Лариса Ануфриева
Экологическое образование и музыка
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МУЗЫКА
Ануфриева Л. А.
МАДОУ д/с «Берёзка» с. Иволгинск, Республика Бурятия
Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка? Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка, и капели — это музыка,
Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.
Ира Исакова
Публикация «Экологическое образование и музыка» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Музыкальные занятия для ребенка являются большой потребностью, так как дети благодаря музыке получают новые впечатления и переживания. «Большинство детей встречаются с музыкой в раннем детстве, проявляя интерес к ней самой и любопытство к ее источникам. Дети радуются, вслушиваясь в шорохи и звуки в своем окружении, производят звуки сами, активно исследуют акустические свойства материалов. Музыка стимулирует чувства и открывает доступ к различным формам выражения собственных мыслей и эмоций. Яркая ритмичная музыка побуждает детей к спонтанному движению и танцу» [2, с. 220].
Красота природы лучше понимается детьми и взрослыми, когда они слушают музыку. Поэтому мы проводим разнообразные интересные и увлекательные экологические музыкальные путешествия. Эти путешествия в мир красоты природы, помогут совершить музыканты, поэты, писатели, художники. Природа удивительно разнообразна красками и формами : солнышко, птички, ручейки, святые источники, бабочки, стрекозы, цветы, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! А сколько красоты в нашем ближайшем окружении: в лесу села Калёново, на лугу, среди поля, у реки Халюта, у Карасинного озера! Сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!
Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая природу.
Музыкальная непосредственно-образовательная деятельность способствует эколого-эстетическому развитию ребенка, помогает ему постигать мир природы через музыкальные образы, сопоставлять свои впечатления о природе с чувствами других людей, авторов музыки, учит выражать свои чувства языком звуков. В нашем детском саду «Берёзка» (само название говорит о природе) проводятся различные виды музыкальной деятельности дошкольников - экологические праздники : «Праздник птиц», «Подснежник – первый весенний цветок», «Саранка - символ благородства, символ красоты» ; досуги - «Фруктовый К В Н»; музыкальные гостиные : «Музыка ветра», «Музыка дождя», «Звуки природы», «Звуки вокруг нас». Дети слушают музыку, поют песни о природе, выполняют музыкально-ритмические движения.
Экология (от — дом, хозяйство, обиталище и — учение) наука, изучающая взаимоотношение человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. (Наука это достаточно молода, и ее название появилось в 1866 г.)
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и будущих людей, планеты и всей Вселенной [4, с. 13].
Экологическая ответственность есть мера свободы человека в условиях экологической необходимости как единство сознания, чувства и воли, как мировоззрение, опирающееся на конкретное знание. Экологическая ответственность человека проявляется двумя сторонами: как отношение к своему здоровью - физическому и духовному, а также как отношение к окружающей среде: природной, социальной, производственной, бытовой [3, с. 8].
Искусство - это художественная модель мира, созданная человеком путем творчества. Таким образом, искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающими его средами.
Мы на занятиях с помощью музыки воспитываем в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброте. И для этого используем лучшие образцы музыкального творчества русских и советских композиторов А. Лядова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского П. И. Чайковского, бурятских композиторов В Усовича, П. Дамиранова и зарубежных В. А. Моцарта и других.
Народное творчество существует тысячелетиями, и не одно поколение воспитывалось и выросло на этой музыке, воспевающей красоту природы, красоту человеческой души, однако человечество все же подошло к экологической катастрофе.
Для того чтобы зародить у детей интерес к хорошей музыке, воспитать в них чувство вкуса, вызвать эмоциональный отклик, нужно создать развивающую предметно –пространственную среду в которой бы дети чувствовали себя комфортно и безопасно. Объединение усилий музыкального руководителя и воспитателей позволяют интегрировать содержание различных образовательных областей и совместно решать задачи, например, по развитию речи, расширению представлений детей об окружающей действительности в занимательной деятельности с детьми. Совместно с воспитателями, в рамках интеграции, создаются эколого-музыкальные проекты.
Например, предлагаю детям прослушать музыкальное произведение из программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» и соотнести произведение с увиденным в природе во время прогулки или экскурсии. (шум воды, грустный дождик, шорох листьев,шум ветра,пение птиц) Эти звуки естественны для человека как неотъемлемая часть мира- это музыкальный язык природы. И все свои впечатления, предлагаю детям отмечать в музыкальном дневнике. Музыкальный дневник формирует экологическую и музыкальную культуру, развивает в детях способность увлечённо исследовать окружающий мир, наблюдать за природой, развивает внимание, воображение, творческое мышление, а так же вслушиваться в многозвучие и многоцветие музыки и природы.
Дневник тот необычный
Он помощник наш отличный
Учит нас он за природой наблюдать.
И музыку красиво рисовать.
Предлагаю детям рассмотреть картины с разными временами года. Ю. Клевер «Осенний парк, А. Саврасов «Осень. Деревушка у ручья», Шишкин «Утро в сосновом лесу». Дети прослушивают фрагменты произведений А. Вивальди П. И. Чайковского «Времена года», а затем самостоятельно предлагаю подобрать к ним соответствующую картину.
Перед прогулкой, экскурсией, занятием на экологической тропе дети прослушают фрагменты музыкальных произведений «Эхо в горах» Майкопар. С, «Дождь и радуга» С Прокофьева, «Листопад» Ц. Кюи. Во время прогулки предлагаю детям вспомнить фрагменты и подумать, какие из окружающих предметов и явлений «похожи» на эту музыку.
На музыкальных занятиях разучиваем танцы, отражающие особенности природных объектов ( например: танец бабочек, пчёлок, танец цветов, танец «Радуга»). Танец капелек и сосулек позволяет закрепить материал о разных состояниях воды (жидком и твердом). Дети, изображающие капельки, танцуют под быструю, веселую музыку, напоминающую капель. Затем появляется Снежная Королева, и, дотронувшись до каждого ребенка волшебной палочкой, превращает его в сосульку. Меняется музыка, и дети танцуют, делая скованные движения, темп их танца замедляется. Затем появляется Солнце, «растапливает» лед, и дети-капельки вновь двигаются под музыку, звучащую вначале. Разучиваем с детьми тематические песни, содержание и мелодия которых напоминают природные объекты и явления. Подвижные игры «Зонтик и солнышко» «У медведя во бору», «Весёлые гусеницы», «Узнай следы животных», - сопровождающие музыкальным фоном, в которых дети перевоплощаются в разных животных или растений, в объекты неживой природы. Проводим интегрированные занятия на тему «Я рисую музыку». Ориентируем детей на то, что они могут рисовать не только тот или иной сказочный образ или сюжетную композицию, а также просто «музыку» с учётом настроения и окружающей природы (рисование на участке).
В рисунках детей находят отражение не только настроение но и выразительные средства музыки : тембр, мелодия, ритм. Эти занятия способствуют развитию у детей образного мышления, воображения, креативности. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки.
Экологические праздники в детском саду – важная составляющая часть образовательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявлять свои навыки, умения, творческую инициативу формировать экологическую культуру
Как пишет В. А. Деркунская: праздник – одно из ключевых эмоционально насыщенных событий общей жизни взрослых и детей. Он всегда рассматривается как итог образовательной работы учреждения, как яркая презентация личных достижений детей, своего рода показательное выступление для родителей и экспертов. [1, с. 8]
Музыкальные праздники «Мой прекрасный Байкал», «Лесная аптека на службе человека»,Овощной КВН, «Салат-компания», «В гостях у тётушки Горошины»,»Овощное ассорти»,»Осенние ярмарки» и развлечения «Иволга – моя малая Родина» - игра путешествие, «Мой любимый детский сад» с экологической тематикой, поддерживая у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у него воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать. При проведении праздников используем местные традиции, обычаи, игры, учитываем условия и особенности села.
Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка — это, прежде всего, язык чувств, эмоции и ее суть тождественна самой природе. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе. Влияние музыки и природы на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.
Какие мы имеем общеразвивающие эффекты интегрированного музыкального и экологического образования? Прежде всего, наслаждаясь прекрасной музыкой, прекрасной природой, получая удовольствие от пения и танца, от созерцания природных объектов ребенок развивает эмоциональную сферу, способность к эстетическому переживанию; получая возможность исполнять знакомую песню или мелодию, ребенок укрепляет самооценку, уверенность в себе, ощущение собственной эффективности; Занимаясь музицированием, экологическими проектами, а также движением в группах, ребенок учится взаимодействию с другими; Занятия музыкой совместно с экологией укрепляют произвольность, внимание, память, расширяют кругозор.
Мы продолжаем поддерживать развитие музыкальных способностей и интересов, развитие интересов к природной среде через: укрепление и поддержку у детей интереса и любви к музыке и природе, удовлетворение потребности детей в эколого-музыкальных впечатлениях; развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, ладового слуха, музыкальной памяти; развитие элементарных навыков и умений во всех доступных детям видах музыкальной и экологической деятельности : восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, экологических откликов на охрану и укрепление здоровья, охрану природы; поддержку творческой активности, способности к творческому самовыражению в различных видах музыкальной и экологической деятельности.
Именно музыка формирует эстетическое восприятие к природе к ее заботе и охране, то есть формирует экологическую культуру дошкольника.