Попова Мария Леонидовна
Экологический проект «Волшебница вода» во второй младшей группе для детей 3–4 лет
▼ Скачать +Заказ
Паспорт проекта.
1. Название проекта. «Волшебница вода».
2. Организация – исполнитель. Воспитатели – дети – родители.
3. Руководители проекта. Попова Мария Леонидовна – воспитатель «Детского сада комбинированного вида №2 «Парусок» Архангельской области г. Коряжмы»,
Добрецова Антонина Васильевна - воспитатель «Детского сада комбинированного вида №2 «Парусок» Архангельской области г. Коряжмы»,
Публикация «Экологический проект „Волшебница вода“ во второй младшей группе для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Возраст детей. Дети второй младшей группы (возраст 3-4 года).
5. Сроки выполнения. 1 неделя (23.01.2023-30.01.2023)
6. Тип проекта. образовательный
7. Цель проекта. Развивать у детей представление о природном объекте – вода, познакомить с её значением в жизни живых существ и человека, формировать наблюдательность через игры с водой.
8. Задачи проекта. 1) Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, не имеет запаха, вкуса, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества её окрашивают, вода может быть горячая и холодная, вода принимает форму предмета и др;
- Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, лёд, пар, дождь, туман и т. д.);
- Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду;
- Познакомить с различными видами водоёмов в природе и их обитателях;
- Раскрыть значение воды для жизни растений, рыб, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают, рыбы гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.);
2) Развивающие задачи:
- Способствовать установлению причинно-следственных связей на основе эксперимента, умению делать выводы;
- Развивать навыки проведения опытов;
- Развивать наблюдательность детей;
- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас детей;
- Развивать память, мышление, внимание детей.
- Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красота озёр, рек и др. водоёмов)
3) Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к воде
-Воспитывать аккуратность при проведении опытов;
-Воспитывать умение работать в коллективе, желание помогать друг другу, умение уступать;
- Воспитывать культуру общения.
9. Аннотация (актуальность, постановка проблемы)
Актуальность:
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомятся дети, это вода. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём.
Проблема: Дети мало знают о свойствах воды, зачем и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, о том, как люди загрязняют различные водоёмы и к чему это может привести.
10. Этапы работы над проектом. • подготовительный;
• практический;
• заключительный.
11. Оценка результатов проекта. Проект реализован.
1. Название проекта : «Волшебница вода».
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
(Антуан де Сент-Экзюпери)
2. Актуальность:
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомятся дети, это вода. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём.
Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте : вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.
3. Цель проекта :
Развивать у детей представление о природном объекте – вода, познакомить с её значением в жизни живых существ и человека, формировать наблюдательность через игры с водой.
4. Задачи проекта :
Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, не имеет запаха, вкуса, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества её окрашивают, вода может быть горячая и холодная, вода принимает форму предмета и др;
- Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, лёд, пар, дождь, туман и т. д.);
- Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду;
- Познакомить с различными видами водоёмов в природе и их обитателях;
- Раскрыть значение воды для жизни растений, рыб, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают, рыбы гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.);
Развивающие задачи:
- Способствовать установлению причинно-следственных связей на основе эксперимента, умению делать выводы;
- Развивать навыки проведения опытов;
- Развивать наблюдательность детей;
- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас детей;
- Развивать память, мышление, внимание детей.
- Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красота озёр, рек и др. водоёмов)
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к воде
-Воспитывать аккуратность при проведении опытов;
-Воспитывать умение работать в коллективе, желание помогать друг другу, умение уступать;
- Воспитывать культуру общения.
5. Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели и родители.
6. Объект исследования: вода.
7. Основное содержание проекта :
Проведя анализ знаний детей младшей второй группы по теме «Вода в природе. Свойства воды. Значение воды для живых существ» (из бесед с детьми) мы пришли к выводу, что дети недостаточно имеют знаний по этой теме. В связи с этим, мы решили реализовать проект на тему «Волшебница вода».
На подготовительном этапе мы подготовили для родителей консультации на темы: «Опыты с водой», «Питьевая вода и здоровье ребёнка», «Опыты и эксперименты в домашних условиях», «Интересные факты о воде». Подготовили памятки «Экспериментируем дома».
В группе пополнили исследовательский центр оборудованием, схемами для проведения опытов, графически схематическими моделями свойств воды. Центр познавательного развития иллюстрациями «Водные объекты», «Природные явления», «Времена года», энциклопедиями «Обитатели рек, морей и океанов», настольными играми «Угадай, кто здесь живёт?» (вкладыши). Книжный центр пополнили художественными произведениями, потешками, стихами, связанными с водой (Агния Барто «Девочка чумазая», Асен Босев «Дождь». Зинаида Александрова «Купание», Корней Чуковский «Мойдодыр», Наталья Александровна Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». Виталий Бианки «Купание медвежат»», потешки «Водичка, водичка», «Дождик пуще», «Кран, откройся! Нос, умойся.» и др. Подобрали подвижные игры «Солнышки и дождик», «Капельки и тучка», «Ходят капельки по кругу», «Ручеек» и др. Для прослушивания пополнили аудеотеку звукозаписями «Шум воды», «Дождя», «Журчание ручейка», «Шум моря», «Водопада» и др.
Родителям было предложено поучаствовать в фотовыставке на тему «Зачем нужна вода?», которая была оформлена в вестибюле группы. Дети с любопытством разглядывали свои фотографии, яркие иллюстрации с изображением рыб, задавали много вопросов. Почему у рыб нет рук и ног? Могут ли они жить без воды? Какого цвета вода? и др. Мы разработали план мероприятий по данной теме.
На непосредственной образовательной деятельности по экологии дети знакомились со свойствами воды. Узнали, что вода бывает холодная и тёплая, у воды нет запаха, вкуса, она прозрачная, жидкая, в ней растворяются некоторые вещества и вода может окрашиваться. Проводили разные опыты с водой и узнали, что снег, лед и пар – это тоже вода. Что очень удивило наших воспитанников!
Во время бесед дети узнали, какое огромное значение имеет вода для человека и природы. Что её надо беречь и нельзя загрязнять. Знакомились с разновидностями водоёмов (река, озеро, пруд, море и др.). Рассматривали энциклопедии с обитателями рек, морей, океанов, узнавая о строении тела рыб, образе и условиях их жизни.
Через трудовые поручения (полив комнатных растений, мытьё игрушек, сюжетно-ролевые игры (купание кукол, стирка белья, мытье посуды и др., беседы, наблюдения за трудом младшего воспитателя, уборщика помещений, повара, прачки, дети знакомились с тем, для чего нужна вода человеку.
На занятиях по изодеятельности рисовали весёлых капелек, клеили друзей для «капитошки», из пластилина делали чешуйки для рыбок.
По вечерам читали сказки о воде. «Мойдодыр» нас учил, что надо мыться по утрам и вечерам. А из сказки «Федорино горе», узнали, что вода нам помогает поддерживать чистоту в доме. Читая потешку: «Водичка, водичка…», учили умываться чумазую куклу Катю.
На прогулке и физкультурном занятии играли в различные подвижные игры: «Капельки и тучка», «Ходят капельки по кругу», «Ручеек» и др.
С «капелькой» мы встречались на разных занятиях. Вот и на развлечение к нам в гости пришла «Капелька». Мы пели ей песенку про дождик, танцевали вместе с ней, слушали стихи и потешки о воде. А затем, сами превратились в капелек и изображали, как бежит ручеёк и течёт река. Было очень весело!
В процессе исследовательской деятельности дети познакомились со свойствами воды, её видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях (жидкая, твёрдая, газообразная). У детей сформировались элементарные представления о воде, её значении для человека, животных и растений, бережном отношении к ней. Сформировался познавательный интерес, обогатился словарный запас.
По результатам проекта создана презентация для педагогов и родителей, как итог о проделанной работе.
8. Основные этапы реализации проекта :
• подготовительный;
• практический;
• заключительный.
Сроки выполнения: 1 недели (с 23 января по 30 января 2023г.)
По продолжительности: проект краткосрочный.
Рабочий план реализации проекта.
Подготовительный этап
1) Пополнение исследовательского центра оборудованием, схемами для проведения опытов, графически схематическими моделями свойств воды, центра познавательного развития иллюстрациями «Водные объекты», «Природные явления», «Времена года», энциклопедиями «Обитатели рек, морей и океанов», книжного центра художественными произведениями, потешками, стихами, связанными с водой (Агния Барто «Девочка чумазая», Асен Босев «Дождь». Зинаида Александрова «Купание», Корней Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Наталья Александровна Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». Виталий Бианки «Купание медвежат», Любовь Воронкова «Снег идет», потешки «Водичка, водичка», «Дождик пуще», «Кран, откройся! Нос, умойся.» и др., центра физического развития подвижными играми «Солнышки и дождик», «Капельки и тучка», «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», аудеотеку - звукозаписями «Шум воды», «Дождя», «Журчание ручейка», «Шум моря», «Водопада» и др.
2) Консультации для родителей: «Опыты с водой», «Питьевая вода и здоровье ребёнка», «Опыты и эксперименты в домашних условиях», «Интересные факты о воде». Подготовили памятки «Экспериментируем дома».
3) Организация фотовыставки «Зачем нужна вода?» (Воспитатели и родители).
4) Рассматривание иллюстраций «Времена года», с изображением различных водоёмов - река, озеро, море; предметных картинок с сюжетами на тему «Зачем нужна вода?», энциклопедии «Обитатели водных объектов».
5) Наблюдение за природными явлениями (за снегом в разную погоду, льдом, снегопадом, солнцем и инеем). (Воспитатели и дети)
Практический этап
Понедельник • Труд в уголке в природе (протирание крупных листьев, полив комнатных растений, беседа «Как растения пьют воду»;
• Чтение рассказа Виталия Бианки «Купание медвежат» (см. папку «Художественные произведения о воде»);
• Дидактическая игра на формирование словаря «Что происходит в природе?» (с мячом).
• НОД по рисованию «Весёлые капельки»;
• Наблюдение на прогулке за снегом, снежинками;
• Подвижные игры «Ходят капельки по кругу», «Ручеек»;
• Опытно-экспериментальная деятельность «Снег – это вода» (картотека);
• Рассматривание иллюстраций с изображениями водоёмов;
• Чтение сказки Н. А. Рыжова «Жила – была река»;
• Слушание «Журчание ручейка», «Дождь», «Шум моря»;
• Игры с водой «Пенное море»;
• Сюжетно-ролевая игра «Купание кукол», «Стирка белья» (Воспитатели и дети)
Вторник
• Беседа с детьми «Кому нужна вода?»;
• Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», Заучивание потешки «Водичка, водичка», потешки «Кран откройся, нос умойся!»;
• Опытно-экспериментальная деятельность «Пар – это тоже вода» (картотека);
• Наблюдение за снегопадом;
• Рассматривание иллюстраций на тему «Зачем нужна вода?», Беседа «Зачем нужна вода?»;
• Чтение потешки «Курочка рябушечка…». (Воспитатели и дети)
Среда • Беседа по ОБЖ «Скользкие дорожки»;
• Дидактическая игра по валеологии «Наши помощники»;
• Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»;
• Опытно – экспериментальная деятельность «Цветные льдинки», «Лёд – это твердая вода» (картотека);
• На прогулке украшение цветными льдинка снежные постройки:
• НОД по экологии «Волшебница вода»;
• Рисование красками «Дождик», чтение рассказа Асен Босев;
• Настольно-печатная игра «Времена года» (Воспитатели и дети).
Четверг • Чтение сказки Н. А. Рыжова «История одного пруда»;
• Беседа с детьми «Какую воду можно пить?»;
• Театрализованная деятельность «Путешествие капельки»;
• Подвижная игра «Капелька и тучка» :
• Игры с водой «Тонет – не тонет».
• Рассматривание иллюстраций «Времена года» (Воспитатели и дети).
Пятница • Беседа по экологии «Кто живёт в воде?»;
• Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Обитатели рек, морей и океанов»;
• НОД по лепке «Рыбки плавают в аквариуме»;
• На прогулке лепка снеговика, подвижная игра «Кто дальше бросит комок из снега» (закреплять знание свойств снега);
• Хозяйственно – бытовой труд «Мытьё игрушек»;
• Чтение сказки Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели»;
• Сюжетно – ролевая игра «Поможем кукле Кате мыть посуду».
(Воспитатели и дети).
Заключительный этап
Пятница • «В гости капелька пришла»
(Воспитатели, дети).
Работа по проекту велась по всем образовательным областям (познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие).
Достигнутые образовательные результаты и эффекты.
1. Дети познакомились, с тем, что вода бывает в 3 агрегатных состояниях (жидкая, твердая, газообразная-пар).
2. Узнали о свойствах воды (прозрачная, не имеет цвета, вкуса, запаха, льётся, бывает тёплая и холодная, растворяет некоторые вещества и др.).
3. У детей сформировались элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений.
4. Сформировались познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
5. Во время работы с водой (мытьё игрушек, полив комнатных растений, мытьё рук) стали бережней относиться к воде, более аккуратными.
Конкретные результаты:
Поставленная цель и задачи проекта были реализованы;
Обогатилась предметно – развивающая среда в группе.
Практическая значимость проекта :
Данный проект расширяет кругозор детей, развивает умение размышлять и отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливает причинно-следственную связь, вести диалог; обогащает словарный запас детей, воспитывает интерес объектам и явлениям неживой природы, воспитывает бережное отношение к воде.
Также работа по проекту позволила заинтересовать родителей к экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях.
В своей работе может использовать любой педагог, адаптировать его содержании к условиям своего дошкольного учреждения и возможности взаимосвязи с социумом.
6. Перспективы дальнейшего развития проекта.