Екатерина Двораковская
Проект «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Чебурашка»
Исследовательский проект
«Секреты воды»
(познавательно – речевое развитие)
Подготовила воспитатель
Двораковская Екатерина Андреевна
2016г
Содержание
Пояснительная записка….4
Актуальность….5
Паспорт проекта…. 6
Этапы проекта…. 8
Вывод….12
Список литературы….14
Исследовательский проект «Секреты воды»
(познавательно – речевое развитие)
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
Публикация «Проект „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманный заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Актуальность
По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Паспорт проекта
Название проекта «Секреты воды»
Руководитель проекта : воспитатель средней группы
Участники проекта : дети средней группы «Сказка», воспитатель, родители
Тип проекта : Краткосрочный (сентябрь – октябрь 2016 г., групповой, исследовательско – творческий, межпредметный.
Количество воспитанников: 20
Форма представления: слайдовая презентация
Проблема проекта : Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.
Гипотеза: Мы предположили, что вода может изменяться в зависимости от окружающих её условий.
Цель проекта : Развитие познавательного интереса дошкольников к воде, как к объекту неживой природы.
Задачи проекта :
• Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, состояния воды); уточнить значение её для всего живого;
• Развивать любознательность, а также психические процессы – мышление, внимание, память и активизировать речь детей;
• Развивать навыки элементарного экспериментирования;
• Сформировать и закрепить необходимость заботиться о своём здоровье;
• Воспитывать бережное отношение к воде;
• Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов;
• Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования.
Формы и методы работы по проекту :
1. Проведение консультации для родителей;
2. Самостоятельная деятельность детей в уголке природы;
3. Оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;
4. Продуктивная деятельность;
5. Оформление фотовыставки, создание газеты;
6. Дидактические игры;
7. Наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;
8. Чтение художественной литературы;
9. Беседы;
10. Проведение экспериментов и исследований с водой.
Необходимое оборудование:
Литературный ряд: малый народный фольклор, сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», загадки про воду, малый народный фольклор (потешки, рассказы «Жила – была река…», «Путешествие капельки».
Музыкальный ряд: аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
Демонстрационный ряд: альбомы, картинки на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком».
Создание мини-лаборатории для экспериментов.
Оборудование и материал для проведения экспериментов с водой (стаканчики, краски, тазик, ложечки, формы для замораживания воды и пр.); игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
— выбор темы;
— обследование уровня развития познавательного интереса у детей по теме вода;
— постановка проблемы;
— определение цели и задач исследовательской работы;
— изучение методической литературы;
– создание экспериментальной лаборатории в группе;
– подбор и создание картотеки опытов и экспериментов с водой;
– поиск пальчиковых игр, физкультминуток;
— разработка плана мероприятий проекта. 2. Основной:
— занятие;
— наблюдения на прогулках;
— беседы;
— игры с водой;
— эксперименты;
— чтение художественной литературы;
— работа с родителями.
3. Заключительный этап:
— повторное обследование детей;
— оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»;
– создание газеты «Вода вокруг нас»;
— создание практического материала для родителей: буклет и консультация;
– продукты творческой деятельности: рисунки.
План основных мероприятий
Дата мероприятия
Виды деятельности
12.09 – 16.09 1. Консультация для родителей о пользе экспериментальной и исследовательской деятельности детей.
2. Беседа с детьми «Вода вокруг нас».
3. Наблюдение «Вкус и запах воды».
19.09 – 23.09 1. Проведение эксперимента «Прозрачная вода может стать мутной».
2. Наблюдение за проявлениями воды в природе и быту.
3. Создание газеты «Вода вокруг нас» (в течение проекта).
29.09 – 30.09 1. Беседа с детьми «Вода нужна всем».
2. Эксперимент «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда».
03.10 – 07.10 1. Эксперимент «Окрашивание воды».
2. Эксперимент «Живительная сила воды».
3. НОД: Развитие речи. Чтение и обсуждение рассказа «Жила – была река…» Н. А. Рыжова.
10.10 – 14.10 1. Эксперимент «Вода в жидком состоянии не имеет формы».
2. Эксперимент «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».
3. Разработка буклета для родителей «Эксперименты с водой дома».
17.10 – 21.10 1. Дидактическая игра «Какая вода вокруг нас».
2. Просмотр мультфильма о воде «Как вода становится паром и росой».
3. Опыт «Как вода превращается в пар».
24.10 – 28.10 1. Оформление фотовыставки «Мы экспериментаторы».
2. Просмотр мультфильма о воде «Капля».
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• В процессе взаимодействия «педагог – дети» в реализации проекта дети проявляют интерес к экспериментированию;
• овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении воды;
• проявляют бережное отношение к воде, прививаются правила личной гигиены;
• формируют навыки работы в группе, развивают коммуникативные качества и аналитические способности;
• родители приобретают навыки проведения опытов с детьми в домашних условиях и проводят простые опыты дома с детьми.
Результативность: В результате реализации проекта у детей обогатились знания о воде, её свойствах, состояниях. Сформировались начальные представления о необходимости заботиться о своем здоровье; стали бережнее относиться к воде (контролируют чтобы кран с водой был закрыт). Сформированы начальные умения в опытнической деятельности.
Вода дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой оказывают на детей благоприятное эмоциональное воздействие.
Вывод:
Использованная система дала положительный результат в работе по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста. Повысился уровень знаний детей о воде и стал выше среднего, дети могут рассказать о ее свойствах, о ее значении для людей, животных и растений; дошкольники знают о том, что краска растворяется в воде быстрее при перемешивании; имеют расширенные представления о свойствах льда и воды. Вместе с этим дети стали бережнее относиться к воде – плотно закрывают краны в умывальниках; знают о пользе чистой воды – полощут рот после еды и стараются два раза в день чистить зубы. Так же у ребят моей группы появился интерес к исследовательской деятельности, и начали формироваться начальные умения в опытнической деятельности.
В ходе экспериментов, опытов, наблюдений и анализу результатов по ним мы пришли к выводу, что гипотеза, поставленная нами в начале проекта, подтвердилась – вода может изменяться в зависимости от условий, окружающих её.
Анализируя результаты мониторинга, пришла к выводу, что проект актуален для реализации в группе среднего возраста.
Реализовать задуманный проект и решить возникшие проблемы помогло изучение методической литературы по теме проекта :
1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., 2010г.
5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
6. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
7. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» М., 2010г.
8. Рыжова Н. В. «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом — природа». Журнал «Дошкольное образование» № 11, 2004г.
9. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой. М., «АРКТИ», 2005г.
10. О. В. Дыбина Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М. ,ТЦ «Сфера»,2005г.