Ломакина Зоя
Экологический проект в старшей группе «Птицы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в старшей группе №4 г. Ярославль МДОУ «Детский сад №87»«Птицы родного края»
Проект подготовили педагоги старшей группы №4 МДОУ "Детский сад №87": Ломакина З. В., Мартьянова Е. Г., Румянцева Н. Ю.
Вид проекта - познавательно - творческий.
Сроки реализации проекта: октября 2016г. – апрель 2017г. (долгосрочный)
Участники проекта:
1. Воспитанники старшей группы №4.
Публикация «Экологический проект в старшей группе „Птицы родного края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
2. Воспитатели.
3. Учитель-дефектолог
4. Музыкальный руководитель
5. Родители.
6. Социальные партнеры
Объект исследования – птицы Ярославской области
Актуальность
Мы - жители города имеем весьма ограниченные возможности общения с природой. Именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы, важно формировать начала экологической культуры личности. И одной из важных задач по экологическому воспитанию считается знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. А кого из представителей животного мира мы чаще всего встречаем на городских улицах, в парках и скверах, дворах и окрестных лесах? Конечно же птиц.
Это наши соседи по планете. Невозможно представить нашу землю без птиц, но мы так привыкли к ним, что порой не замечаем, что они рядом и нуждаются в нашей заботе и охране, многие из них занесены в Красную книгу. Жизнь человека невозможна без пернатых друзей, учеными доказано, что они спасают для сельского хозяйства около 30% урожая, разносят семена растений на значительные расстояния (сеют лес, они опыляют растения. Птицы радуют нас своим ярким нарядом и пением.
Ярославская область лежит на стыке южной тайги и лиственных лесов, разделенная пополам величавой Волгой – это определяет особенности её животного и растительного мира. В нашей местности встречается более 240 видов птиц, 73 вида занесены в Красную книгу Ярославской области, 20 видов в Красную книгу РФ. А знаем ли мы их, можем ли узнать по внешнему виду и голосу.
Птицы отличаются сложным и разнообразным оперением, они строят гнезда, высиживают птенцов, заботятся о своем потомстве, могут совершать дальние перелеты. Свои эмоции они выражают звуками, которые очень часто бывают сказочно красивыми, у них есть способности к звукоподражанию, они даже могут воспроизводить нашу речь.
Необходимо систематизировать и углубить знания детей о птицах нашего края. И наши воспитанники – дошкольники должны иметь представление об удивительном мире птиц, они должны знать, что птицы – наши друзья и почему.
Цели и задачи организации проекта
Педагоги
Цель: создание условий для воспитания у детей интереса и любви к природе.
Задачи:
- Изучить информацию, подобрать литературу, иллюстрации о птицах Ярославской области
- Создать предметно-развивающую среду, способствующую формированию познавательного интереса и расширению кругозора;
- Построить работу с родителями, помогающую воспитанию у детей интерес и любовь к окружающему и прежде всего к природе через ознакомление с птицами родного края.
Дети
Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе, интереса и заботливого отношения к птицам, изучение многообразия зимующих и перелетных птиц родного края и их образа жизни, развитие познавательного интереса, творческих способностей детей.
Задачи:
1. Знакомить детей с многообразием птиц, их образом жизни и поведением
2. Формировать умение различать птиц по внешнему виду и голосу
3. Закреплять понятия о перелетных и зимующих птицах
4. Формировать умение наблюдать и делать выводы из наблюдений
5. Развивать умения отражать в творческой деятельности свои впечатления о птицах
6. Развивать познавательный интерес к природе, умение формировать свои вопросы, слышать и понимать задания воспитателя и сверстников
7. Приобщать детей к полезной деятельности (изготовление кормушек и скворечников, подкормка птиц зимой)
8. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе
Родители
Цель: повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность группы, просвещение родителей в вопросах развития у детей познавательного интереса, воспитания любви к природе.
Задачи:
1. Подвести родителей к пониманию важности проблемы развития познавательного интереса детей, через ознакомление с птицами нашего края.
2. Создавать условия для экологического, нравственного, эстетического воспитания и развития детей.
З. Расширять представления родителей о том, как важно научить ребенка изучать природу, любить ее и охранять.
3. Повышать уровень творческой активности родителей, побуждая к участию в совместной реализации проекта «Птицы - нашего края»
4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
5. Вовлекать максимальное число родителей в образовательный процесс.
Основные принципы проекта
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий научно-обоснованными методиками и технологиями
2. Принцип активности и сознательности – участие коллектива педагогических работников и родителей детей в поиске новых эффективных форм и методов работы и целенаправленная деятельность по экологическому воспитанию детей
3. Принцип комплектности и интегративности – решение экологических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности – поддержка связей между возрастными категориями по экологическому воспитанию.
5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня развития.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
1. Дети знают большое количество птиц, живущих в городе, окрестных лесах, их образ жизни и поведении
2. Дети узнают птиц по внешнему виду, описанию и голосу
3. Дети знают перелетных и зимующих птиц Ярославской области
4. Дети умеют наблюдать и делать выводы из своих наблюдений
5. Дети с удовольствие отражают свои знания и наблюдения в творческих работах, с желанием участвуют в праздниках, викторинах, развлечениях
6. Дети умеют формировать вопросы по теме, слышать и понимать вопросы. С удовольствием смотрят телепередачи о птицах, слушают о них произведения художественной литературы
7. Дети с удовольствием принимают участие в трудовой деятельности – изготавливают и развешивают кормушки и скворечники, заботливо подкармливают птиц зимой
8. Дети бережно и заботливо относятся к природе и нашим соседям по планете
9. У родителей повышение уровня экологических знаний и экологической культуры, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Формы реализации проекта
1. Организация различных видов детской деятельности:
• игровая деятельность (дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры,
• чтение художественной литературы,
• совместная познавательно-исследовательская деятельность,
• беседы с детьми.
• Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
2. Совместная деятельность взрослого и детей, в ходе режимных моментов.
3. Проведение развлечений
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Взаимодействие с семьями детей.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
2. Основной этап (реализация проекта)
3. Заключительный этап (Презентация проекта, Подведение итогов)
I. Подготовительный эта
Деятельность педагогов:
• Обозначение проблемы, формулирование цели и задач предстоящей работы
• Составление поэтапного плана работы над проектом, распределение заданий
• Подбор методической и художественной литературы по выбранной теме
• Изучение передового педагогического опыта по экологическому воспитанию, отбор и внедрение эффективных методик
• Организация экологической среды
• Анализ предметно-развивающей среды: подбор и изготовление необходимых атрибутов и оборудования.
• Создание фонотеки голосов птиц
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала по теме
• Участие в обсуждении этапов выполнения проекта в зависимости от возможностей детей.
Деятельность родителей:
• Обсуждение в ходе индивидуальных встреч содержания проекта
• Обсуждение тематики мероприятий в русле выполнения проекта
• Анкетирование родителей.
II. Основной этап
1. Коррекционно-развивающие познавательные занятия (проводятся дефектологом)
1. Подгрупповое занятие по развитию речи по теме «Поможем зимующим птицам»
2. Подгрупповое интегрированное занятие по теме: «Зимующие птицы»
3. Подгрупповое занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи на тему «Перелетные птицы весной»
4. Подгрупповое занятие по ознакомлению с окружающим «Птицы на гнездах».
2. Познавательные беседы и познавательно-исследовательская деятельность (проводятся воспитателями)
1. Разговор о зимующих птицах (воробей, синица, сорока) Цель: закрепление и углубление знаний детей о птицах нашего города.
2. «Беседа о перелётных и зимующих птицах» Цель: расширение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
3. Сравнительный рассказ, «Какие разные птицы» Цель: обогащение знаний детей о птицах.
4. Беседа: «Покормите птиц зимой» Цель: Формирование у детей обобщенного представления о зимующих птицах.
5. Беседа о птицах весной «Скворец и утка» Цель: обогащение знаний детей о перелётных птицах.
6. Поисково-экспериментальная деятельность «Чем перья отличаются друг от друга»?
«Почему птицы летают»
3. Занятия по ознакомлению с художественной литературой
1. Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц»
2. Чтение рассказа К. Ушинского «Ласточка»
4. Занятия по продуктивным видам деятельности
1. Занятия по рисованию: «Красногрудые снегири», «Совушка - сова, большая голова», «Ласточка с весною в сени к нам летит», «Перелетные птицы»
2. Занятие по лепке: «Гроздья рябины» угощение для птиц, «Птица счастья» (тестопластика,
3. Аппликация: «Птицы на юг улетают» (из природного материала, «Снегири на ветке рябины» (коллаж).
4. Конструирование: «Домик для скворца», коллективная работа - «Снегири и синицы на ветках»,
5. Наблюдения на прогулке: «Какие ноги у птиц?», «Слышит ли птица?», «Как птицы отдыхают и спят», «Синички - невелички», «Покормите птиц зимой», «Три разные сестрицы», «Следы птиц на снегу», «Воробей», «Грачи на гнездах»
6. Игровая деятельность
Дидактические игры по теме:
•
• «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»,
• «Кто как голос подает?»,
• «Сосчитай птиц»,
• «Большой – маленький»,
• «Один – много»,
• «Угадай по описанию»,
• «Четвертый лишний»,
• «Скажи наоборот»,
• «Кого не стало?»,
• «Классификация (зимующие -перелетные)»,
• «Не зевай»,
• Исправь ошибку» и др.
Подвижные игры:
• «Совушка»,
• «Птичка и птенчики»,
• «Воробышки и кот»,
• «Птички в гнездышках»,
• «Попрыгай, как.»,
• «Птицы зимующие, птицы перелетные»,
• «Перелет птиц»,
• «Гуси - лебеди»,
• «Птицы в клетке».
7. Праздники и развлечения: «Зимующие птицы», «День птиц»
8. Взаимодействие с семьей
1. Информационно - аналитические формы:
-анкета для родителей «Что Вы знаете о зимующих и перелетных птицах»
-домашнее сочинение со слов ребенка «кто такие перелетные и зимующие птицы»
-индивидуальные консультации о необходимости воспитания у детей интереса, любви к птицам и бережном отношении к ним,
-индивидуальные беседы с родителями о необходимости и методике организации наблюдений за птицами, (отметить строение и окраску птиц, чем питаются, вместе с ребенком покормить птиц.
2. Наглядно-информационные формы:
-рассматривание птиц на иллюстрациях в книгах, журналах дома, подборка познавательной литературы для библиотеки в группе
изготовление дома книжек - малышек «этих птиц мы видели в парке»
-привлечение родителей к выпуску стенгазеты «Загадки и стихи о птицах»
-совместно с родителями оформление фотоальбома «Птицы - нашего края»
3. Познавательные формы:
-стендовые консультации:
«Что почитать детям дома по теме «Птицы»
«Как изготовить кормушку для птиц»
«Покормите птиц зимой» (о разновидностях корма)
-индивидуальные консультации по поводу посещения библиотеки (знакомство детей с птицами, занесенными в Красную книгу)
-для родительского уголка изготовление папок – передвижек:
«Они остались зимовать, мы им будем помогать»
«Кто весной к нам прилетит»
-проведение родительского собрания «Птицы - наши друзья»
-проведение мастер- класса для родителей «Лепка птиц из соленого теста»
4. Досуговые формы:
-совместное развлечение с родителями «Покормите птиц зимой»
-совместное изготовление шапочек для подвижных и театрализованных игр
-проведение конкурсов и выставок для родителей и детей «Кормушки для птиц», «Скворечник».
«Моя любимая птичка» (поделки из природного и бросового материала, рисунки).
III. Заключительный этап
Деятельность детей и педагогов
Итоговое мероприятие
Организация и проведение развлечения «Птицы – наши пернатые друзья»
Деятельность родителей
Организация и проведение выставок и конкурсов рисунков по теме «Птицы» и поделок «Кормушка для птиц», «Домик для скворца».