МААМ-картинки

Консультация для воспитателей ДОО «Формирование исследовательского поведения у детей через проектный метод»

Марина Волошина
Консультация для воспитателей ДОО «Формирование исследовательского поведения у детей через проектный метод»
▼ Скачать + Заказать документы

Я, Волошина МА – старший воспитатель ОУ детский сад №19 «Золотая рыбка», считаю, что цель работы воспитателя детского сада : воспитание гармонично развитого человека, передача ему - общечеловеческих ценностей и средств активного отношения к миру, к природе, рукотворным предметам, явлениям общественной жизни, к самому себе. А это лучше осуществить при формировании исследовательского поведения у детей.

Поэтому моя работа называется так:

Публикация «Консультация для воспитателей ДОО „Формирование исследовательского поведения у детей через проектный метод“» размещена в разделах

«Формирование исследовательского поведения у детей, через проектный метод».

Ребёнок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, он строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; развитие поисковой активности; а следовательно самовоспитание, самообучение, саморазвитие.

Традиционное обучение и по сей день ассоциируется прежде всего с репродуктивными методами. Они по-прежнему практически безраздельно господствуют в образовании. Противодействие традиционно-рецептурного продолжается много лет. Известный отечественный педагог И. Ф. Свадковский отмечал: чем больше теоретики говорят о роли индивидуальности в воспитательном процессе, тем большая пропасть отделяет живую школу от философствующей педагогики и дидактики. По его утверждению, лишь исследовательские методы обучения дают надежду на то, что эта вечная проблема все-таки будет разрешена.

С того времени прошло около ста лет, но по-прежнему традиционное обучение, прежде всего в нашей стране, строится преимущественно не на исследовательском поиске, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение готовых истин. Вследствие такого информационно-рецептурного обучения ребенок в значительной мере утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность.

Итогом становится потеря любознательности, способности мыслить самостоятельно, что делает практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а следовательно, и саморазвития.

В общественном сознании твёрдо утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество, то есть к 30-ти годам.

Но творец, исследователь формируется значительно раньше того времени, когда его впервые привели в детский сад. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически: ребенок рождается исследователем. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой. Они требуются каждому человеку независимо от характера его профессиональной деятельности. Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни.

.

Исследовательское поведение дошкольника, в естественной форме, проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе исследовательского поведения, ребенок, с одной стороны, расширяет представление о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

В воспитательном и образовательном процессах детского сада традиционно присутствуют обучающие занятия по «ознакомлению с окружающим». Как правило, они строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на «закрепление» этих знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявить собственную инициативу, исследовательское поведение, им отводится пассивная роль «получателей» информации. Формирование исследовательского поведения у детей возможно только в партнерской деятельности со взрослым, на занятиях и в совместной деятельности.

Таким образом, перед воспитателем стоят следующие задачи:

1. Использовать исследовательское поведение как стержнеобразующее.

2. Обеспечить освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения).

3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно- символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

4. Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.

5. Расширять кругозор.

Целевым ориентиром для воспитателя (и критерием исследовательского поведения у детей) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:

1. Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы.

2. Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения.

3. Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей.

4. Проявляет интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, чертежи, карты и делать что-то по ним; самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

Следовательно, формирование исследовательского поведения у детей, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важной задачей воспитания.

Основные составляющие исследовательского поиска :

1. Выявление проблемы.

2. Выработка и постановка гипотезы.

3. Опыты, эксперименты.

4. Собственные суждения и умозаключения на основе вышеперечисленного.

Реализация всех этих составляющих формирует исследовательское поведение.

А составляющие исследовательского поиска – это этапы проектного метода.

Поэтому считаю, что оптимальным методом, для формирования исследовательского поведения у детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Что же такое метод проектов? И в чем его преимущество перед другими методами?

Слово «проект» к нам пришло из латыни, оно обозначает «выброшенный вперёд», «выступающий». В педагогике под словом «проект» принято принимать особую творческую ситуацию, при которой коллективно находится ре6шение поставленной проблемы.

Основоположниками метода проектов являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, они предложили обучение «путем деления», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни. Главной задачей педагоги ставили – готовить детей к столкновению с проблемами. Педагоги из лекторов превращались в консультантов : рассказывали, где искать информацию; объясняли, как полученные знания могут пригодиться в жизни.

Важная особенность проектного метода : в результате всегда должен быть создан какой-то продукт.

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в общую педагогическую технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения. Чётко планировать свои действия.

Цель проектного метода в дошкольных учреждениях: развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2. Развитие познавательных способностей.

3. развитие творческого воображения.

4. Развитие творческого мышления.

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности :

В младшем дошкольном возрасте:

1. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).

2. Активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

2. Формирование предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

3. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи.

4. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов важно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Этапы проектного метода :

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проектаплан деятельности по достижению цели:

--- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

--- в каких источниках можно найти информацию;

--- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

--- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются :

--- по составу участников;

--- по целевой установке;

--- по тематике;

--- по срокам реализации.

В практику дошкольного учреждения предлагаю использовать следующие типы проектов :

1. Исследовательско-творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).

3. Информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформляют и дизайн группы, витражи и др.).

4. Творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Проекты можно проводить с группами детей, индивидуально; могут быть самостоятельные проекты детей.

По продолжительности проекты могут быть :

1. Краткосрочные (одно – два занятия; 1 или 2 недели).

2. Средней продолжительности (несколько занятий; месяц).

3. Долгосрочные ( на целый год: «Творчество Пушкина», «Документы о правах детей», «Космос» и другие).

Всю работу по проектной деятельности с детьми в МДОУ я предлагаю осуществлять следующим образом.

Принципы работы:

1. Обеспечить детям эмоциональный комфорт и полноправность партнерских отношений в условиях сотрудничества.

2. Осуществить организацию познания через эмоционально-активную проектную деятельность (поисково-исследовательскую).

Формы организации :

1. Личностно-ориентированная модель общения;

2. Учебная деятельность;

3. Совместная деятельность;

4. Самостоятельная деятельность.

Направления работы воспитателей :

1. Создание развивающей среды.

2. Планирование. ( Разделы: «Предметное окружение. Развитие элементарных естественнонаучных представлений». «Экология»; «Развитие явлений общественной жизни. Развитие представлений о человеке в истории и культуре»).

3. Работа с родителями.

4. Диагностика детей.

Принципы, по которым строится содержание работы:

1. Научности.

2. Реалистичности и доступности.

3. Ценностного отношения к окружающему.

4. Деловитости и занимательности.

5. Развивающегося обучения.

6. Личностно ориентированного подхода к жизненной направленности.

7. Исследовательского познания.

Этапы работы.

1 этап - подготовительный: для детей младшего возраста.

2 этап - основной: для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи 1 этапа:

1. Научить детей входить в проблемную ситуацию.

2. Научить задавать вопросы.

3. Активизировать желание детей искать пути разрешения проблемной ситуации.

4. Формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, проводить практические опыты.

Содержание работы.

* Чтобы дети научились входить в проблемную игровую ситуацию необходимо тщательно продумывать мотивацию к занятию.

* Продукт деятельности предлагает воспитатель, но пути решения проблемы дети находят самостоятельно по серии наводящих вопросов.

* Для того, чтобы дети научились задавать вопросы, проводятся игры: «Задай вопрос по карточке», «Почемучка» и другие.

* Такие игры, как: «Узнай по описанию», «Найди отличия» учат детей младшего возраста давать понятия предметам и явлениям.

Также можно научить детей понимать и подбирать модели («Сочини сказку по моделям», «Придумай значение знаку» и другие).

* На познавательных занятиях важно включать опыты и эксперименты (с водой, воздухом, глиной и так далее). Детям нравятся такие занятия. Экспериментируя, создавая они действительно ощущают себя маленькими «учеными». К каждому такому занятию необходимо подбирать много материала для опытов, чтения, коллажей. По времени эти занятия могут быть регламентированными. Нет в них и обычно физ. минутки, так как дети передвигаются по всей группе по мере необходимости.

В конце таких занятий так же создается продукт – это письмо какому-нибудь герою. Газета, книжка. Главное не забывать педагогу о том, что каждый «исследователь» должен смотреть на любое явление или продукт с различных точек зрения. Для этого можно предложить детям нарисовать на одну тему, а затем при обсуждении рисунков отметить, что каждый увидел явление или предмет по-разному, по-своему.

* Помочь детям мыслить объемно помогают игры: «Хорошо – плохо», «Превращения» и другие.

Благодаря такой работе, к началу пятого года жизни, дети научатся замечать проблему, задавать вопросы, давать простые понятия предметам и явлениям, понимать и составлять модели, видеть предмет и явление с различных точек зрения, думать, проводить простые опыты и эксперименты под руководством воспитателя.

Задачи 2 этапа:

1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

2. Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.

3. Формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности.

4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

5. Формировать предпосылки учебной деятельности.

6. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.

Здесь очень важно подготовить для детей развивающую среду. Так как для самостоятельных исследований необходимы различные материалы, оборудование и так далее; расширяется центр «Науки», вносится, как можно больше природного и бросового материала, микроскопы, лупы. Для того, чтобы дети могли «записывать» свои исследования, вносятся старые журналы, для вырезывания и составления коллажей; также это энциклопедии, атласы, научные журналы.

Содержание работы.

* Обучению техники проведения исследований можно через сюжетно-ролевую игру «Учёные». Как в каждой игре, в этой у детей должны быть роли : Докладчик (профессор, ученый, бакалавр, Слушатели (кандидаты наук, другие ученые, Научный консультант (на первых занятиях его роль берет воспитатель).

Атрибуты игры: мантия, шляпа Магистра, очки, указка.

Так как в этом возрасте детям сложно слушать и слышать, о чем им рассказывают, то игра помогает устранить это противоречие, так как в игре ребенок с большим терпением и усердием может рассказать (докладчик) и слушать (зритель). Чтобы зрители были активны, можно поощрять их, как и докладчиков «грамотами» и «медалями», за вопросы к докладчику.

Для проведения игры готовят карточки со схематичным изображением этапов исследования :

1. Подумать.

2. Спросить у другого человека.

3. Прочитать (попросить, чтобы прочитали, посмотреть в книге.

4. Понаблюдать.

5. Провести серию опытов.

6. Обратиться к компьютеру.

* Для выбора темы исследования готовятся воспитателем карточки с изображением животных т растений. В энциклопедиях и книгах заранее сделаны закладки по темам.

* Первые два занятия проводятся тренировочные. Сообща дети выбирают добровольцев на роли исследователей, учёных; остальные дети – зрители, педагог – консультант. Разложив карточки с изображением тем, воспитатель предлагает «учёным» договориться и выбрать тему исследования. Эта карточка оставляется, остальные убирают. Педагог объясняет, что будем готовить с исследователем сообщение. Чтобы сделать доклад, необходимо собрать информацию. С чего же нужно начать? Подумать воспитатель просит всех детей. Дети предлагают разные варианты, воспитатель подводит их к идеи, что в начале нужно подумать. Ставят карточку №1. Аналогично работают по остальным карточкам. План сбора информации готов. Как записать информацию? По ходу дети придумывают схемы, значки и пр.

* Самым сложным в обучении исследованию является этап «Спросить у другого человека». Детям трудно не только задавать вопросы, но и слушать, воспринимать информацию. Чтобы помочь детям самостоятельно задавать вопросы, воспитателю необходимо знать методику работы с ними.

Вопросы могут быть:

--- Уточняющие (Верно ли.? Правда ли.).

--- Восполняющие (Где? Что? Когда? Как).

Необходимо помнить, что, исследуя объект, вопросы задаются в определенной последовательности:

1. Описательные (Кто? Как? Где? Когда).

2. Каузальные (Почему? От чего).

3. Субъективные (Что я об этом знаю)

4. Воображаемые (Что было бы если.)

5. Оценочные (Что лучше? Что правильнее? Что ещё может заинтересовать по этой теме).

Конечно можно и нарушать порядок вопросов, но сообщение от этого может быть беднее.

* На этапе «узнать из книг» важно, чтобы дети научились фиксировать лишь основную информацию, отбрасывая лишнюю.

* Следующий этап – «Наблюдение. Эксперимент». Здесь важно, чтобы дети овладели следующими понятиями: явление, причина, событие, зависимость, совместимость – не совместимость, сходство, различие, общность, возможность – не возможность.

* После сбора информации, необходимо показать, как нужно делать сообщение, поэтому на первых занятиях, можно делать сообща:

--- Что нового и интересного узнали?

--- Что можно ещё рассказать?

--- Какая информация важна, а какая – нет?

Эта работа по своей мыслительной сложности не отличается от работы настоящего учёного. Дети учатся самостоятельно давать определения, и смело их высказывать. Задача воспитателя – ненавязчиво корректировать и уточнять.

* Как только информация обобщена – переход к докладу. Исследователи переодеваются и делают доклад. При этом один из докладчиков начинает, а другой дополняет выступление. После выступления – обсуждение доклада. Дети – зрители задают вопросы. Самые интересные отмечаются и поощряются. На этом обучающее занятие заканчивается.

* После этого можно перейти к следующему этапу – самостоятельным исследованиям детей.

Карточки с этапами исследования можно приклеить каждому ребёнку на папку и подписать имя и фамилию, либо разместить один экземпляр в центре «Наука». Дети выбирают тему, самостоятельно изучают её, в начале это, как правило, доклад небольшой и сбор информации осуществляется в рамках одного занятия. Затем дети собирают информацию по несколько дней, дополняя её дома.

* Чтобы родителям было легче понимать своих детей, которые не дают им покоя со своими докладами, необходимо провести просветительскую работу по этой проблеме: родительское собрание, можно провести в виде игры «Ученые»; консультации, беседы и т. п.

* Так сообщения – доклады можно собрать в книгу «Энциклопедия группы», с разделами: «Звери», «Растения», «Насекомые» и т. д.

** Игровую технологию исследователя можно использовать не только во второй половине дня, но и на познавательных занятиях.

Эти занятия отличаются от обычных тем, что старт дается в центре «Наука». В начале занятия дети входят в проблемную ситуацию и планируют, как они её будут решать. Что будет конечным продуктом.

В результате могут появиться проекты по темам : «Север», «Пустыня», «Горы», «Леса Сибири» и т. д., где будут сделаны: макеты, газеты, альбомы.

* Темы для исследований у детей могут появиться и на занятиях, и на прогулках, и в совместной деятельности и т. д.

В результате проектной деятельности дети учатся самостоятельно находить темы для исследований, ставить проблему, составлять план действий по этой проблеме, оформлять результаты исследований в определенный продукт, делать ему презентацию, смело высказывать свои суждения о предметах и явлениях.

У детей обобщается и расширяется представление об окружающем мире, повышается наблюдательность, любознательность.

Дети учатся работать сообща, договариваться.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Вывод: У детей сформировано исследовательское поведение, через проектный метод.

Публикации по теме:

Формирование навыков безопасного поведения у детей через художественное творчество БДОУ «Детский сад №8 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области Скворцова Елена Николаевна воспитатель Формирование навыков.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ППД Уважаемые коллеги! Дороги, транспорт – реалии современной жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков быстро возрастает.

Самообразование «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и.

Консультация для воспитателей «Формирование культуры поведения дошкольников во время приема пищи» Культура питания в детском саду Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно.

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников» Консультация «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях.

Консультация для воспитателей: «Формирование патриотических чувств через художественно-эстетическое развитие» Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств.

Консультация для воспитателей «Формирование произвольности поведения у детей дошкольного возраста в подвижных играх» Консультация для воспитателей «Формирование произвольности поведения у детей дошкольного возраста в подвижных играх». Воспитатель: Попова.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД Консультация для воспитателей Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД».

Консультация «Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД» Консультация: «Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД Среди жертв ДТП много детей.

Отчёт «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, через формирование культуры безопасного поведения» Отчёт о проделанной работе с детьми подготовительной группы - образовательная область «Безопасность», тема: «Развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОО «Формирование исследовательского поведения у детей через проектный метод»
Опубликовано: 27 июня 2019 в 21:41
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей ДОО «Формирование исследовательского поведения у детей через проектный метод»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Волошина (УИ 65427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД