Елена Дунаева
Экологический познавательно-исследовательский проект «Покормите птиц зимой» в старшей-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: экологический познавательно-исследовательский.
Сроки реализации: краткосрочный (1 недели).
Период выполнения: с 03.12 – 07.12.18 г.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: воспитанники старшей - подготовительной, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование первооснов экологического мышления, экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Задача взрослых - воспитывать у детей интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Подготовка к реализации проекта.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что из всех опрошенных воспитанников меньше половины группы узнали и назвали правильно почти всех показанных птиц. Не все дети знают, чем питаются птицы и как приспосабливаются к суровым условиям зимы. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Поэтому мы решили расширить знания детей о зимующих птицах и сформировать навыки оказания помощи птицам через проектную деятельность.
Цель: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц и оказание им помощи в холодный период.
Задачи:
1. Расширять знания детей о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание) и о роли человека в жизни птиц.
2. Учить детей выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы.
3. Расширять представления детей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.
4. Научить детей правильно подкармливать птиц. Обобщить знания воспитанников, полученные при наблюдении за повадками птиц.
5. Развивать любознательность, связную речь, творческие и интеллектуальные способности детей;
6. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, учить детей любить природу.
7. Привлечь родителей к данной проблеме, развивать совместную деятельность родителей и детей.
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора детей о зимующих птицах. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой) .
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Постановка проблемы и введение в игровую ситуацию.
Предложить детям рассмотреть картинки с изображением птиц. Попросить назвать каждую птицу и спросить, как их можно назвать одним словом (зимующие). Выяснить, почему их так называют и почему они не улетают в тёплые края.
На телефон воспитателю приходит SMS с пометкой SOS. В ней птицы просят о помощи: «Корм закончился, на улице мороз, мы погибаем!».
Предложить детям больше узнать о зимующих птицах, какой корм любят разные виды птиц. Предложить организовать «птичью столовую». Для этого попросить родителей помочь в изготовлении кормушек и пополнению запасов разного корма для птиц. Сказать, что мы все вместе будем принимать участие в экологической акции «Покормите птиц зимой».
Проинформировать родителей об идее и плане реализации проекта. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
Создание условий для реализации проекта
Пополнение книжного уголка художественной литературой и литературой познавательного характера.
Изготовление наглядных пособий, дидактических игр, масок птиц для игр.
Создание презентаций по теме.
Подборка литературного материала (стихи, рассказы, загадки, пословицы и поговорки о птицах, народные приметы)
Подборка аудиозаписей с голосами птиц.
II этап – основной (практический)
Реализация проекта в разных видах детской деятельности:
Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность
Дидактические игры и упражнения: «Кто, как голос подаёт?», «Кто, чем питается?», «Угадай, чья тень», «4-й лишний», «Разрезные картинки», «Кто, где сидит?», «Найди по контуру» (наложение, «Соедини по точкам», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Подбери слово», «Сосчитай птиц», «Один-много», «Кого, чем угостить?», «Скажи какая? Какой?», «Чей? Чья? Чьи?», «Сравни и расскажи», «Назови птенца», «Отгадай загадку», «Что можно, а что – нельзя».
Задачи: закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
Настольные игры: «Домино» (птицы, «Собери картинку», лото «Птицы».
Театрализация: Игра - инсценировка “Узнай птицу! ”
Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
Раскраски с изображением птиц.
«Разложи корм для птиц».
Коммуникативная деятельность
Беседы: «Что мы знаем о птицах?», «Какую пользу приносят птицы», «Как правильно подобрать корм для птиц» «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Цель: поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой. Обсуждение ситуации «Что может случиться с птицами без нашей помощи?»
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Просмотр презентаций используя ИКТ: «Зимующие птицы», «Как помочь птицам», «Кормушки!».
Интерактивные игры «Угадай птицу по голосу», «Зимующие птицы».
Познавательное сообщение «Знаете ли вы…»
Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Дети помогают птицам», Игра: «Продолжи предложение», «Скажи по-другому».
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Трудовая деятельность: изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Задачи: Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
Изготовление угощения для птиц.
Задачи: приобщать детей к непосредственному участию детей в приготовление корма для птиц; учить правильно, называть ингредиенты и последовательность работы.
Познавательное развитие
Занятие. Ознакомление с природой. Тема: «Птицы нашего края». Цель: Расширять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности. Где живут дети. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период.
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдение за птицами зимой. Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за воробьями, наблюдение за голубями, наблюдение за зимующими птицами.
Опытно-исследовательская деятельность: Тема: «Волшебное перо». Цели: развитие познавательно-исследовательской активности детей; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.
Изготовление и развешивание кормушек. Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушкам. Наблюдение за поведением птиц у кормушек. Наблюдение и сравнение следов птиц под кормушкой
Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Физическое развитие
Двигательная деятельность
Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Вороны и воробьи», «Синички и собака», «Найди пару».
Задачи: Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Художественно-эстетическое развитие
- Занятие. Творческое конструирование. Тема: «Птичка». Цель: Способствовать развитие у детей умение создавать художественный образ. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству. познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.
- Занятие. Рисование. Тема: «Волшебная птица» Цель: Развивать умение создавать сказочный образ. Закреплять рисовать цветными карандашами закрашивания изображений. Развивать чувства композиции. Учить анализировать рисунки.
- Занятие. Аппликация «Снегири на ветках» (коллективная) Цель: Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. Продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем и кисточкой; закреплять названия геометрических фигур. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность.
Музыкальная деятельность
Слушание аудиозапись «Голоса птиц».
Задачи: Уметь слушать, различать и узнавать птиц по голосу.
Речевое развитие
Восприятие художественной литературы и развитие речи
Чтение рассказов: А. Прокофьев «Снегири», Ю. Никонова «Зимние гости», В. Бианки «Лесные домишки», и «Чей нос лучше?», М. Н. Богданова «Домашний воробей»,«Голоса леса», И. Поленков «Синичкина кладовая», В. Бианки. Синичкин календарь.
Творческое рассказывание.
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; «Птичьи кормушки» Л. Воронкова, «Воробей» Н. Рубцов, «Снегири» А. Прокофьев «Поёт зима – аукает», С. Есенин, «Покормите птиц» А. Яшин
Задачи: Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Работа с родителями
Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Воспитание любви к природе».
Оформление папки-передвижки «Птицы наши друзья»
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?».
Изготовление кормушек совместно с детьми
Рекомендации на совместные прогулки: Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
Придумывание загадок про зимующих птиц.
III этап – заключительный
Итоговое мероприятие
Выставка рисунков и творческих работ детей «Птички – невелички».
Конкурс совместных работ родителей и детей «Кормушка для птиц»