Татьяна Кривоногова
Экологический проект в первой младшей группе «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Волшебный песок»
Актуальность проекта :
Федеральный государственный образовательный стандарт к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста, проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Публикация «Экологический проект в первой младшей группе „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для малышей игры с песком:
1. Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
2. Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
Цель проекта : Удовлетворить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.
Задачи проекта :
1. Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
3. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с воспитателем).
4. Вхождение детей в проблемно – игровую ситуацию.
5. Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
6. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
Тип проекта :
1. По доминирующей деятельности – исследовательский;
2. По характеру содержания – дети и природа;
3. По характеру контактов – внутри одной возрастной группы; в контакте с семьей;
4. По количеству участников – групповой;
5. По продолжительности – краткосрочный (3 дня).
Участники проекта : дети первой младшей группы, сотрудники ДОУ, родители.
Ресурсное обеспечение: песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки – уточка и петушок, крышечки от пластиковых бутылок.
Предполагаемый результат: Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять в воду сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
В данном проекте объект изучения - сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Важным моментом в проекте будет вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).
Проект рассчитан на 3 дня. При планировании работы должен учитываться принцип интеграции образовательных областей.
Реализация принципа интеграции через систему задач по теме: «Песок»
Образовательная область Образовательные задачи
Познавательное развитие Познание: Закрепить представление о свойствах песка (знакомство со свойствами песка).
Физическое развитие Здоровье: Формировать представление о нежелательном попадании песка в глаза человека.
Физическая культура: Учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры.
Социально – коммуникативное развитие Социализация: Создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и родителей.
Труд: Учить закапывать в песок предметы и откапывать их.
Безопасность: Учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
Речевое развитие Коммуникация: Способствовать к размышлению над сюжетом рассказов.
Чтение художественной литературы: Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание. Вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки. Формировать интерес к художественному слову.
Художественно – эстетическое развитие Художественное творчество: Учить детей рисовать на песке палочкой, пальчиком. Развивать фантазию, мелкую моторику рук, чувство формы.
Музыка: Учить детей выполнять танцевальные движения по образцу, двигаться под музыку. Развивать чувство ритма, создавать хорошее настроение.
Так как дети малы, значительное место в планировании будет занимать совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель должен направлять детей, удивлять, создавать атмосферу интриги и поиска решения задач.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап: вхождение в тему, определение целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, сбор информации;
2. Основной этап: работа с родителями, с детьми;
3. Заключительный этап: презентация проекта, итоговое мероприятие.
Планирование работы
Дни
недели Образовательные области
Совместная деятельность Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями
Образовательная деятельность в режиме дня НОД
Понедельник
Познание
Физическая культура
Труд
Утро:
Ситуативный разговор «Петушок и уточка». Цель: найти ведущее отличие птиц (уточка плавает и ныряет).
Прогулка:
Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры.
Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой – сыплется, влажный – сохраняет форму).
Поливка песка в песочнице из леечек. Рыхление лопаткой. Цель: освоение способов обращения с леечкой и лопаткой.
Консультации для родителей: «Играем с водой и песком», «Как организовать поисково-познавательную деятельность».
Вторник
Чтение художественной литературы
Познание
Социализация
Труд
Коммуникация
Утро:
Чтение рассказа В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа.
Прогулка:
Дидактическая игра «Тайничок». Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их.
Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из емкости в емкость.
Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из емкости в емкость.
Предложить вечером во дворе своего дома полить водой песочницу. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка.
Среда
Чтение художественной литературы
Познание
Социализация
Здоровье
Безопасность
Утро:
Чтение стихотворения М. Ершовой «Песочница». Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.
Прогулка:
Беседа об аккуратном обращении с песком. Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
Проблемная ситуация: «Поможем кукле Антошке. Ему попал песок в лицо». Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку.
Игры в песочнице с формочками и лопатками. Цель: закрепление представлений о свойствах песка.
Строительство песочного городка совместно с родителями. Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и родителей; закрепление навыков строительства песочных построек.