Багирян Гаяне
Экологический проект «Берегите природу» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Берегите природу!»
Подготовил : воспитатель первой квалификационной категории Багирян Г. Г. МДОУ №13 «Скворушка» Московская область город Дмитров
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный (февраль 2018г-апредь2018г)
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект „Берегите природу“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения. Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы : загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных. Но, прежде чем научить защищать, нужно познакомить детей с объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей. Формирование знаний о редких растениях следует начинать с дошкольного детства. Именно в этом возрасте, я считаю, необходимо познакомить детей с Красной книгой родного края, чтобы ребенок узнал редкие растения, осознал причины уменьшения численности или вовсе исчезновения тех или иных растений.
Наша Земля в опасности! Возможно, что природа нам дает последний шанс, и не просто кричит, а стонет: «Люди, одумайтесь!» Мы выдвигаем лозунг: «Все на защиту природы!», «Берегите природу!».
Цель проекта : формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Задачи проекта :
1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края. 2. Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
3. Закладывать основы экологического воспитания : экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам.
4. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
5. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Гипотеза: В результате реализации экологического проекта «Берегите природу!»
- у детей должно сформироваться способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе;
- будут углублены знания дошкольников о природе Родного края.
- сформировано представление о зимующих птицах, развито бережное отношение к ним.
- будут сформированы способности творчески применять полученные знания в повседневном общении с природой.
- будет выявлена заинтересованность родителей в реализации экологического проекта (предоставление фотографий, стихов, поделок выполненных совместно с детьми). - повышен уровень экологической культуры.
- пополнена эколого – развивающая среда ДОУ: наглядный материал, дидактические игры, картотеки, стихи, рассказы, сказки, познавательная литература, материал для опытов и экспериментов, календарь наблюдений за погодой, работы детского творчества.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим.
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится:
- ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода);
- интерес к особенностям природы родного края;
- бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
2. Дети овладеют: - навыками экологически безопасного поведения в природе; - знаниями о запрещающих и разрешающих экологических знаках, изобретут свои собственные знаки.
3. У детей сформируется:
- стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение отличать и называть характерные признаки разных времен года, смогут объяснить причины смены времен года; - знания о значении воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства; - представление о разновидности почвы, ее свойствах и значении; - представления о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка); - представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У детей будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц, рыб) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. 4. Дети научатся: - вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы : «Все живые организмы имеют равное право на жизнь». «В природе все взаимосвязано». «В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое». - проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью. - гуманно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей. 5. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. Предварительная работа: Наблюдение в природе, рассматривание наглядного материала, иллюстраций, чтение художественной, познавательной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки. Проведение опытов – экспериментов с водой, воздухом, почвой. Труд в природе и в уголке природы в группе : уход за комнатными растениями, огородом. Наглядная информация: Оформление выставки литературы экологического содержания в книжном уголке, альбомов. Взаимодействие с родителями: Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за сезонными изменениями в природе, за объектами живой и неживой природы. Поделки их природного материала, рисование плакатов, сбор природного материала. Методы и приё мы: - наглядный (наблюдение, показ, демонстрация); - словесный (рассказ, чтение, беседа); - практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты). Продукт проектной деятельности : Выставка детских рисунков: «Растения нашего уголка природы», «Ветка рябины», «Планета Земля». Коллективная аппликация: «Осеннее дерево». Поделки из природного материала. Опытно-экспериментальная деятельность: вода, воздух, почва. Итоговые мероприятия: Развлечение Экологическая сказка «Приключения Васи в стране воды», Открытая НОД «Спасём цветочный городок», Презентация проекта «Берегите природу!»
Материалы к проекту :
Электронная презентация: «Природа родного края», «Берегите природу», «Какой вред экологии приносит человек…».
Просмотр документальных фильмов о природе и животных, исследовательская деятельность «Вода, воздух, почва».
Дидактическое пособие о временах года.
Макеты: «Подворье – домашние животные», «Животные степи». Карта России, глобус.
Для исследовательской деятельности собран необходимый природный материал, алгоритмы проведений опытов.
Составление картотек дидактических игр по экологии, народных примет, пословицы и поговорки о природе и временах года, экологические сказки, конспекты НОД экологического содержания, цикл наблюдений за деревьями: хвойными и лиственными, посадка огорода (на подоконнике, акция: «Покормите птиц осенью, зимой», плакаты- лозунги «Берегите природу!».
Художественная литература: И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень», В. Бианки рассказы «Синичкин календарь», Е. Чарушин рассказы «Про зверей и птиц». Экологические сказки (интернет ресурсы). Познавательная литература: «Что? Зачем? Почему?», «Удивительные животные», «Обитатели льдов», «Живой мир», «Всё о планете Земля»,«Всё о природе», «Всё о животных», «Животные Австралии»,«Водный мир».
Используемая литература:
1. «Юный эколог» С. Н. Николаева «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
2. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т. А. Шорыгина.
3. Использование ИКТ и интернет ресурсы.
Этапы проекта :
1этап: Подготовительный : - практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды; - определение цели; - планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Воспитатель и дети:
- НОД: «Наш край – природная кладовая», «Солнце и его лучи», «Невидимка», «Водичка - сестричка», «Почва – живая Земля», «Земля – наш общий дом» и др. (картотека).
- Дидактические игры: «Как зовут тебя, деревце?», «Времена года», «Паровозик для зверят», «Кто, где живёт?», «Чудо звери», «Свет, звук, вода», «Что в корзину мы берём?», «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», «Назови птицу», «Чудесный мешочек» и т. д.
- Экологические акции «Посади растение», «Поможем птицам зимой», - Знакомство с растениями и животными, птицами родного края;
- Беседы о редких растениях, о людях – защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о загрязнении близлежащих родников, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе,
- Экскурсии в парк «В парк ребята пришли, а что увидели? Что интересного нашли?»
- Разучивание сценок: «Любите все живое», «Пташки, летите сюда, ждет вас здесь еда!».
- Сюжетно – ролевые игры: «Юный друг природы», «Ветеринар», «Цветочный магазин», «Лесничий». - рассматривание иллюстраций, наглядного пособия; альбомов;
- приобретение плакатов и листовок с природоохранным содержанием;
- заучивание стихов и песен о природе; - пословиц о природе; - отгадывание загадок;
- чтение экологических сказок об охране природы;
- просмотр программ из цикла: «Берегите планету!»; - сбор семян;
- сбор природного материала; - посадка огорода (в помещении).
2 этап: Основной: Проведение комплекса мероприятий: - взаимодействие с родителями; - продуктивная деятельность; - занятия по интересам «Юный эколог»; - участие в экологическом конкурсе рисунков; - конкурс поделок на тему «Осень»; - проведение экологической акции «Сделаем двор чистым!», «Посади дерево!», «Поможем птицам зимой».
Проведение консультаций для родителей: «Человек и природа», «Человек часть природы»,
«Экологическая культура и сохранение здоровья ребёнка в современных условиях».
Оформление папок – передвижек: «Витамины с грядки», «Осень»;
- рисование «Растения нашего уголка природы», «Ветка рябины», «Планета Земля».
- рисование коллективное плакат: «Люди! Берегите природу!» - коллективная аппликация: «Осеннее дерево».
- лепка «Лукошко с грибами», «Любимое животное»; «Черепашка». - засушивание гербария; - сбор семян для озеленения участка; - работа в уголке природы, уход за ее обитателями;
- изготовление моделей, дидактических игр для улучшения восприятия знаний по природе; - оформление книжной выставки по теме;
- проведение экспериментов: с водой, - экскурсии в парк; - прогулки в природу;
- изготовление поделок из природного материала; - гербарий.
3 этап: Заключительный этап
Итоговые мероприятия : Цель: формировать у детей экологическую культуру, систему ценностных отношений к природе, бережного отношения к ней.
- Развлечение Экологическая сказка «Приключения Васи в стране воды».
- Итоговая НОД «Спасение жителей города цветов».
- Презентация проекта «Берегите природу!»
Оберегать гнезда птиц, что бы зимой они знали куда прилетать кушать
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатство.