Маслова Любовь Васильевна
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Дети дошкольного возраста только начинают знакомится с окружающим миром: животными, растениями, законами природы, и нуждаются в помощи взрослых.
Экологическая проблема является одной из самых глобальных проблем в настоящее время, а это значит, что необходимо обратить на это внимание, особенно если это касается детей, которые только делают первые шаги в этом мире. Поводов для волнения много: изменение климата, истощение природных ресурсов, вырубка лесов, загрязнение водоемов и таких моментов много.
Дети – добрые, нежные, милые создания, порой бывают очень грубыми. Это происходит, потому что ребенок не понимает к чему это приведет. Чаще всего ребенок, который ломает цветы на клумбе, выбрасывает мусор в неположенном месте, бросает камень в животного, не знает какие могут быть последствия, не знаком с правилами поведения в окружающем его мире природы. Для него данные действия просто развлечения. Пока дети не потеряли интерес к познанию и исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать тайны живой и не живой природы.
Экологическое воспитание – это формирование осознанного и правильного отношения к природе и всему ее многообразию, которое нужно начинать с раннего детства. Это отношение к себе как к маленькой частицы окружающего мира, взаимодействие с самой природой.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить, бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней изменениями. в разное время года.
На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада. В уголке природы под руководством воспитателя дети систематически наблюдают и ухаживают за растениями. Изучают жизнь и повадки животных и птиц. В процессе наблюдения и ухода дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.
Формами работы с детьми экологического воспитания является : игра, рассказ и беседа, в том числе рассматривание картин о природе и их обсуждение, а также чтение детям стихов и рассказов, сказок о природе и беседа после прочтения.
Используя дидактические игры, воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.
Интеллектуальные игры: «Волшебные превращения», «Воздух, земля, вода», «Живое не живое», помогают развивать познавательный интерес, формируют знание о единстве природы.
Игры забавы: КВН, викторины, конкурсы. Они учат детей обмениваться информацией друг с другом, доставляют радость.
Культовые игры основаны на исторических традициях: «Коляда», «Масленица», «Проводы зимы», «Ручеек», …. Через истоки истории дети
по новому учатся любить и уважать природу, учатся быть защитниками ее красоты.
Сенсорные игры: «Чудесный мешочек», «Что в песке лежит», «Определи по вкусу», «Мягкий колючий» помогаю детям приобрести необходимые знания об окружающем мире, через сенсорные ощущение развивается мышление, наблюдательность, внимательность к окружающим объектам природы.
Что как, не сказки - драматизации знакомит детей с повадками животных, их образе жизни. Развивает образное мышление, мимику, речь.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке, экспериментирование.
Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассказы, беседы.
Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия.
Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий.
Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. Например: зимой проводится акция «Покормите птиц зимой». Дети совместно с родителями мастерят кормушки и в течении зимнего периода имеют возможность наблюдать за пернатыми и кормить их.
На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. А так же подвижные игры: «Бездомный заяц», «Птицы в гнездышке», «Хитрая лиса», «Кошки мышки». Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.
Экспериментирование - дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы.
Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и не опознанное. А детство, это пора поисков на все неизведанное и неопознанное.
Одним из познавательных факторов в детском саду является организации огорода на окне.
Где дети знакомятся с различными семенами растений, правилам их посева и ухода за ними. Наблюдают за ростом растений разнообразием листьев, узнают о пользе для человека каждого из растений. Затем некоторые из них переносят на земельный участок детского сада.
На земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Чувство экологической культуры начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка, появление добрых чувств ко всему живому на земле и познавательного интереса к окружающему миру.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Что, мы и природа одно целое.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко