Ольга Чепковская
Экологический проект в старшей группе «Любите и охраняйте природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в старшей группе
«Любите и охраняйте природу»
Воспитатель:
Чепковской О. С
г. Можайск -10,
2018 г.
"Охранять природу - значит охранять Родину"
(М. Пришвин)
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Публикация «Экологический проект в старшей группе „Любите и охраняйте природу“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
Тема проекта : «Любите и охраняйте природу!».
Тип проекта : Информационно - исследовательский.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги группы, родители.
Сроки проведения: 1 месяц
Актуальность проекта.
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам
нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем
полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину,
грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно
беречь.
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый
воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу
выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и
автомобили.
Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых
нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и
фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра
загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её
нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам
погибают растения.
Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую
древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают
землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо
охранять.
Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и
она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы
сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая
вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные –
будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А
человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее
эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой
основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям.
Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не
осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с
природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние
экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение
атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных
растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и
сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в
отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей,
отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Цель проекта : способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к
природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через
непосредственное общение с экосистемой.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.
2. Познакомить с правилами поведения в природе.
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и
взрослых.
4. Формировать умения анализировать, делать выводы, видеть красоту русской
природы.
5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе,
наблюдательность, творческое воображение.
Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического,
нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том,
что сохранность природы – обязанность человека.
Формы детской деятельности
Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
Разучивание стихов о жителях леса, о природе;
Отгадывание загадок о животных и растениях ;
Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.
Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;
Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»
Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний»,
«Один – много», «Назови ласково» и т. д.
Просмотр мультфильма, презентации
Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию
Беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
Дидактические игры;
Чтение литературы;
Рассматривание демонстрационного материала;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;
Оформление стенгазеты «Береги природу!»
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (создание выставки
книг, плакатов на экологическую тему).
Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный:
– что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или
животных)
- Почему это может произойти?
- Как это повлияет на нас?
- Как не допустить этого?
- Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что
будет, если исчезнут насекомые»
2 этап - организационно – практический
1. Познавательное развитие:
«Экологическая беседа в старшей группе»;
Беседа на тему: «Знакомство детей старшей группы с Красной книгой».
Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»
2. Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Мы за чистые водоёмы».
Рисование способом монотипия «Подснежник». Первоцвет, занесённый в Красную
книгу.
Изготовление плаката на тему: «Сохраним нашу планету чистой»
3. Социально-коммуникативное развитие:
«Огород на окне – как одно из средств экологического воспитания детей»
4. Речевое развитие:
Заучивание стихотворений Т. Коваль «Про ёжика»; «Эй, прохожий, обернись!»;
«Много есть чудес на свете»; «Дерево, трава, цветок и птица»; «Есть на земле
огромный дом»
3 этап - заключительный.
Открытое мероприятие.
Театрализованное представление
Экологическая беседа в старшей группе
Цель: Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство
ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, познакомить с
различными видами деятельности по охране растений.
Ход беседы:
Какую роль играют растения в природе? Для чего они нужны
человеку и животным?
Растения – это зеленый наряд планеты. Это «легкие» планеты: они выделяют в воздух
кислород, который необходим для дыхания. Растения дают пищу
животным и человеку, снабжают людей строительными материалами, сырьем для
тканей.
Деревья растут медленно и долго, а люди, часто губят их, не задумываясь.
Чем грозит соснам и елям приближение Нового года. Как мы можем им помочь.
Мы будем рассказывать людям, что вместо ели лучше украсить комнату
новогодним букетом из веточек или искусственной ёлочкой. Это сбережет жизнь
многим деревьям.
Пройдет зима, и весной снова у друзей растений полно забот. Зазеленеют луга и
леса и потянутся люди к весенней красоте природы за солнцем, воздухом
и…букетами.
Придёт беда к растениям – первоцветам, и тогда им срочно понадобится наша
помощь, потому что цветов в лесах остается все меньше и меньше. А ведь цветущие
растения - в поле, в лесу, на лугу – украшают нашу Землю, радуют людей.
Какие же растения появляются весной первыми? Отгадайте, о ком из них
говорится в загадке:
Цветок изменчив,
То красный венчик,
То синий венчик (Медуница)
Нежные цвет медуницы украшают лесные полянки весной. Не стоит собирать её
в букеты, любуйтесь ею в лесу.
Какие ещё цветы можно увидеть в пробуждающемся лесу?
Первым вылез из землицы на проталинке,
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
Выглянул подснежник в полутьме лесной-
Маленький разведчик, посланный весной-
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лед.
Раз пришел разведчик, и весна придёт. (Е. Серова)
В мае появляются ландыши, их любят за аромат и скромный вид. Охапками несут
люди из леса букеты, пустеют поляны, мрачнеет лес.
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
И весь он зазвенит.
И это звон услышит луг,
И птицы, и цветы.
Давай послушаем, а вдруг
Услышим- я и ты.
Давайте никогда не будем собирать эти цветы в букеты и расскажем это правило
своим друзьям.
Иногда присев на весенней полянке мы ощущаем тонкий аромат. Это бледно-
голубая фиалка. Знай, что тебе повезло, это очень редкие цветы! Полюбуйся ими и не
спеши трогать их руками.
Весной достаётся от людей и некоторым деревьям. Знаете каким? (Верба.
Черемуха.)
Расцвела черемуха около ручья. З. Александрова.
У красы-березки
Платье серебрится. (А. Абрамова)
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы. (Ф. Сологуб)
Так давайте не будем ломать деревья и кустарники. Не станем собирать цветы в
букеты. Будем залечивать раны на деревьях, поливать растения, сажать новые деревья
и кустарники, ограждать их. Будем останавливать тех, кто наносит вред растениям,
чтобы не было случаев подобных этому:
Ах, как я люблю природу – говорил Сережа
- Очень я люблю сирень и рябину тоже.
И хотелось бы спросить тихо у Сережи:
- Кто сломал в саду сирень и рябину тоже. (Р. Сеф)
Давайте будем заботиться о растениях и станем друзьями Планеты.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе с экологическим направлением. «Мы за чистые водоёмы»
Цель: Прививать у детей умение наводить порядок в окружающей среде, не
загрязнять водоемы.
Задачи:
1) Продолжать знакомить детей с техникой рисования (восковыми мелками); с
морскими обитателями, водными растениями;
2) Формировать представление, что чисто не только там, где убирают, а там, где не
мусорят.
3) Развивать творчество, внимание, мелкую моторику и координацию рук;
4) Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Методические приемы:
1) Наглядные
2) Словесные
3) Игровые (сюрпризный момент)
Раздаточный материал: Листы бумаги А4, восковые мелки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети в нашу группу принесли письмо.
Давайте прочитаем его? (дети отвечают)
Воспитатель:«Всем привет с морской пучины
Пишет царь с морского дна
Плачу я, и есть причина
К сожаленью не одна.
Ах, какая скукота,
Вся вот эта красота!
Всё бурлит здесь то и дело
Как мне это надоело!
Волны то вздымаются,
То вдруг опускаются.
Мне не мил обед и ужин
Стал я злится и ворчать
Одиноко, скучно мне
Здесь в прозрачной глубине.
Я один, ушли рыбёшки
Рядом спят русалки – крошки.
Помогите!
Морской царь.
Воспитатель: почему морской царь просит помощи?
Дети: мало стало рыб в море, её вылавливают сетями, воду загрязняют.
Воспитатель: морской царь – волшебник, и если мы с вами нарисуем рыбок,
водоросли, очистим водоём от мусора, и если это ему понравится, он обязательно
превратит рыбок в настоящих, живых.
Воспитатель: ребята, а какие растения могут жить и расти в море (бурые, зелёные
водоросли; ламинарии? Как вы думаете, зачем нужны растения в море (обогащают
воду кислородом, служат для морских обитателей кормом, и даже домом?
А каких рыб вы знаете, которые обитают в море (треска, сельдь, осётр, камбала,
морской окунь, акула?
(Дети называют рыб, воспитатель показывает их изображения).
Воспитатель: Давайте рассмотрим сельдь. Назовите части тела рыбки (голова, тело,
хвост, плавники) Что есть на голове (глаза, рот, жабры) Какой хвост? Сколько
плавников? Какого цвета сельдь? (голубая с серебристым оттенком) Да, ребята, вы
правильно назвали все части рыбки: голова, тело, но у всех разные хвосты, количество
плавников. Каждая рыбка по-своему красива, например морской окунь – красного
цвета, осётр – зелёный с сиреневым оттенком, камбала – коричневая в чёрных пятнах.
А что ещё есть в море (морские звёзды, раковины, подводные камни, осьминоги?
Показываю картинки морских звёзд, раковин.
Воспитатель: Очень жалко, что стали пропадать такие красивые рыбы и море стало
почти безжизненным. Поэтому и скучно морскому царю, перестало море волноваться.
Давайте, ребята поиграем в игру «Море волнуется»
Физминутка: игра «Море волнуется раз»
Воспитатель: Предлагаю нарисовать морских рыбок, водоросли, камни, ракушки
восковыми мелками. Но сначала разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, - сложенными вместе ладонями показывают
Рыбке весело играть, как плавает рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница - грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать - медленно сжимают ладони
Рыбка спинку изогнула - «плывёт» рыбка
Крошку хлебную взяла - делает хватательные движения обеими руками
Рыбка хвостиком махнула - «плывут».
Рыбка быстро уплыла.
Самостоятельная работа детей.
Далее с детьми вставить все работы.
Спросить у детей «Получилось ли у нас чистое морское дно с рыбками?» (Дети
отвечают) Морской царь превратит их в настоящих живых рыбок, и жить с ними ему
будет весело. Ребята, а как вы думаете, что ещё мы можем сделать, чтобы рыбки из
моря не пропадали, чтоб моря и океаны, реки и озёра были чистые (нельзя загрязнять
воду, ловить рыбу сетями и беречь всё живое вокруг). Молодцы ребята! А что мы
сегодня с вами делали? ( дети отвечают: рисовали рыбок восковыми мелками, играли в
подвижную игру «Море волнуется раз», делали пальчиковую гимнастику «Рыбка». И
самое главное – помогли вернуть рыбок в море и очистить водоём от грязи.) Молодцы
ребята!
А в заключении я прочитаю вам стихотворение, а вы его послушаете:
Пусть будут чисты водоемы,
Мы их не будем загрязнять,
Они ведь тоже часть природы,
Ну а природа наша мать.
Знакомство детей старшей группы с Красной книгой.
Чтобы привлечь внимание всех людей России к проблемам экологического
характера в стране, 2018 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ.
Детские сады тоже не остались в стороне и очень ответственно подошли к решению
вопроса развития у дошкольников экологического воспитания, формирования
понимания взаимосвязанности человека и природы. Ведь с раннего возраста ребёнок в
той или иной степени соприкасается с природой : будь то полив цветов, уборка мусора
на территории, сезонные наблюдения, опыты с водой и снегом, экскурсии, чтение
художественной литературы о природе и т. п. Задача воспитателя – довести до
сознания детей правильное отношение к природе и животному миру, показать
результаты экологического кризиса в мире : исчезновение многих видов растений,
животных, птиц и насекомых. Чтобы этого не происходило, эти виды заносят в
Красную книгу, создают заповедники.
Знакомство: Красная книга России, Красная книга животных России.
Рассказ о редких видах животных, птиц и растений занесённых в Красную книгу.
В конце беседы мы оформили вот такую выставку из плакатов: «Рыбы Байкала», «Первоцветы Байкала», «Млекопитающие Восточной Сибири», «Пернатые жители зимнего леса Сибири», «Птицы Байкала», «Дикорастущие ягоды Сибири».
Всю неделю дети не отходили от этих плакатов. Им всё больше и больше
хотелось узнать о том или ином животном, растении, птице. Такая выставка позволила
расширить представления детей о разных видах животных, птиц и растений, которые находятся под охраной и занесены в Красную книгу, о способах их защиты.
По обоюдному решению детей и родителей мы решили создать свою «Красную
книгу», которая будет находиться в нашей группе. Каждый раз, когда будем читать
рассказы о редких растениях и животных, мы будем пополнять её картинками,
иллюстрациями, которые будут жить на тревожных страницах нашей Красной книги.
Охраняется Красною книгою
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери на нашей планете,
Охраняются даже цветы.
«СОХРАНИМ НАШУ ПЛАНЕТУ ЧИСТОЙ»
Сейчас, практически во всём мире, остро стоит проблема экологии и сбережения природы!
В настоящее время люди безжалостно уничтожают природу. В погоне за прибыльювырубаются леса и загрязняется вода и воздух. Если так пойдет и дальше, то черезнесколько десятков лет, земля превратится в пустыню. Формировать умения и навыкиберечь природу надо начинать именно с детского возраста. Вот такой плакатпредостережение мы решили сделать с детьми нашей группы, чтобы показатьпагубные воздействия человека на природу (к примеру, мусор, непогашенные костры,которые вызывают пожары, сломанные и срубленные деревья, загрязнённые водоёмы,
охота на животных, выбросы от заводов и т. д.).
Каждый человек должен понимать, что природу обязательно нужно оберегать, ведьвсе мы от неё зависим. И очень важно это привить с самого детства!
Первоцвет, занесённый в Красную книгу.
Рисование способом монотипия «Подснежник»
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает.
Ответы детей: подснежник.
- Да, сегодня мы будем рисовать красками весенний цветок - подснежник. Давайте
рассмотрим его. Какого цвета цветки? Какой формы листочки? Где он растёт? В какое
время года? Что вы знаете об этом цветке? (ответы детей)
В февральские зимние окна, когда на улице тепло, в наших лесах появляется
необычный цветок. Он как принцесса одет в нежное платье, в зелёном убранстве
листочков. Он тянется к солнышку, к теплу, к весёлому пению птиц. Но радость его
омрачает непрошенные гости леса. Они безжалостно срывают бутоны подснежников,
некоторое время радуются первым цветам, а потом выбрасывают их. А в лесу, на
месте где росли подснежники, пустует полянка.
Подснежник - особый цветок. Он занесён в Красную книгу, так как люди очень
часто срывают их в букеты для подарка. Цветок стал исчезающим видом.
Запомните дети, если сорвать даже по одному единственному цветку от красоты
поляны не останется и следа. Выросший цветок находится здесь у себя дома. Имеем
ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться
им? Конечно, нет.
Как надо себя вести в весеннем лесу?
Надо ли рвать цветы, которые растут в дикой природе?
Как будем относиться к весенним цветам, природе?
Для чего надо беречь природу?
Сегодня мы нарисуем подснежник способом монотипия и сохраним поляну этих
прекрасных, весенних цветов (напомнить о способе рисования монотипия).
1. сложите лист пополам, чтобы появилась линия изгиба.
2. На левой половинке листа рисуем подснежник (если надо смешиваем цвета)
3. Правую половинку смачиваем водой.
4. Сложим лист пополам и придавим ладошкой.
5. Теперь разворачиваем бумагу.
Вот что у нас получилось.
Огород на окне – как одно из средств
экологического воспитания детей
Каждый год мы с детьми садим на подоконнике небольшой мини-огород.
Практика показывает, что у детей расширились представления о растениях, как живых
организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое
чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего
труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру,
правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
Огород в детском саду является одним из условий для
осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Кроме того, это еще
и возможность увидеть результата своей работы, оценить свой труд.
А как приятно подать зимой к столу салат из огурцов или блюда, украшенные
зелёными перьями лука. И красиво и вкусно, и полезно для здоровья наших ребят. А
главное - это доступно всем, и это вырастили дети.
Небольшой фотоотчёт нашего «огорода» (продолжение)
Наш зеленый огурец
Отродясь большой хитрец.
Прячется в колючих листьях
Не найдешь его ты быстро.
И пока его отыщешь
Пальцы можно исколоть.
Хоть не так уж сильно больно,
Но чувствительно довольно.
Огуречные лианы –
Не растут на них бананы
Лишь зелёный огурец,
Ловкий, сладкий удалец!
Огурец-канатоходец
По канатам важно ходит.
Выше, выше, ближе к солнцу,
Ус-пружинка цепко вьётся…
У укропа запах резкий,
Даже детям всем известный.
Его кушать надо в меру,
Пару веточек, к примеру.
А у нас взошёл горох,
Варя восклицала: "Ох!
Его надо поливать!
Травку с корнем вырывать!
Поухаживать за ним,
А потом его съедим!"