Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей

Наталья Середа
Экологическое воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы

Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненно необходимостью. Одним из условий сохранения общего для нас всех дома - Земли. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинкам муравья.

Публикация «Экологическое воспитание детей» размещена в разделах

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).

• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её).

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются:

• понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

• освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту.

• проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе). Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. [9; 21]

Экологическая культура не может складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. Понимание глобальных, общепланетарных проблем, экологических проблем России (своей страны) и ориентировка в экологическом неблагополучии своего региона, места проживания создают обеспокоенность и неравнодушие, дают воспитателю кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической работы. Это - общечеловеческий, общегражданский фундамент - начало экологической культуры любого человека, который определяет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания дошкольников. [9; 24]

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним. Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Л. Д. Бобылевой, В. И. Вересова, В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой, Т. А. Климовой, Н. А. Таранковой, Ж. Л. Васякиной и др.

О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И. Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова.

Большинство исследований по теории и методике экологического образования дошкольников связано с разработкой программ (Л. П. Молодова, Л. И. Егоренков, С. Н. Николаева, В. Н. Вересов, В. Г. Ашиков и С. Г. Ашикова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, И. Н. Белавина, Н. Г. Найденская, Т. А. Бабакова, Л. Д. Бобылева, Н. М. Черновоиванова, Л. П. Салеева-Симонова, А. А. Плешаков, В. И. Зебзеева, Б. Т. Лихачев, 3. Г. Нигматов, И. Т. Гайсин, 3. А. Хусаинов, Р. Я. Дыганов и др.).

Проблема данного исследования заключается в повышении эффективности экологического воспитания дошкольников за счет использования игр. Решение проблемы определило цель исследования - изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического воспитания дошкольников.

Объектом исследования выступает процесс использования игр в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются игры как средство экологического образования детей.

Учитывая объект, предмет, цель мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:

• определить психолого-педагогические основы содержания экологического воспитания;

• определить значение игры в процессе экологического воспитания;

• разработать и апробировать методику использования игр в экологическом воспитании;

Гипотеза исследования: мы полагаем, что целенаправленная работа по экологическому образованию детей будет проходить успешно, если в процессе данного образования будут использоваться разнообразные экологические игры.

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; диагностирование дошкольников; наблюдение; индивидуальный контакт с детьми; экспериментирование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования экологических игр, способствующие экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом образовании детей.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия. В результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти “в жизнь другого живого существа изнутри’’(В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (речь идёт о животных, растениях и т. д., а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

-Представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей.

-Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования.

-Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает биологическое равновесие, и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность. Создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы взрослого, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нравственно-экологическое воспитание детей» Нравственно-экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе,.

Опыт работы «Экологическое воспитание и образование детей» Основное моё направление работы это "Экологическое воспитание и образование детей". Постоянно работаю над приобретением педагогических знаний.

План самообразования воспитателя «Экологическое воспитание детей в природе» Карагановой Анастасии Владимировны с. п. ДС «Сказка» г. о. КинельТема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами.

Консультация «Экологическое образование и воспитание детей» Статья "Экологическое образование и воспитание детей" воспитатель: Протасова Зинаида Петровна Сейчас много говорят об охране природы к,.

Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад № 47 «Радуга». Экологическое воспитание и образование.

Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей Человек-дитя природы, и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек часто забывает об этом, иногда позволяет себе относится к.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. С самого раннего детства мы учим детей любить природу, ценить, охранять её.Знакомство с природой для малышей в раннем возрасте происходит.

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста С самого раннего детства мы учим детей любить природу, ценить, беречь, охранять её.Малыши знакомятся постепенно с окружающим миром,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Проблема исследования – поиск эффективных форм, методов и средств экологического воспитания детей дошкольного возраста. Предметом исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 21:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Середа в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД