Елена Пышкина
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в уголке природы в зимний период
▼ Скачать + Заказать документы
Работа в уголке природы. В течение зимы уголок природы является местом коллективных и индивидуальных наблюдений, труда дежурных. Здесь дошкольники уточняют и углубляют знания о животных и растениях, полученные на занятиях, приобретают навыки ухода за ними.
Растения не должны оставаться зимой без внимания. Воспитатель, организуя и контролируя дежурство дошкольников в уголке природы, учит их правильно ухаживать за растениями. Дети по состоянию почвы и самого растения определяют необходимость полива. При этом воспитатель закрепляет представления детей о том, что растение живое — оно чувствует недостаток воды и соответственно реагирует: листья и стебли становятся вялыми, мягкими, опускаются.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Зима. Экологическое воспитание
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
В конце зимы — начале весны некоторые комнатные растения начинают активно расти: появляются новые листья, цветочные стрелки и бутоны: начинают разворачиваться цветки. Совместно с воспитателем дети устанавливают, что растения пробуждаются — им теперь требуется больше света и влаги. Дежурные переносят такие растения в более светлое место, обильно поливают, следят за их состоянием. Изменения, происходящие с растением, можно зарисовывать и помещать рисунки в уголке природы. Полезно использовать их при обобщении знаний детей о росте и развитии растений.
Внимание воспитателя к комнатным растениям, его заинтересованность деятельностью дежурных являются необходимым условием воспитания у детей интереса к растениям, ответственного отношения к своим обязанностям. Вместе с тем педагог должен уметь увидеть и поддержать самостоятельные действия старших дошкольников по уходу за растениями уголка природы, похвалить кого-либо из детей за наблюдательность, интересный вопрос, стремление узнать новое о жизни комнатных растений.
Важно, чтобы воспитатель умел интересно рассказывать о том или ином растении, о его родине, лечебных свойствах, объяснять происхождение некоторых образных названий (например, зефирантес назван «выскочкой» за быстрое цветение, монстера — «плаксой» за появление в сырую погоду капелек воды на кончиках листьев и т. д.).
Такие рассказы вызывают у детей интерес к комнатным растениям, стремление самостоятельно наблюдать, ухаживать за ними. Дети легко запоминают названия таких растений, узнают их вне детского сада, делятся своими знаниями о них дома, в кругу сверстников.
В уголке природы воспитанники подготовительной к школе группы выращивают зеленый корм для питомцев. Желательно иметь растения, выращенные самими детьми из семян (лимон, апельсин) или черенков. Наблюдать и ухаживать за ними особенно нравится ребятам. Воспитатель предлагает детям сравнить растения, выращенные двумя сверстниками, найти в них сходство и различие, установить их состояние.
Интерес у детей вызывает сравнение некоторых растений с животными по внешнему виду и приспособлениям к условиям среды (например, еж и кактус). Такое неожиданное сравнение помогает ребятам лучше осознать сходство растений и животных как живых объектов, развивает наблюдательность и смекалку.
Организация дежурства в уголке природы — важная задача воспитателя подготовительной к школе группы. Дети этого возраста дежурят более длительно — до 4—5 дней. Это способствует совершенствованию трудовых навыков, повышению ответственности за состояние питомцев уголка природы.
Дошкольники могут выполнять индивидуальные трудовые поручения (как разовые, так и длительные) по уходу за растениями в групповой комнате и в вестибюле, на лестнице. Так дети приучаются помнить о своих обязанностях. Интересной формой работы в подготовительной к школе группе являются отчеты дежурных перед группой детей о выполнении поручений при передаче дежурства. Оценку их работы дают дошкольники совместно с воспитателем. При этом хорошо подчеркнуть связь состояния живых существ в уголке природы с качеством выполнения своих обязанностей дежурными.