Елена Валерьевна Решетова
Интеграция различных видов деятельности в НОД. Творческий проект «Зимующие птицы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из принципов построения образовательного процесса в детском саду является принцип интеграции образовательной деятельности. Существует два вида интеграции :
- интеграция содержания и задач педагогической работы;
- интеграция детских видов деятельности.
В соответствии с принципом интеграции, формы работы, наиболее подходящие для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например, в форме игры частично проводятся познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельности; для развития продуктивной деятельности детей актуальными остаются также и беседа, и наблюдение, и экскурсия. Важно, чтобы формы работы с детьми были адекватными возрасту детей.
Публикация «Интеграция различных видов деятельности в НОД, Творческий проект „Зимующие птицы родного края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Проекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
По мнению многочисленных исследований, интегрированное образование даёт возможность реализовать творческие способности детей, развивает у них коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Цель интегрированной образовательной деятельности : объединить различные виды деятельности детей в педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире.
Основным аспектом реализации данного принципа является интеграция содержания и задач педагогической работы. Интегрированная образовательная деятельность имеет отличительные особенности: чёткость, компактность. Непосредственно образовательную деятельность необходимо готовить небольшой по объёму, но емкой по содержанию, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Учитывая особенности мышления дошкольников, необходимо использовать как можно больше наглядных пособий и атрибутов. Их следует распределять так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, посмотреть и использовать.
Важной особенностью интегрированной образовательной деятельности является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время непосредственно образовательной деятельности можно использовать такие виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, музыка и чтение стихов. Для этого воспитателям нужно уметь ставить перед собой конкретные задачи. Понятно, что реализация данного принципа не произойдёт сама по себе, для этого необходима систематическая и целенаправленная работа дошкольного учреждения. Для определения перспектив за основу необходимо взять изучение имеющегося педагогического опыта и повышение педагогической компетентности коллектива дошкольного учреждения по данному направлению.
Паспорт проектной работы
Название проекта «Зимующие птицы родного края»
Автор проекта Решетова Елена Валерьевна
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема
Тема проекта «Зимующие птицы родного края» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Проблема заключается в том, что современные родители при современном темпе жизни не обращают на это внимание. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель проекта : Используя творческий подход формировать у детей экологические знания о зимующих птицах и ответственное, бережное отношение к ним.
Задачи проекта :
1. Образовательные:
1. Расширить кругозор детей о зимующих птицах используя интеграцию различных видов детской деятельности.
2. Познакомить детей с разнообразием видов птиц, перелетных и зимующих на Урале.
3. Познакомить детей с особенностями подкормки птиц в зимний период.
2. Развивающие:
1. Развивать у детей творческие способности, используя различные виды изобразительной и театрализованной деятельности.
3. Воспитательные:
1. Воспитывать чувство сопереживания и бережное отношение к природе.
Участники проекта (возраст детей)
Дети II-ой младшей группы и их родители
Воспитатели: Решетова Е. В., Шутова Н. В.
Муз. Руководитель: Галимова З. Р.
Сроки реализации проекта : с ноября по март
Тип проекта :
Творческий, среднесрочный, экологической направленности, групповой, участвуют дети одной возрастной группы.
Материально-техническое оснащение:
• ПООП ДО «Детство»; методические пособия, материалы и рекомендации по основным направлениям работы над проектом; методическая и детская литература;
• демонстрационный, раздаточный, игровой материал для организации педагогической деятельности с дошкольниками;
• необходимый комплект канцелярских принадлежностей для осуществления продуктивной деятельности;
• комплект мультимедийных средств: ноутбук, видеопроектор, экран, музыкальный центр;
• интернет – ресурсы и интернет – источники.
Продукт проектной деятельности :
• Выставки детских творческих работ (рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и т. д. ,
• кормушки,
• познавательно-развлекательный досуг «Праздник птиц»,
• фотоотчет-презентация по проведенной работе над проектом,
• представление проекта и выступление группы детей на методобъединении, походившем в нашем детском саду,
• статья в газете МО г. Верхняя Пышма «Красное Знамя».
Формы реализации проекта :
• подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, физкультурные минутки;
• тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации;
• анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по теме проекта, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
• дидактические игры, творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
• дежурства, труд, коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
• составление/рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
• слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
• вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
Методы проекта : Наглядные методы и приемы, словесные, чтение художественной литературы, словесные методы, практический метод.
Поэтапная деятельность по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности Приложение 1-2
Системная «Паутинка» по проекту Приложение 3
Предполагаемые образовательные результаты проекта
Расширен кругозор детей о перелетных и зимующих птицах.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Приложение 1
Этапы деятельности по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности
Этапы
1. Организационный (погружение в проект)
Содержание деятельности педагога :
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Включение мероприятий по реализации проекта в перспективное планирование образовательной деятельности.
Подборка, разработка и накопление методических материалов по проблеме
Взаимодействие с детьми:
Вхождение в проблему
Вживание в игровую ситуацию
Принятие задачи
Дополнение задач проекта
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей: «Проектная деятельность в ДОО», подготовка папки-передвижки в родительский уголок «Проектная деятельность в ДОО», «Проект «Зимующие птицы родного края»
Взаимодействие со специалистами:
подборка сценария развлечения, подборка музыкальных произведений
Сроки: одна неделя
Методическое сопровождение:
• ПООП ДО «Детство», Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство»,
• Голицына Н. С. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. (прогулки, наблюдения)
Художественно – эстетическое развитие:
Доронова Т. Н. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре».
Маслова И. В. «Лепка» часть1
Волчкова В. Н. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду».
Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование».
Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала».
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»
Речевое развитие.
Сорокина Н. Ф. Программа «Театр – творчество – дети».
Гербова В. В. «Занятия по развитию речи»,
Волчкова В. Н. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой»
Большева Т. В. «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.
Познавательное развитие.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»
Карпухина, Н. А.
Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство с окружающим миром.
Дыбина О. В «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»,
Алешина, Н. В.
Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа.
Физическое развитие. Токаева Т. Э. «Азбука здоровья»
Социально-коммутативное развитие.
Шипицина Л. М. «Азбука общения».
А так же:
Хрестоматии для детей младшего возраста, методические материалы из методической копилки группы; консультативные материалы; интернет-источники, интернет-ресурсы и т. д.
2. Планирование деятельности (организация деятельности)
«Модель трёх вопросов»
Что знаем?
У детей младшего возраста недостаточные знания и представления о зимующих и перелетных птицах нашего края. Недостаточные знания о жизни птиц в зимний период.
Что хотим узнать?
Познакомить детей с разнообразием перелетных и зимующих птиц нашего края. Познакомить детей с особенностями жизни птиц в городе в зимний период. Научить детей заботиться о птицах в зимний период.
Как узнать?
Используя творческий подход, различные виды продуктивной деятельности познакомить детей с проблемой проекта.
Работа с детьми:
Фронтально
Подгруппами
Индивидуально
Работа с родителями:
Родители активные участники работы над проектом.
Консультации для родителей «Как сделать кормушку своими руками», «Интересные прогулки зимой», «Чем полезны птицы», брошюры и буклеты с малыми фольклорными жанрами
Работа с музыкальным руководителем:
Прослушивание музыкальных произведений по тематике проекта, разучивание песен, танца, репетиции
Сроки: с ноября по март
Продукт совместной деятельности :
Кормушки, поделки из пластилина, рисунки, аппликации, познавательно-речевой досуг «Праздник птиц»
3. Реализация проекта (осуществление деятельности)
Деятельность педагогов :
Организация НОД, занятий, проведение репетиций, организация выставок творческих работ детей.
Проведение игр, наблюдений на прогулках и т. д.
Деятельность детей :
Формирование специфических знаний, умений, навыков
Работа с родителями:
Родители вовлечены в процесс работы над проектом
4. Завершение проекта (презентация)
Деятельность педагогов :
Презентация конечного продукта.
Представление проекта на городском методобъединении
Деятельность детей :
Участие детей в познавательно-речевом досуге «Праздник птиц», показанном для родителей.
Выступление группы детей на методобъединении
Родители и дети расширили свой кругозор, получили дополнительные конкретные знания по теме проекта. Получили положительные эмоции от участия в празднике.
Приложение 3
СИСТЕМНАЯ «ПАУТИНКА» ПО ПРОЕКТУ
(Интеграция различных видов детской деятельности)
Тема «Зимующие птицы родного края»
Игровая
Дидактические игры по тематике проекта, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, например: «Как кот с воробьями подружился», подвижные – «Воробушки и автомобиль», «Птичий двор» ит. д.
Изобразительная
Рисование «Снегири» «Синицы», лепка «Воробьи, снегири, синицы», аппликация «Воробьи», творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник: пластилинография «Снегири, синицы», рисование ладошками «Синицы».
Коммуникативная
Свободное общение, художественно-речевая деятельность, специальное моделирование ситуаций общения, коммуникативные игры, театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений
Музыкальная
восприятие и понимание смысла музыкальных произведений по теме проекта, пение, музыкально-ритмические движения- танец «Птичий вальс», игры на детских музыкальных инструментах, прослушивание голосов птиц.
Двигательная
(овладение основными движениями) подвижные игры, тематические зарядки, физ-минутки и динамические паузы, хороводные игры, игры-имитации.
Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение художественной литературы и беседы по прочитанному, разучивание стихов, потешек, чтение пословиц и поговорок про птиц, загадывание загадок и т. п.
Конструирование
Конструирование из бумаги – оригами «Птицы», моделирование образа птицы из геометрических фигур
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Труд в природе (изготовление и чистка кормушек, подкормка птиц, ручной труд (изготовление поделок)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алешина Н. В. Издательство: ЦГЛ, 2004 .- 112 с.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.
3. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Издательство: Детство-Пресс, 2005. – 96 с.
4. Волчкова В. Н, Степанова Н. В. Издательство: ТЦ "Учитель", 2004. – 394 с.
5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Детство-Пресс, 2009.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М., Мозаика-Синтез, 2007
7. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала : Кн. для воспитателя дет. сада.. -- 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991.
8. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
9. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. Конспекты занятий» методическое пособие для воспитателей, СПб. : Детство-Пресс, 2011 г.
10. Карпухина Н. А. : Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Издательство: ИП Лакоценина, 2009 г.
11. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
12. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа, Издательство: Сфера, 2007.
13. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. - М. :1999.
14. Сорокина Н. Ф, Милаванович Л. Г. Программа Театр – творчество – дети. - Москва, 1995 г.
15. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб---метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
16. Шипицина Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. -М. : Детство-Пресс, 1998.