Татьяна Коновалова
Экологическое воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников – составная часть воспитательной работы в детском дошкольном учреждении.
Сейчас много говорят об охране природы. К сожалению, вынуждены говорить. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб… И никто как будто специально чёрным этим делом не занимался. Так и хочется развести руками – мол, само как – то так вышло… Нет, не само. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с той самой землёй, на которой живём.
Публикация «Экологическое воспитание детей» размещена в разделах
Детей с первых шагов учат добру, состраданию, сопереживанию – маме, друг другу. И с первых же шагов нужно учить их любить и беречь природу, воспитывать чувство прекрасного. Только тогда дети будут чувствовать своё единство с природой, свою ответственность за неё.
Экологическое воспитание не может осуществляться путём какого – то одного средства или в течение небольшого отрезка времени. Оно должно проводиться систематически.
Работа воспитателя многогранна. Многочисленные прогулки и экскурсии в природу таят в себе много ценного и полезного для развития детского внимания, наблюдательности, стремления проникнуть в её "тайники". Особенно тогда, когда взрослые умело, ведут ребёнка в добрый мир природы, образно рассказывают о её неисчерпаемых источниках нового, интересного. Пусть он каждый раз благодаря направляющему слову взрослого делает для себя небольшое, но всё же открытие. Хорошо, чтобы взрослые делились с ребёнком тем, что знают сами. Своими рассказами и объяснениями они помогут расширить кругозор детей, дадут пищу их любознательности. Ведь если не объяснить ребёнку природных явлений, то многое в его сознании "укладывается" в искажённом виде, так как он не в состоянии объяснить загадки природы. Наша задача – дать реальные представления о природе. Наблюдения полезны для ребёнка. Они дают ему много знаний, приучают беречь всё живое, формируют реалистическое представление о природе. Надо показывать детям то, что их окружает, знакомить с жизнью самых обычных растений и животных, встречающихся ребёнку на каждом шагу. И он узнает, как много интересного и чудесного рядом с ним в этом обыкновенном мире! Интересное есть везде, нужно лишь научиться его видеть. Не удивляйтесь, но это так: смотреть и видеть не одно и то же. "Смотрящий" уйдёт огорчённым даже из такой лесной глуши, где как будто и нога – то человека ещё не ступала. "Видящий" будет счастлив и на крохотном пустыре, где растёт всего несколько кустов да немного сорняков. Ведь даже самые обычные растения могут раскрыть свои "секреты", если тщательно понаблюдать за ними!
Знакомя детей с природой, полезно использовать приметы. Обычно это очень заинтересовывает ребят, они начинают пристальнее вглядываться в то, что их окружает. Умело использованная загадка о растении, животном или явлениях погоды также наталкивает ребёнка осмысленно воспринимать природу.
Большую помощь в воспитании у детей любви к природе может оказать детская художественная литература. Писатели – природоведы создали немало книг, которые в занимательной форме знакомят детей с прекрасным миром природы, доступно объясняют происходящие в ней явления. Занимательные рассказы В. Бианки, Е. Чарушина и др. писателей приближают ребёнка к природе, заставляя глубже задумываться над происходящими в ней явлениями, помогают устанавливать простейшие причинные связи и взаимозависимость явлений природы. Художественное описание знакомого растения, животного, явления природы делает воспитание детей ярче, осмысленнее. Труд в уголке природы, на участке детского сада, в живом уголке облагораживает ребёнка, делает его более чутким, отзывчивым.
В воспитании у детей любви и бережного отношения к природе первыми помощниками педагогов должны быть родители. Беседы за "круглым столом", лектории, КВН, тематические развлечения – всё это помогает родителям понять важность природоохранительной работы, задуматься над тем, как научить своих детей любить и беречь природу.
Чем больше ребёнок узнаёт природу, тем больше ценит и бережёт её. Так пусть же наши дети – будущие хозяева земли – научатся бережно, по-хозяйски к ней относиться, пусть с малых лет учатся любить и беречь всё живое.