Папки-передвижки

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников»

Горбачева Светлана Валерьевна
Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В нашем детском саду Экологическое воспитание дошкольников реализуется через такие виды деятельности:

-наблюдения,

-опыты,

-исследования,

-игры,

-труд,

-художественно-эстетическая практика,

-знакомство с природоведческой литературой,

-занятия физкультурой и спортом,

-встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды,

- посещение выставок (домашних животных, выставки цветов,

Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

- участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов,

- экологические тренинги,

- коллекционирование объектов природы,

- изготовление лэпбуков.

Считаю, что важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях :

на обучающих занятиях;

в повседневной жизни.

Необходимо стремиться теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Я привлекаю детей к уходу за растениями и животными, к сохранению благоприятной экологической обстановки.

В педагогическом процессе использую различные методы обучения:

наглядные,

практические,

словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы – это мои рассказы и рассказы детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

Практикую сюжетные игры, игры-практикумы, игры - иллюстрации и инсценировки. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т. д., но и познать свойства этих природных материалов

Также в своей практике дошкольного воспитания в ознакомлении детей с природой широко использую:

Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Провожу их для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Проектная деятельность

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» с взрослыми в совместной познавательной деятельности.

Создание экологической среды

Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду и в группе благоприятной экологической среды.

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «Центра природы», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними. Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

-Анкетирование, проведение опросов

- Беседы

-родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры, бюро педагогических услуг, вопрос- ответ,

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат

–совместные досуги, праздники, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в «Центре природы».

- Выпуск газет, экологических, плакатов, папок - передвижек.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство.

А в заключение хочу сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

ярким примером экологического воспитания является "Огород на окне"

Огород на окне – одно из средств экологического воспитания детей в нашем детском саду.

Каждый год мы с детьми сажаем на подоконнике небольшой миниогород.

Целью создания в детском саду «Огорода на окне» является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе, воспитание трудолюбия, бережного отношения к природе, обогащение словарного запаса, развитие связной речи детей.

Главная задача взрослых - поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Я как педагог выбираю самостоятельно формы работы с детьми своей группы по созданию огорода. Это может быть и цикл занятий, наблюдений, исследовательская деятельность, но самое главное - огород должен быть многофункционален, для использования его в различных видах деятельности детей.

Также я использую проектную деятельность. Среди наиболее ярких проектов в нашем саду можно выделить следующие: «Посадили огород – посмотрите, что растет», «Витаминные грядки», «Поезд здоровья».

Очень любят дети наблюдать за изменениями, происходящими с семенами в ходе их прорастания.

В процессе ознакомления с семенами детям читаем сказки, стихи и потешки, пословицы и поговорки:

«Что посеешь, то и пожнешь»

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

«Дело мастера боится»

«Сей овес в грязь, будет овес князь».

Вместе с детьми отгадываем загадки про овощи и фрукты, рассматриваем иллюстрации.

Развиваем творческие способности через продуктивную деятельность.

Играем в дидактические игры: «Что, где растет», «Найди такое же», «Что растет на огороде?», «Назови растение», «Что лишнее?», «Подбери семечко».

Подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони».

Дети активно участвуют в посадке и уходе за растениями. С большим интересом дети рыхлят землю, поливают и опрыскивают растения. В младшей и средней группах все дети сеют семена одних и тех же растений, осваивают один агротехнический прием: делают лунки, в которые кладут по одному семечку. С детьми нашей группы мы сеем семена разных растений, например, одни сеют цинию, другие бархатцы.

Практика показывает, что у детей расширились представления о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».

Огород в детском саду является одним из условий для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Кроме того, это еще и возможность увидеть результата своей работы, оценить свой труд. А как приятно подать зимой к столу салат из огурцов или блюда, украшенные зелёными перьями лука. И красиво и вкусно, и полезно для здоровья наших ребят. А главное - это доступно всем, и это вырастили дети.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 14:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Горбачева Светлана Валерьевна (УИ 2912750) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД