Папки-передвижки

Родительское собрание в средней группе «Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром»

Анна Зимина
Родительское собрание в средней группе «Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание в средней группе

«Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром».

Публикация «Родительское собрание в средней группе „Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром“» размещена в разделах

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установление с ними партнёрских отношений.

Задачи:1. Выявить представления родителей о том, как воспитывать любовь к животным у детей, повысить уровень нравственно - экологической компетенции родителей.

2. Познакомить с методами воспитания сопереживания.

3. Показать необходимость воспитания сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром в семье.

4. Вовлечь родителей в совместную с ДОУ экологически-ориентированную деятельность.

Оборудование:

Ручки, напечатанные анкеты, распечатанные шаблоны для игры –«Цепочка питания», фотографии с фотовыставки «Мой лучший друг».

Подготовка к собранию :

1. Изучить специальную литературу по проблеме воспитания педагогической культуры родителей.

2. Выделить формы работы педагога с родителями и методы активизации родителей с целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу и желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.

3. Работа с детьми по воспитанию любви к животным.

4. Просмотр фотографий с фотовыставки «Мой лучший друг».

План собрания

1. Повестка дня

2. Доклад воспитателя

3. Анкетирование родителей

4. Игра с родителями «Цепочка питания».

5. Выводы.

6. Просмотр фотографий с фотовыставки «Мой лучший друг».

Ход собрания.

1. Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание мы посвящаем проблеме воспитания у ваших детей любви к животному миру, умению сопереживать, заботиться, ухаживать за «братьями нашими меньшими».

Воспитания через природу достигается лишь при постоянном общении ребёнка с природой. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения

единства с ней.

2. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей, научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т. п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Хорошо, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.

Ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных. Главная задача в эстетическом развитии средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. В. А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Доброта становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.

Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т. е. уметь понимать другого,

сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,

побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не

сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга.

Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой,

перед обществом, перед собственной совестью.

Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого,

которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Ребёнку легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит — как и я.

Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогают

сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети учатся анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, учатся выявлять самое важное, ухаживать за растениями и животными.

Иногда познавательная активность дошкольника носит слишком

"исследовательский" характер: в этом случае он может стереть пыльцу с

крылышек этой бабочки и даже оторвать их, чтобы посмотреть "что же будет".

Такая шокирующая взрослых "жестокость" детей по отношению к природным

объектам объясняется тем, что дети просто не относят природное к сфере равного с ними в своей самоценности.

Для дошкольников характерно противоречие между декларируемым и реальным поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а системой запретов: "не рвать", "не сорить", "не ломать". Действенность таких запретов весьма относительна.

КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ЖИЗНЬЮ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ.

Кроме растений и животных в уголке природы, воспитатель знакомит

детей с животным миром на прогулках и экскурсиях, детям дают знания о

некоторых насекомых, животных тех мест, где находится дошкольное

учреждение. Например, чтобы дети поняли, какой вред приносят растениям

гусеницы-листоеды, их помещают в садок вместе с растением, на котором они были найдены. После наблюдения можно убедиться, как за короткий срок гусеницы поражают листья. В беседе воспитатель подчеркивает пользу птиц, уничтожающих таких гусениц.

Учитывая, что в условиях города и пригородных зон осталось очень мало бабочек, ловить их и помещать в садики не следует; лучше рассматривать их на прогулках, когда дети их видят летающими или сидящими на растениях, траве. Не следует также разрешать детям собирать большое количество насекомых (например, божьих коровок или других жуков, что дети иногда любят делать; можно поймать 1-2 вида насекомых, рассмотреть в садике в течение нескольких дней и отпустить, объяснив, какую пользу они приносят природе.

Уход за птицами осуществляется под контролем и при участии воспитателя.

Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и

выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями.

Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие.

Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.

Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время

систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством

воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия.

Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма, это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них.

Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и

подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме

того, нужно подобрать для детей литературный материал: стихи,

рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное

воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.

Основные занятия о животных и сведения об уходе за ними дети получают

во время занятий. Однако не следует процесс ознакомления с животными

сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за

животными в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по

наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за животными усиливает интерес детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями. На занятии животное не всегда «показывает» все свои повадки, а в процессе систематического наблюдения за ним ребята могут узнать много интересного. Во время обсуждения работы и наблюдений дежурных воспитатель просит ребят рассказать о том, что они увидели, поощряет наиболее внимательных. Таким образом, педагог постоянно поддерживает интерес детей, не дает ему угаснуть. Помогает этому и собственный интерес воспитателя, его внимание к животным.

Пример.

Как знакомить дошкольников с земноводными и пресмыкающимися животными?

Для детей младших и средних групп летом организуют прогулки к

водоемам, где чаще всего можно встретить лягушку. Рассматривая ее с детьми, воспитатель отмечает характерны признаки ее внешнего вида и повадок (большие глаза, большой рот, кожа блестящая, серого или зеленого цвета;

передние ноги длиннее задних, на них пальцы; лягушка сидит в траве, она умеет прыгать). Для более длительного наблюдения за этим животным можно поймать лягушонка, посадить в банку и в течение 2-3 дней наблюдать за ним: что делает, как прыгает, как ловит мух. После этого лягушку надо выпустить, а через несколько дней поймать другую, понаблюдать за тем, как она плавает в тазу с водой, как прыгает с камня в воду и выпрыгивает из нее.

Рассматривание лягушек сопровождают разучиванием стихотворений, песенок об этих животных.

При рассматривании водных жуков воспитатель использует прием

сравнения: предлагает детям вспомнить, каких жуков они видели раньше, и

сравнить их (одни летают, другие плавают, отмечает, как быстро плавает

жук, загребая ножками, какие у него крылышки.

Например, увидев в лесу или возле водоема лягушку или ящерицу,

Взрослый обращает внимание ребёнка на окраску животного и предлагает

ответить, хорошо ли заметна ящерица среди зеленой травы, песка или хвоинок.

Подводит его к выводу, что окраска животных помогает им скрываться от

врагов; обращает внимание на то, как эти животные спасаются от преследования: лягушки прыгают в воду, ящерица отбрасывает хвост, черепаху спасает панцирь.

При ознакомлении с земноводными и пресмыкающимися воспитатель

подчеркивает, что эти животные полезны, так как поедают насекомых и слизней

– вредителей садов и огородов. В процессе наблюдения и ухода за животными

дети убеждаются в правоте слов воспитателя : скажем, лягушки, жабы съедают

много насекомых (особенно прожорлива жаба). Задача педагога и в том, чтобы воспитывать у ребят бережное, заботливое отношение к живым существам (нельзя их мучить, для наблюдения поймать только одно животное и через некоторое время отпустить его и т. д.). Вместе с тем следует учить детей соблюдать меры предосторожности в обращении с животными : после того как подержали в руках лягушку или жабу, нужно вымыть руки; слизь на коже этих животных безвредна для кожи человека, но если она попадет на слизистую глаз или рта, может вызвать раздражение.

Нужно подвести ребёнка к выводу о пользе животных и необходимости бережного отношения к ним.

Рассматривая улиток, ребёнок видит, как улитка «теркой» счищает налет со стенок аквариума, как движется, через лупу рассматривают ее глаза, рот, рожки.

Знакомя детей с животными, для дополнения знаний детей нужно использовать чтение рассказов и стихотворений о животных, затем можно предложить ребёнку нарисовать или вылепить особенно понравившееся животное или насекомое.

Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные

ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у детей

любознательность, укрепляли интерес и любовь к природе, бережное

отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства.

3. Анкета для родителей

1. Как вы относитесь к природе?

2. Часто ли вы с семьёй бываете на природе?

3. Есть ли у вас садовый участок или деревня?

4. Есть ли у вас домашние животные? Какие?

5. Играет ли ваш ребёнок с вашими питомцами?

6. Как ваш ребёнок заботится о своих питомцах?

7. Наблюдаете ли вы с ребёнком за различными животными и другими явлениями природы?

8. Читаете ли вы с ребёнком познавательную литературу о природе?

9. Интересуется ли ваш ребёнок образом жизни разных животных, птиц, насекомых?

10. Как вы думаете, умеет ли ваш ребёнок сопереживать или равнодушен к страданиям близких?

11. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

12. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

13. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

14. Любит ли читать книжки о природе без иллюстраций?

15. Изобретает ли собственные игры и развлечения? На какую тему?

16. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

17. Сочиняет ли рассказы или стихи?

18. Любит ли рисовать объекты природы и животного мира?

19. Боится ли темноты или ещё чего либо?

20. Можете вы назвать своего ребёнка добрым?

4. Игра для родителей «Цепочка питания».

Цель игры: Проверить знания родителей о пищевой цепочке в мире растений и животных - кто кем питается. Учить строить пищевые цепочки, начиная с растений, которым жизнь даёт солнце, воздух и вода. Продолжать пищевой ряд насекомыми, пресмыкающимися, мелкими животными, переходя к более крупным млекопитающим.

Правила игры: Перед родителями раскладывается первое звено в цепочке питания. Родителям предлагается собрать на лучик (цветной шнурок) цепочку из картинок, изображающих объекты живой природы, в той последовательности, в которой отражен кто, кем питается.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического

воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде

цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по

тропинке муравья.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как

жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому

мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется,

поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном и виденном.

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство

с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно

нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности,

волевых качеств.

Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, -

именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры, которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе, к взрослой жизни.

Нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания

невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, возможностями, чертами характера.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие

представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего

возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой,

организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб,

птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые

элементарные трудовые навыки.

5. Вывод и ожидаемый результат:

Таким образом, можно сказать, что при правильной организации педагогической работы, полученные знания позволят дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать свое поведение по отношению к живому.

6. А сейчас, мы предлагаем вам пройти на фотовыставку «Мой лучший друг».

Маша (4 года 6 мес). "Моя корова Картинка"

"Мою корову зовут Картинка. Я даю ей сено, она мне-молоко. Умеет мычать, бегает за мной,бодает меня".

Серёжа (4 года 6 мес)."Мой друг Ник".

"Моего друга зовут собака Ник. Любит есть косточки и рыбку. Играет со мной в догонялки и прятки. Умеет кусаться и кусать,громко рычит и лает. Я его люблю. потому что он хороший".

Юля (4 года 9 мес)."Моя коза Милка"

"Моя коза Милка живёт у бабушки в деревне. Я с ней гуляю,глажу её. Она хорошая".

Лиза (4года 11 мес)

"Папа- мой лучший друг. Всегда, когда он идёт на футбол,он берёт меня с собой. Я его люблю! он всегда мне покупает игрушки-животные".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М. : 2005.

2. Николаева С. Н. «Программа экологического воспитания дошкольников». – М. : 1993.

3.«Как знакомить дошкольников с природой» / под ред. П. Г. Саморуковой – М. : 1984.

4.«Система работы по воспитанию у детей основ экологической культуры». Методические рекомендации для студентов педагогических университетов, педколледжей, педагогов дошкольных учреждений. – Н. Новгород : НГПУ, 1999.

5. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. «И учё ба и игра: природоведение». .Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль «Академия развития»,1997.

6. Николаева С. Н., Христовская Т. В. «Ознакомление с живой природой». Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1988.

7. Фрейдкин И. С. «Ознакомление с неживой природой». Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Воспитание нравственных качеств у дошкольников в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого Выступление на педсовете детского сада по теме «Воспитание нравственных качеств у дошкольников». Уже не первый год я работаю над темой.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Методические рекомендации по развитию речи младших дошкольников в процессе ознакомления их с окружающим миром Красивая, правильная речь ребенка - залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли,.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем в старшей группе. Фотоотчет об экскурсииПатриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем в старшей группе. Фотоотчет об экскурсии Хочу поделиться своим небольшим опытом в работе по воспитанию патриотизма у дошкольников в старшей группе. В этом году одной из задач нашего.

Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №43 «Дюймовочка» города Моздока Республики Северная Осетия Алания.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой Основной задачей речевого развития детей как в семье, так и в детском саду является овладение нормами и правилами родного языка, определенными.

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Родительское собрание в старшей группе Тема «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Дети - Цели:.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в средней группе «Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром»
Опубликовано: 6 марта 2016 в 00:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в средней группе «Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Зимина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД