Виктория Искра
Экологический проект «Вода-волшебница» Возраст 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Проблемное поле проекта.
Жизнь людей, животных, растений зависит от воды.
Вода присутствует в различных явлениях: дождь, снег, туман, роса.
Человек должен научиться обладать знаниями об этих явлениях природы. Знать свойства воды, уметь их применять. Бережно относиться к ней.
Цель:Создать условия для расширения знаний детей о воде, как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
Задачи: Для родителей:
• Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта;
Публикация «Экологический проект „Вода-волшебница“ Возраст 4–5 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Систематизировать материалы по проекту для дошкольников.
Для детей:
• Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах;
• Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов;
• Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека, других живых организмов;
• Разработка дидактических материалов для использования детьми в самостоятельной деятельности.
Ожидаемый результат:
• проявляют интерес к проведению экспериментов с водой и ее свойствам;
• формирование познавательного интереса;
• обогащение словарного запаса (фильтр, осадки);
• воспитание бережного отношения к воде, ее пользе для человека.
Вид проекта : познавательно - поисковый
Тип проекта : исследовательско – познавательный, краткосрочный
Состав участников: дети второй младшей группы, родители, воспитатель группы.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, чтение художественной литературы.
1 Социально- коммуникативное развитие
Образовательная деятельность.
Обогатить предметно - р
звивающее пространство наглядным и дидактическим материалом (иллюстрации, картинки, фотографии
о воде в различных ее состояниях)
Проведение игр через которые дети контактируют друг с другом
(мытье игрушек, посуды для кукол, полив и рыхление комнатных цветов).
Создать условия для изучения дидактического материала и стимулировать к их описанию.
2 познавательное развитие
Опыты. «Свойства воды»
Цель: создать условия для несложных способов экспериментирования с водой. Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности, с помощью воспитателя делать выводы.
3речевое развитие
Словесная игра
«Вода какая…»
• Составление рассказов по теме «Вода вокруг нас»,
«Где живет вода в детском саду?»
Цель:создать условия для умений самостоятельно составлять рассказ из 3-5ти предложений на заданную тему.
• В. Орлов
«Ты скажи мне, реченька лесная»
С. Сахаров
•«Кто в море живет?
•Г. Люшина «Капелька»
•Н. Рыжова
«Вы слыхали о воде?»
• Н. А. Рыжова «Жила-была река»
(экологическая сказка,
• Королева – вода
(экологическая сказка)
• Два ручья»,
Б. Заходер
•«Что случилось с рекой?»
•Сказка о ручейке. Эстер Адам.
Создать условия для изучения и стимулировать к составлению рассказа по теме
(с помощью наводящих вопросов)
Создать условия для прослушивания произведений, учиться полным ответом отвечать на поставленные вопросы воспитателя.
Беседы:
«Кто живет в водоеме» Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, обогащать словарный запас.
4 физическое развитие
Создать условия для обогащения двигательных навыков.
Закаливание детей, гигиена рук, обтирание влажным полотенцем и растирка сухим.
Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Капля раз, капля два»
«Солнышко и дождик»
«Удочка»
«Лягушки и цапля»
«Море волнуется»
«Капитаны»
(пускаем кораблики)
Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако»,
«Найди отражение», «Следы»,
«Найди снежинке пару».
Игровые упражнения:
«Буль-буль», «Дождик»,
«Ой, Мороз!», «Замри».
Игры – имитации: «Вода в стакане кипит», «Зеркало».
Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»
Игра с камушками «Тонет – не тонет»
5 Художественно –
эстетическое развитие
Изготовить совместно с родителями и детьми коллаж «Вода-волшебница»,
рисунки на воде.
Развивать навыки коллективной работы, умение распределять обязанности между детьми и родителями.
10 Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
Подготовить художественную, методическую литературу по данной теме, просмотр презентаций.
11 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Атрибуты для дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, различные емкости для опытов, пипетки, салфетки, снег, лёд, сахар, соль, гуашь, песок, камушки, палочки, мыльные пузыри, бумажные кораблики, тряпочки.
12 Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Поиск и сбор информации 2 дня
2 Аналитический Анализ информаций. 1 день
3 Практический Реализация плана мероприятия.
ежедневно
4 Презентационный познавательно - игровой
1 день.
5 Контрольный Рефлексия с использованием
викторины
«Волшебница - вода», стенд
«Вода – водица» 10-15 минут
14 Организационные формы работы над проектом
№№ пп Формы работы Название Сроки
1 Образовательная деятельность Практические работы:
«Полив цветов», мытье игрушек, посуды.
«Пусть одежда будет чистой»,
«Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок». 1день, понедельник
Рисование
«Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Весёлые снежинки». вторник
Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Галина Николаевна моет посуду.
1. Что делает Галина Николаевна?
2. Чем моет посуду?
3. Какая вода?
4. Что делает вода? (льется из крана)
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.
среда
2 Наблюдение Обучение детей через наблюдение в быту, мытье детской посуды. Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода», «Что растворяется в воде»
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками, показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши.
ежедневно
3 Экспериментирование,
моделирование Эксперименты: «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Испарение воды»
(мокрые салфетки высушить). четверг
4 Самостоятельная работа детей Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями с привлечением детей.
Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
Вопросы:
1. Что делаю?
2. Чем поливаю?
3. Какая вода?
4. Для чего поливают комнатные растения?
Обобщения воспитателя:
вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.
(картинки о пустыни)
В течение проекта
5 Взаимодействие с родителями Коллаж консультация
с рекомендациями для родителей.
Консультации для родителей:
•«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь»,
•«Игры с водой»,
•«Вода в природе». Понедельник,
среда
6 Групповое обсуждение
Выставка рисунков
«Водяные рисунки»,
стенд «Вода - водица».
Подведение итогов реализации проекта.
15 Форма проведения
Научное шоу
(показ детям из других групп опытов с водой)
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СП. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»
Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
6. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
7. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
8. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
9. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
10. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
Проектная карта
1 Социально- коммуникативное развитие
Образовательная деятельность.
Создать условия для изучения дидактического материала и стимулировать к их описанию.
Обогатить предметно - развивающее пространство наглядным и дидактическим материалом (иллюстрации, картинки, фотографии
о воде в различных ее состояниях)
Проведение игр через которые дети контактируют друг с другом
(мытье игрушек, посуды для кукол, полив и рыхление комнатных цветов).
2 познавательное развитие
Опыты. «Свойства воды»
Цель: создать условия для несложных способов экспериментирования с водой.
Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности, с помощью воспитателя делать выводы.
3 речевое развитие
Словесная игра
«Вода какая…»
• Составление рассказов по теме «Вода вокруг нас»,
«Где живет вода в детском саду?»
Цель:Создать условия для изучения и стимулировать к составлению рассказа по теме
(с помощью наводящих вопросов)
•В. Орлов
«Ты скажи мне, реченька лесная»
С. Сахаров
•«Кто в море живет?
•Г. Люшина «Капелька»
•Н. Рыжова
«Вы слыхали о воде?»
•Н. А. Рыжова «Жила-была река»
(экологическая сказка,
• Королева – вода
(экологическая сказка)
• Два ручья»,
Б. Заходер
•«Что случилось с рекой?»
•Сказка о ручейке. Эстер Адам.
Создать условия для
прослушивания произведений, учиться полным ответом отвечать на поставленные вопросы воспитателя.
Беседы:
«Кто живет в водоеме» Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, обогащать словарный запас.
4 физическое развитие
Закаливание детей, гигиена рук, обтирание влажным полотенцем и растирка сухим.
Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Капля раз, капля два»
«Солнышко и дождик»
«Удочка»
«Лягушки и цапля»
«Море волнуется»
«Капитаны»
(пускаем кораблики)
Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако»,
«Найди отражение», «Следы»,
«Найди снежинке пару».
Игровые упражнения:
«Буль-буль», «Дождик»,
«Ой, Мороз!», «Замри».
Игры – имитации: «Вода в стакане кипит», «Зеркало».
Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»
Игра с камушками «Тонет – не тонет»
Создать условия для обогащения двигательных навыков.
5Художественно –эстетическое развитие
Изготовить совместно с родителями и детьми коллаж
«Вода-волшебница»,рисунки на воде.
Развивать навыки коллективной работы, умение распределять обязанности между детьми и родителями.
10 Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
Подготовить художественную, методическую литературу по данной теме, просмотр презентаций.
11Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Атрибуты для дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, различные емкости для опытов, пипетки, салфетки, снег, лёд, сахар, соль, гуашь, песок, камушки, палочки, мыльные пузыри, бумажные кораблики, тряпочки.
12Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Поиск и сбор информации 2 дня
2 Аналитический Анализ информаций. 1 день
3 Практический Реализация плана мероприятия.
ежедневно
4 Презентационный познавательно - игровой
1 день.
5 Контрольный Рефлексия с использованием
викторины
«Волшебница - вода», стенд
«Вода – водица» 10-15 минут
14 Организационные формы работы над проектом
№№ пп Формы работы Название Сроки
1 Образовательная деятельность Практические работы:
«Полив цветов», мытье игрушек, посуды.
«Пусть одежда будет чистой»,
«Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок». 1день, понедельник
Рисование
«Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Весёлые снежинки». вторник
Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Галина Николаевна моет посуду.
1. Что делает Галина Николаевна?
2. Чем моет посуду?
3. Какая вода?
4. Что делает вода? (льется из крана)
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.
среда
2 Наблюдение Обучение детей через наблюдение в быту, мытье детской посуды.
Поисковая деятельность:
«Холодная, теплая, горячая вода», «Что растворяется в воде»
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками, показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши.
ежедневно
3 Экспериментирование,
моделирование Эксперименты: «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Испарение воды»
(мокрые салфетки высушить). четверг
4 Самостоятельная работа детей Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями с привлечением детей.
Цели: создать условия для формирования представлений детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
Вопросы:
1. Что делаю?
2. Чем поливаю?
3. Какая вода?
4. Для чего поливают комнатные растения?
Обобщения воспитателя:
вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.
(картинки о пустыни)
В течение проекта
5 Взаимодействие с родителями Коллаж консультация
с рекомендациями для родителей.
Консультации для родителей:
•«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь»,
•«Игрыс водой»,
•«Вода в природе». Понедельник
среда
6 Групповое обсуждение
Выставка рисунков
«Водяные рисунки»,
стенд «Вода - водица».
Подведение итогов реализации проекта.
15 Форма проведения
Научное шоу
(показ детям из других групп опытов с водой)
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СП. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»
Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
6. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
7. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
8. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
9. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
10. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.