Галина Кубиц
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников
Планета Земля — родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем.
Но форму Земли до конца мы не знаем.
А форма Земли без рек и морей
Зовется геоид! Учи и умней!
А что там внутри? Принимаем на веру.
Не видно ядро. Летим в атмосферу!
Мы ей благодарны, что можем дышать
И много проблем с нею можем решать.
Прекрасно, что мы атмосферой закрыты
От злых и коварных метеоритов.
От трения в воздухе камни сгорают
И звездным, красивым дождем выпадают.
Озоновый слой, без всяких сомнений,
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Нас защищает от плохих излучений.
Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверье и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
Парамонова Ж.
Говорим мы об актуальности экологической проблемы неустанно. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности на планете. Желание человека упростить свою жизнь слишком часто сказывается на природе, и о последствиях мы начали задумываться только последнее время.
Мы бы хотели обратить внимание на тот вклад, который вносим мы с вами, обычные люди. Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня — это наши дети. То, каким они увидят этот мир завтра, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся взаимодействовать с природой — все это зависит от нас. Так как главное то какой мы подаем пример будущему поколению.
Детский сад, безусловно, должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание. Но, не смотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого человека.
Мы бы хотели выделить 3 основных задачи для полноценного экологического воспитания дошкольника :
1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.
Именно сюда относится умение выбрасывать за собой мусор, не ломать ветки, не портить кару у деревьев, не рвать цветов на лугу, не жги костров влесу, не обижать животных и птиц, не ловить насекомых и так далее.
2. Воспитание этических и эстетических чувств.
Это значит: Беречь, любить,восхищаться природой, видеть её красоту, любить её дары, может научить только взрослые. Ребёнок должен расти с чувством, что природа — это большое разумное существо, каждая травинка, каждая букашка- это его часть. Оно живёт своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и заботиться о нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи — то, как в природе всё взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают муравьи, чтобы построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а весной вырастают снова; как гусеница становится бабочкой. В природе столько удивительных и красивых явлений, которыми можно восхищаться бесконечно.
3. Формирование познавательных и творческих потребностей.
Важно не просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо сформировать у ребёнка желание творить и помогать. Ведь мы говорим о нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны быть решены. Посадите вместе дерево или цветок летом, сделайте кормушку для птиц зимой, весной скворечник — и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он способен изменить её сам и изменить в лучшую сторону.
В помощь реализации поставленных задач сейчас существуют книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал, который требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и оценить всю её красоту сидя перед экраном телевизора.
Необходимо чтобы ребёнок постоянно имел контакт с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе со взрослым. Это должны быть совместные прогулки в лес, на озеро. Целью этих прогулок должно быть - желание увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения в природе и как эти изменения влияют на жизнь человека.
В природе открытия ждут ребёнка на каждом шагу — по дороге в детский сад, рядом с домом и при походе в магазин. В это время особенно важно вести диалог с ребёнком, ведь зачастую взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе — не стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир и развивает умение беречь окружающую природу.
Не менее важно чтобы уголок природы был у ребёнка всегда под рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков и даже перьев птиц и других коллекций — всё это способ познания окружающего мира. Ну и конечно содержание домашних питомцев и уход за ними — это очень большой вклад в экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.
Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.