Валентина Колыбельникова
Познавательно-исследовательский экологический проект в старшей группе «Вечнозеленые хвойные деревья родного края»
▼ Скачать +Заказ
Колыбельникова Валентина Александровна, воспитатель, МБДОУ д/с №1 «Улыбка», с. Песчанокопское, Ростовской области, Elena.Prokop75@yandex.ru
Познавательно – исследовательский экологический проект в старшей группе «Вечнозеленые -хвойные деревья родного края»
Аннотация. Проект закрепляет знания детей старшего дошкольного возраста о хвойных деревьях, умения детей различать их между собой по внешним признакам.
Публикация «Познавательно-исследовательский экологический проект в старшей группе „Вечнозеленые хвойные деревья родного края“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Ключевые слова: хвойные, ель, сосна, хвоинки, ельники, природоохранная деятельность.
Актуальность:
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться.
Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В реальных жизненных ситуациях дети поступают не так, как утверждают, а часто действуют по привычке, не задумываясь о последствиях своих поступков.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними.
Осознанно – правильное отношение к растительному миру будет осуществлено лишь в том случае, если деятельность педагогов, поведение родителей будут взаимосвязаны и искренне устремлены на сохранение красоты окружающего мира и защиты его от разрушения. Растительный мир нашего с. Песчанокопского – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка, это великая воспитательница. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.
Проблема:
1. Недостаток знаний о разновидности растений, в частности, о хвойных деревьях, их отличии от лиственных.
Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание. Большой интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети воспринимают деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.
2. Низкий уровень наблюдательности.
Дерево прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так как деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере рассматриваются взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
3. Несформированность эмоционально – чувственного положительного опыта взаимодействия с природой. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
4. Отрицательный пример взрослых. Не секрет, что у некоторых родителей низкий уровень экологической культуры. Родители должны стать нашими союзниками в воспитании у детей осознанно – бережного отношения к природе. Личный пример родителей поможет предотвратить развитие у детей ненависти, агрессивности по отношению ко всему живому.
Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние нашей планеты зависит только от человека.
Цель проекта: Систематизировать и конкретизировать представления детей о хвойном мире родного края.
Задачи:
1. Обобщать знания о внешнем виде, отличительных особенностях, росте и развитии хвойных растений.
2. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте деревьев, общение с ними на равных
3. Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Тип проекта:познавательно – исследовательский, фронтальный, краткосрочный.
Сроки реализации: 4 - 5 неделя декабря.
Участники проекта – воспитатель, дети, родители старшей группы.
Основное направление: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное.
Ожидаемый результат:
1. Систематизируются знания детей о хвойных деревьях родного края, их многообразии.
2. Научатся называть отличия между сосной и елью (шишки у ели продолговатые, а у сосны короткие, круглой формы, у сосны хвоя длиннее, чем у ели. Иголки растут на ветке по две вместе и др.)
3. Получат знания о пользе хвойных деревьев, (еловые леса называются ельниками, деревья – это легкие нашей планеты. Поглощая вредные вещества, деревья выделяют воздух, кислород. Листья удерживают гарь и копоть. Деревья нужно беречь).
4. Научатся коллективно наблюдать, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
5. Дети научатся чувствовать ответственность за деревья.
6. Научатся передавать свои положительные впечатления о деревьях родителям, воспитателям, друзьям в разных формах: в рассказах, сказках, рисунках.
I. Подготовительный этап
Задачи:
Определить запас знаний у детей о хвойных растениях, в частности – о ели, сосне.
Создать условия для реализации проекта.
Содержание:
1. Блиц-опрос детей:
- Какие разновидности деревьев вы знаете?
- Чем отличается хвойное дерево от лиственного?
- Назовите хвойные деревья.
- Как/чем отличаются сосна от ели?
2. Анкетирование родителей.
3. Подготовка плана проекта.
4. Создание условий для реализации проекта:
- Пополнить развивающую предметно-пространственную среду:
• Подбор художественной литературы, устного народного творчества, фольклора;
• Подбор энциклопедий «Растительный мир», иллюстраций и картин известных художников;
• презентация – «Ели, сосны ПР»
• Оформление картотек загадок, ребусов, стихов, народных примет;
• Оформление картотеки дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.
2) Разработать перспективный план опытов и экспериментов.
3) Разработать цикл наблюдений за деревьями на прогулке.
«Как растения помогают человеку, Наблюдения за деревьями зимой», «Кора деревьев», «Деревья нашего двора», «Для чего они нужны?».
4) Подготовить информацию для родителей по теме: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка».
Сроки:
1-3 день проекта
Ответственный:
Воспитатель группы
II. Организационный этап
Задачи:
Закрепить знания детей о хвойных деревьях: умение определять дерево (сосна, ель) по расположению хвоинок, по изображению дерева, умение определять принадлежность плода к хвойному дереву и пр.
Учить детей наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; элементарным приемам исследовательской деятельности с объектами природы в индивидуальной и подгрупповой форме работы по инструкции педагога.
Содержание:
Чтение и заучивание стихов, загадки, рассказов: В. Лескова «Лечебница под сосной»;
Загадки о елке, Сказка «Жила была сосна» (чтение)
Стихи о елке – без названий
Рассматривание иллюстраций:
«Сосновый бор», «Ельник», картины «Зимой в лесу» И. Левитана, фото, слайдов.
Беседы «Полезные свойства елки и сосны», «Зачем нужны деревья», «Ельник, Сосновый бор».
Дидактические, экологические игры:
«Узнай дерево», «Назови отличия сосны и ели» (шишки у ели продолговатые, а у сосны короткие, круглой формы, у сосны хвоя длиннее, чем у ели. Иголки растут на ветке по две вместе)
«Раз, два, три, к елочке беги!»
Песни о елке: Слушание Чайковского «Декабрь», Вивальди «Зима».
Цикл наблюдений: за елкой, сосной
Исследовательская деятельность: Рассматривание и обследование иголок сосны и елки «Есть ли у дерева детки»; «Есть ли у дерева семья?». Изучаем кору и ствол.
Семейное посещение с ребенком библиотеки для накопления информации о хвойных деревьях, парка, площади (фото с ребенком)
Сроки:
4-8 дни проекта
Ответственный:
Воспитатель группы, музыкальный руководитель
III. Формирующий этап
Задачи:
Формировать умение передавать умения видеть красоту природы, свои знания - в продуктивной деятельности, в умении составлять связные рассказы
Содержание:
Рисование «Нарядная елка» (краски).
Рисуем пластилином «Наша елочка» (пластилин).
Трудовая деятельность: Сгребание снега к стволам елки и сосны
Конкурс «Семейная книга «Сказка о елочке»».
Сроки:
8-12 дни проекта
Ответственный:
Воспитатель группы
IV.Итоговый этап
Задачи:
Систематизируются знания детей о хвойных деревьях родного края, их многообразии
Содержание:
Презентация семейных книжек-малышек.
Праздник «У Новогодней ёлочки»
Экспозиция детских рисунков.
Сроки:
13-14 дни проекта
Ответственный:
Воспитатель группы, музыкальный руководитель