Приложение МААМ

Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Попельницкая Елена
Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «

Воспитатель

МДОУ ЦРР Детский сад № 47 «Радуга».

Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени. Грамотно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях экологическое воспитание оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю для формирования гармоничного личностного развития ребенка.

Публикация «Статья „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Наблюдение за окружающим миром позволяет организовать всестороннее развитие детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, так как он является – практически единственным способом познания мира в первые три – четыре года.

Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием воспитателя и родителей, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В своём дошкольном учреждении мы стараемся знакомить ребят с природой, с происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Цель работы: разработать методику по ознакомлению дошкольников с природой для гармоничного экологического воспитания в рамках здоровьеразвивающих технологий.

На основе анализа литературных данных и методических рекомендаций поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

3. Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования: метод теоретического анализа; метод научного наблюдения; метод беседы; метод постановки оптимальной работы.

Экологическое воспитание детей младшего возраста, воспитанников дошкольного учреждения реализовывалось следующим образом.

Метод теоретического анализа: применялся для изучения литературных данных о живой и неживой природе, влиянию экологического воспитания на развитие личностных качеств детей, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

Метод беседы: осуществляли путем показа и рассказа иллюстраций объектов живой и неживой природы (дидактические игры «Найди по цвету», настольно-печатные игры «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», чтение художественной литературы (русские народные потешки, сказки, песенки; рассказы о животных; загадки); опрос детей (каких животных вы знаете? какие растения вы знаете? Какие домашние животные у вас есть дома? Ходили ли вы в зоопарк? и т. д.).

При этом совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Метод научного наблюдения. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывать логику мысли, четкость и красоту речи, развития мышления.

Ежедневное наблюдение на прогулке обогащает представление детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений) обогащать эстетическое представление. Трудовые действия следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки: разнообразные прогулки; дидактические задания; подвижные игры и игровые упражнения.

Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения ( он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений).

У детей младшего дошкольного возраста особый интерес вызывает наблюдение за живым уголком в ДОУ (рыбки в аквариуме, черепахи, попугаи, комнатными растениями, а так же животными и птицами на улице, в том числе при организации подкармиливания в кормушках, за природными явлениями (Солнце. Дует ли ветер? С какой стороны? Какой снег бывает? Выпал снег. Дождь. Тень., растениями (цветы на клумбах, растения на экспериментальной площадке – мини огород, кустарники, деревья). Для детей старшего возраста Стандартом предусмотрено экскурсии и прогулки в сосновый бор.

Метод постановки оптимальной работы. Вовлекаем детей младшего дошкольного возраста в трудовую деятельность по уходу за животными и растениями приводит к повышению интереса, расширяем представление о характерных особенностях времен года, растений и животных, развитию бережного отношения к природе, правильному экологическому воспитанию.

Мы в своей работе используем несколько видов привлечения детей к практическим занятиям.

В групповой комнате детского сада:

1) разучивание стихотворений и песен, загадок о животных, временах года, сказочных персонажах, привлечение к постановкам кукольного театра, рисунки животных, растений; изготовление поделок с помощью воспитателя, например, бумажные кораблики, аппликации, гербарии.

2) деятельность в живом уголке – уход за комнатными растениями (полив, рыхление, протирание пыли с больших листов и т. д., животными (кормление рыбок, черепах, попугаев, участие в проведении эксперимента, например, выращивание листьев репчатого лука; посадка семян цветов для дальнейшего оформления клумбного участка детского сада.

Во время прогулки организуем оптимальные работы для детей которые заключается в играх. Зимой для осознания изменения температуры воздуха – снять варежки и ощутить холод, сравниваем ощущения при соприкасании снега с ладошкой и варежкой. Сбор различных листьев в гербарий, природных материалов для поделок «Ежики» из каштанов.

Кормление птиц – выносим корм из дома (белый хлеб, семечки, зерно). Все представленные кормушки сделаны своими руками. В изготовлении кормушек деревянных, из полимерной посуды принимают участие родители и дети. Наблюдая за птицами, следим чтобы корм всегда был.

Наблюдения сопровождаем художественным словом, читаем стихи, играем в различные игры: ходим, прыгаем, как животные, летаем, как птицы, клюем зерна, как воробьи.

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

Литература.

1. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе» : методические рекомендации для дошкольных учреждений /С. Николаева- М. ,1993

2. Николаева С. Н»Общение с природой начинается с детства»/С. Н. Николаева- Пермь. ,1992

Публикации по теме:

Экологическое воспитание посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля.

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» «Экологические знания, вызывающую эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания,.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Слайд 1 Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить.

Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезное.

Статья «Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Природа не признает шуток; она всегда правдива; всегда серьезна; всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. С самого раннего детства мы учим детей любить природу, ценить, охранять её.Знакомство с природой для малышей в раннем возрасте происходит.

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста С самого раннего детства мы учим детей любить природу, ценить, беречь, охранять её.Малыши знакомятся постепенно с окружающим миром,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Проблема исследования – поиск эффективных форм, методов и средств экологического воспитания детей дошкольного возраста. Предметом исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 20:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Попельницкая Елена (УИ 233787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД