ОксанаМосол
Экологический проект в старшей группе «От грядки до прилавка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «От грядки до прилавка»
Руководитель проекта : Мосол О. В.
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : исследовательский.
Участники проекта : дети старшей группы, дети воспитатель группы, родители.
Продолжительность: долгосрочный (декабрь - май).
Публикация «Экологический проект в старшей группе „От грядки до прилавка“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2023
Направленность: экологическое воспитание, развитие финансовой грамотности.
Актуальность проекта :
Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили растение, поливали его, ухаживали за ним. Но отказ родителей подавляет интерес и самостоятельность детей, тем самым ограничивая познание окружающего мира.
Дети привыкли видеть результат работы быстро, в реальности же между затраченными усилиями и получением результата проходит довольно много времени. Убедиться в том, что «без труда не вынешь рыбку из пруда» можно только самостоятельно пройдя процесс выращивания растения. Ведь одно дело - смотреть, как у луковицы, поставленной в воду, пробиваются перышки, и совсем другое проследить путь растения – от зерна до плода. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Однако, представления детей о выращивании растений, труде людей в природе, интерес к исследовательской деятельности недостаточно развиты. Это и определило актуальность данного проекта.
Цель проекта : создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности и познавательной активности детей, посредством выращивания культурных огородных растений.
Задачи:
• Расширять представления детей о растениях;
• Обогащать представления детей о работниках сельского хозяйства;
• Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.
Этапы:
• Подготовительный.
• Основной.
• Заключительный
Технологии:
• Здоровьесберегающие
• Личностно – ориентированного обучения
• Исследовательской деятельности
• Информационно – коммуникативные
Методические приё мы: наглядные, словесные, игровые, практические, тематические выставки, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий, работа в книжном уголке, взаимодействие с семьей, индивидуальная работа.
Ожидаемый результат:
• Сформированность экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности по выращиванию растений из семян.
• Сформированы знания о росте растений в комнатных условиях.
• Умение ухаживать за растениями и соблюдать условия их содержания.
• Проявляют бережное отношение к природе.
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, как участниками педагогического процесса детского сада.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний об овощах, фруктах и профессиях работников сельского хозяйства).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
• Создание презентаций для детей по темам: «Профессии сельского хозяйства», «Что растет на грядках», «Плодовые деревья», «Загадки о растениях», пословицы, поговорки.
• Подготовка информации для родительских уголков.
• Привлечение родителей к сбору семян и рассады для огорода на окне.
• Участие родителей в высадке рассады в теплицу.
• Участие родителей в изобретении лотков для овощей.
• Изготовление костюмов овощей для выступления детей на фестивале по финансовой грамотности.
2. Практический этап.
Мероприятия по реализации проекта
• Посещение детей соседней группы «Божьи коровки», рассказ об овощах, показ коллекции семян.
Беседы и наблюдения: «Как делают томатный сок», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Что будет, если не поливать огород», «Что нужно для роста растений?», «Труд людей в сельском хозяйстве», «Чем отличаются сорняки от всходов растений», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», «Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за растениями», «Наблюдение за ростом овощных культур», «Наблюдение за тем, как родители и воспитатель высаживают растения в теплицу», «Наблюдение за проращиванием семян», «Рассматривание ростков огурцов, болгарского перца и кабачков и высадка их в открытый грунт».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Земля, какая она?», «Вода и росток», «Солнце и росток», «Может ли растение дышать?».
Опытно-экспериментальная деятельность родителей и детей: «Испарение влаги с листьев растений», «На свету и в темноте», «Фитолампа и солнышко», «С водой и без воды».
Игровые обучающие ситуации экологической направленности : «Волшебная корзинка», «Семена», «Первые всходы».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «В борщ или в компот», «Овощной магазин», «Четвертый лишний», «Подбери одёжку», «Отгадай растение», «Хорошо-плохо», «Угадай по описанию».
Настольно – печатные игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний», «Бывает – не бывает», «Один-много», «Парные картинки»,«Времена года», «Большой – маленький», «Как растёт живое», «Где живёт огурчик», «Что происходит в природе», «Найди по описанию», «Что сажают в огороде», «Чья тень», «Назови как можно больше признаков», «Картошечка», «Наш огород».
Подвижные игры:
«Кто больше соберет», «Урожай», «Солнышко и дождик», «По тропинке», «Овощи», «Я садовником родился», «Сеял дедушка горох», «Корзинка с овощами», «Зайка и капуста», «Кабачок», «Хоровод овощей».
Рассматривание иллюстраций и фотографий растений, профессий людей сельского хозяйства; картинки «Огородные растения», «Плодовые деревья».
Продуктивная деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «В огороде я расту», «Овощи».
• Рисование тычком «В садах и огородах».
• Рисование «Во саду ли в огороде», «Лесные ягоды», «Деревья в инее».
• Лепка «Овощи и фрукты для игры в магазин», «Грибы», «Растения огорода».
• Аппликация «Яблоня с золотыми яблоками», «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «Блюдо с фруктами и ягодами».
• Работа с овощным трафаретом.
Коммуникативная деятельность:
• Чтение сказок: «Вершки и корешки», «Пых», «Усолнышка в гостях»
• Рассказы и сказки: Е. Бехлерова «Капустный лист», Н. Носов «Огурцы», «По репку», «Огородники», Ю. Круторогов «Дождь из семян». А. Майков «Руки – умельцы».
• Стихи: Т. Бокова «Праздник урожая», Ю. Тувим «Овощи», В. Корнин «Что растет на нашей грядке», Н. Городецкая «Огород», Д. Чуяко «Огурец», В. Волина «Редиски».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»
• Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах, фруктах, ягодах, профессиях работников сельского хозяйства.
Практическая и продуктивная деятельность взрослых и детей:
• Посадка семян растений в землю.
• Уход за растениями.
• Выполнение заданий самостоятельно в наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Просмотр фильмов и презентаций о растениях.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и фотографий овощей и фруктов.
3. Заключительный этап:
• Оформление стенда для родителей по теме проекта.
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в фестивале по финансовой грамотности «Танец овощей».
• Оформление ментальной карты «Овощи».
• Экологическая сказка «Путешествие в Огородную страну».
Консультации для родителей: «Огород для детей - развлекаемся и учимся», «Берегите природу», «Игры с детьми на прогулке», «Учите детей видеть красоту природы», «Сезонные изменения в природе».
Продукты проекта : «Коллекция семян», мнемотаблицы, ментальная карта «Овощи», лэпбук «Огород на подоконнике», сценарий экологической сказки «Путешествие в огородную страну», презентация для детей «Профессии сельского хозяйства», консультация для родителей «Огород для детей - развлекаемся и учимся»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что, где растет», «Определи по цвету», «Что из чего готовят», папка передвижка «Что растет на огороде», картотека пальчиковых игр «Огород. Овощи», картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики «Овощи и фрукты», картотека загадок, пословиц и поговорок на тему «Фрукты и овощи».
Оценка результатов и процесса проектной деятельности :
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность поддерживают и развивают инициативность детей.
У ребят появился интерес к самостоятельному уходу за растениями, желание добиваться результата, чувство ответственности в общем деле.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе. Это позволяет, не покидая территории детского сада, обобщить и расширить знания детей о культурных огородных растениях, профессиях работников сельского хозяйства, развивать умение правильно ухаживать за растениями, стимулировать интерес к исследовательской деятельности, вовлекать детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений.