Марина Харламова
Экологический проект «Эти удивительные насекомые» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт экологического проекта : «Эти удивительные насекомые»
«Как в капле утренней росы искрится
и переливается всеми красками
огромное солнце, так и в любом
крохотном жучке, в любой
невзрачной букашке отражается
богатство, красота и бесконечное
разнообразие огромного мира
насекомых.»
Автор: Харламова М. А.
Вид проекта :
-по доминирующей деятельности: познавательно-воспитательный;
-по количеству участников: групповой;
-по продолжительности: долгосрочный.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сроки реализации: 3 месяца (июнь 2017г - август 2017г)
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта :
Формирование заинтересованного, бережного отношения к насекомым, как объектам живой природы.
Задачи проекта :
1. Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о некоторых видах насекомых (бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, божья коровка, гусеница, пчела) : внешний вид, способы передвижения, поведение в разных ситуациях, какие звуки издают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят, как защищаются от врагов.
2. Закрепить правила поведения с насекомыми, какие могут быть опасными и почему?
3. Совершенствовать технические навыки и умения в продуктивных видах деятельности.
4. Развивать познавательный интерес, психические процессы: речь, мышление, воображение, внимание, память; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование; коммуникативные навыки,
5. Воспитывать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, гуманное отношение к насекомым.
Формы реализации проекта :
-чтение и заучивание художественной литературы по теме;
-рассматривание и обсуждение по теме;
-продуктивные виды деятельности;
-игровая деятельность: подвижные и спортивные, строительные и конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, творческие игры и упражнения;
-беседы и ООД с детьми;
-игровые и проблемные ситуации;
-культурно-досуговая деятельность;
-целевые прогулки и наблюдения;
-оздоровительные мероприятия по теме;
-работа со схемами и планами;
-речевое творчество;
-совместные виды деятельности детей и родителей;
-самостоятельная деятельность детей;
-работа с родителями: консультации, анкетирование, беседа-обсуждение, памятки, задания для родителей;
-консультация для воспитателей.
Ресурсное обеспечение проекта :
-предметно-пространственная развивающая среда;
-методическая литература;
-художественная литература;
-средства ИКТ.
Реализация проекта :
1 этап: подготовительный
-определение темы (проблемы проекта)
-вызвать интерес детей и родителей к теме проекта
-сбор информации, подбор литературы, дополнительного материала по теме
2 этап: основной
Работа по плану с детьми и родителями
3 этап: заключительный
-проведение итогового мероприятия с детьми
-коллективный коллаж
-творческая выставка
-книжки-малышки
-оформление альбома
Планируемый результат
- дети различают и называют некоторых насекомых, их характерные признаки; знают, как передвигаются, какие звуки издают, где живут; какую пользу приносят людям;
- знают о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;
- у детей развит интерес к насекомым, эмоциональная отзывчивость;
- бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
Продукты проекта :
1. Развивающий уголок в группе «Чей дом под листом?».
2. Книжки-малышки о насекомых.
3. Альбом «Эти удивительные насекомые».
4. Творческая выставка «Милые букашечки».
5. Коллективный коллаж «На цветочной полянке»
6. Картотеки разных видов игр и упражнений по теме «Насекомые».
7. Костюмы и маски-шапочки для подвижных и театрализованных игр.
8. Модели «Охрана насекомых», «Среда обитания насекомых»
Этапы Мероприятия
I Подготовительный
(01.06-15.06.17) -изучение литературы и передового опыта по теме
-уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
-информация для родителей через памятки
-подбор и изготовление наглядно-дидактических пособий
-оформление уголка в группе «Чей дом под листом?»
-разучить комплексы гимнастики «Лесная полянка», «Жук»
-создание картотек по теме: «Дидактические и экологические игры», «Загадки, стихи, потешки», «Народные, хороводные и подвижные игры», «Физминутки, пальчиковые игры, артикуляционная и дыхательная гимнастики».
II Практический
(16.08-31.07.17) 1. Беседы с детьми: обсуждение проблемных вопросов, «В мире насекомых», «Шестиногие малыши», «Опасные насекомые», «Польза или вред?», «Есть ли у насекомого семья?»
2. Наблюдения на прогулке за разными видами насекомых в сравнении
3. Продуктивные виды деятельности:
Аппликация «Бабочки и цветы», «Стрекоза»
Лепка «Гусеница», «Паучок»
Рисование «Кто помог муравьишке добраться домой?», «Цветок и пчелка», «Необыкновенные красавицы»(кляксография)
Конструктивно-модельная деятельность:
«Божья коровка», «Бабочки и стрекозы», «Пчелки»
4. Чтение рассказов и сказок:
«Сказка про козявочку» Д. Мамин-Сибиряк, В. Драгунский «Он живой и светится», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», В. Зотов из книги «Лесная мозаика», К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке», В. Татарников «Зажжужала тут оса», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».
5. Рассказывание сказок народов мира и авторских сказок: «Про мудрых насекомых», «как вороне не удалось кузнечика склевать», «Бабочка-принцесса», «Муравей, который любил ходить к своей бабушке», «Жук-щелкун», «Кто где живет?», «Я-Стрекоза и ваш друг!», «Сказка про сильного муравьишку»
6. Рассматривание книг и иллюстраций о насекомых
7. Загадывание загадок, чтение стихотворений
8. Разучивание потешек, физминуток, пальчиковых игр, артикуляционных и дыхательных гимнастик
9. Подвижные, народные и хороводные игры:
«Медведь и пчелы», «Бабочки и жуки», «Поймай комара», «Кузнечики», «Жучок-паучок», «Паутинка», «Бабочки и ласточки», «Дружные муравьи», «Вот выходим мы на луг…», «День и ночь»
10. Разучить комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна «Бабочки», «Насекомые»
11. Спортивно-познавательный игровой комплекс «Домик для муравьев»
12. Игры-этюды: «Пчелка мешает спать», «Волшебные превращения», «Бабочки-красавицы»
13. Разыгрывание стихотворений: «Пчела», «Скучать некогда» З. Александрова
14. Экологическая сценка «Бабочки-подружки на лесной опушке…»
15. Дидактические и упражнения игры:
«Догадайся», «На полянке», «Подбери слово», «Разрезные картинки», «Насекомые великаны», «Угадай, кто улетел?» «Небылицы», «Кому сколько?», «Художники», «Веселая гусеница», «Разговор с жуком»
16. Экологические (природоведческие) игры: «Найди ошибку», «Кто, где живет?», «Польза или вред?», «Так бывает или нет?», «Для чего это нужно» «Кто летит (бежит, прыгает?» «Чего не хватает?»
17. Использование разных видов театрализации:
Сказки и рассказы на фланелеграфе
Настольный театр «На свете все нужны…»
18. Вечерний досуг «Букашечки-таракашечки»
19. Самостоятельная художественная деятельность, раскраски
20. Работа с родителями:
Консультация «Что мы знаем о насекомых?»
Памятка «Первая помощь при укусах насекомыми»
Блиц-опрос «Мое отношение к насекомым?»
Задания для родителей:
Участие в подборе материала и оформлении уголка в группе «Чей дом под листом?»
Участие в подборе и изготовлении масок-шапочек и костюмов для подвижных и театрализованных игр.
Привлечь к созданию моделей «Охрана насекомых», «Среда обитания насекомых»
Подбор раскрасок о насекомых
Творческая работа «Милые букашечки»
Изготовить книжку- малышку о насекомых
III Заключительный
(01.08-20.08.17) -итоговое развлечение «Кто такие насекомые?»
-творческая выставка «Милые букашечки».
-книжки-малышки о насекомых
-альбом «Эти удивительные насекомые»
-коллективный коллаж «На цветочной полянке»
-модели «Охрана насекомых», «Среда обитания насекомых»
IV Презентационный
(21.08-31.08.17) -создание портфолио
-создание презентации
Анализ результатов проекта :
- познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
- дети готовы охранять и защищать насекомых;
- у детей сформировались положительно-эмоциональное и осознанное отношения к насекомым и их среде обитания.
Мы отметили:
-Развитие у детей интереса к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
-Развитие творческого логического мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников.
-Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, восприятия, речи и мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагировние.
-Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Литература:
1. Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет». 2010.
2. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий.» 2010.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». 2005
4. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005.
5. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
6. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
7. О. А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.