеющие знаниями теории решения изобретательских задач. Приглашаются все желающие. Звонить по телефону – 8800 1001000
Воспитатель: - Очень интересное объявление. Я думаю, что нам это подходит. Но сначала, я хочу спросить у вас, что значит быть сетевым оператором и что такое теория изобретательских задач?
(ответы детей)
Воспитатель: - Я согласна с вашим мнением. Итак, мы звоним и записываемся в члены научно-исследовательской лаборатории.
(проводится имитация звонка)
Воспитатель: - Алло, здравствуйте, мы прослушали, ваше объявление, и хотели ли бы записаться в вашу научно-исследовательскую лабораторию, мы хотим стать учеными. Что нам нужно сделать? Пройти собеседование? Да, хорошо. Свои результаты мы пришлем вам по электронной почте.
Воспитатель: - Ребята, нам нужно пройти собеседование, т. е. выполнить задания, которые нам пришлют по почте.
(входит младший воспитатель и приносит большой конверт, говорит, что его передали для нашей группы)
Воспитатель: - А вот и задания пришли, вы готовы пройти собеседование? (да)
- Открываем конверт и начинаем работать.
1 задание –
Люди вспахали поле и посеяли пшеницу, зерна пшеницы стали прорастать. Прошел дождь, поле зазеленело, и из земли выползли черви. Вот однажды люди вышли в поле, посмотреть на всходы, а на поле птиц видимо невидимо! Испугался человек и прогнал птиц с поля.
Проблемная ситуация: Как вы думаете, что делали птицы на поле?
Правильно ли поступил человек? (Ответы детей).
Воспитатель: Да ребята всё в природе взаимосвязано. В этой ситуации как мы с вами выяснили, человек поступил правильно – он оберегает всходы пшеницы.
(на мольберте выстраивается логическая цепочка - карточки с рисунками: поле, черви, дождь, птицы)
2 задание –
А ещё сады там были с яблоками наливными да грушами медовыми!
Пришли люди урожай в сад собирать, а там гусениц столько, что даже листочков на деревьях почти не осталось. Загрустили люди, задумались, что делать им в этой ситуации? Кого на помощь звать ведь урожай пропасть может.
Как вы думаете ребята? (Ответы детей).
(на мольберте выставляется новая логическая цепочка: карточки с изображением: гусеницы, птицы, урожай).
3 задание - Но только эту беду обошли, как другая появилась. Стал урожай в садах и полях сохнуть и вянуть. И снова задумался человек, как эту ситуацию исправлять?
Давайте вместе поможем урожай спасти! Что для этого сделать надо?
(на мольберте выставляется новая логическая цепочка: карточки с изображением: дождь, пар, поднимающийся от земли, облака, дождь, поливалка)
(Карточки с изображением круговорота воды в природе).
Физминутка: (на экране открываются картинки с изображением деятельности людей на поле, в саду, огороде, и т. д.)
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года, и посмотреть, чем заняты люди в разных временах года!
Вы согласны? Тогда смотрите внимательно на экран.
(Дети под музыку имитируют движения той или иной деятельности в соответствии с изображением на экране.)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие (ответы детей)
- А теперь, мы продолжаем выполнять задания по собеседованию.
4 задание –
Назвать разные формы состояния воды – работа с карточками, составление логической цепочки: жидкое состояние, пар, лед, снег
Отобразить с помощью технологии ТРИЗ – «маленькие человечки», свойства каждого состояния воды – игра «Цепи»
5 задание - "Овощи-фрукты"
Материал. Карточки с изображением
овощей и фруктов.
Задания.
1. Обыгрывание наглядного материала.
Разложи карточки на две группы. По какому признаку ты это сделал?
Раздели карточки по цвету (величине, форме).
Найди все карточки с овощами и фруктами, которые ты когда-либо пробовал. Расскажи, какие они на вкус.
Разложи карточки на три группы: что едят только сырым; сырым и вареным; только вареным?
Разложи овощи и фрукты от самого сладкого к самому кислому (от самого светлого к самому темному; от самого мягкого к самому твердому; от самого тобой любимого к самому нелюбимому).
2. Варианты сужения поля поиска.
Работа с признаками, которые упорядочены.
Это яблоко? (Выбор центрального объекта, деление ряда на две части.)
Этот фрукт (овощ) слаще (кислее, чем яблоко?
Аналогично строится работа на основе другого признака:
Этот фрукт (овощ) тверже, чем. ?
Работа с признаками, которые не упорядочиваются.
Это фрукт?
Этот фрукт едят сырым?
Его кладут в компот?
Он растет в наших садах?
Мы когда-нибудь ели его на полдник?
6 задание - "Животный мир"
Материал. Карточки с изображением: черви, птицы, грызуны – мыши, кошки
Задания.
1. Обыгрывание наглядного материала.
Животным, изображенным на карточках,
дается характеристика по плану: кто это? Место его обитания? Что ты еще о нем знаешь?
Игра “Кто больше. ". Подобрать слова, относящиеся к характеристике каждого животного.
Игра "Летает – не летает". Ведущий раздает детям карточки разных животных, называет животного, у кого карточка с этим животным, поднимет ее, все произносят: летает – не летает
Игра "Построй ряд". Дети выкладывают карточки в ряд по заданному воспитателем признаку, например от самого крупного до самого мелкого животного; от самого опасного до самого безопасного для человека и т. д.
2. Варианты сужения поля поиска.
Работа с признаками, которые упорядочены.
От самого опасного для человека животного до самого безопасного.
От самого крупного до самого мелкого.
От самого пушистого до самого гладкого.
От самого смелого до самого пугливого. Работа с признаками; которые не упорядочиваются, - игра в рамках биологической классификации (можно использовать схему - см. приложение).
Это домашнее животное?
Это хищник?
Это млекопитающее?
Это животное гладкошерстное?
Это животное опаснее для человека, чем. ?
Воспитатель: Ребята что сегодня мы выяснили, проходя собеседование? Дети: - Как всё, что нас окружает связано между собой!
- Давайте вспомним, если бы человек не прогнал птиц, что бы было? (ответы детей).
А как спасли урожай фруктов в саду? (ответы детей).
Как помогли не засохнуть урожаю? (ответы детей).
Всё в природе взаимосвязано: одно без другого не бывает! А теперь я предлагаю вам угоститься фруктами, которые мы с вами спасли.
- Сегодня мы с вами были сетевыми операторами, мы выполнили успешно все задания, сейчас я их отправлю по электронной почте, и мы будем ждать ответа от Академии биологических наук.