Татьяна Валерьевна Белова
Проект «Экспериментальная деятельность детей в средней группе «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4»
Воспитатель Белова Татьяна Валерьевна
Пензенская область, г. Заречный
ПРОЕКТ
«Экспериментальная деятельность детей в средней группе»
«Волшебный песок»
Вид проекта : исследовательско-творческий, групповой, средней продолжительности.
Срок реализации: июнь – август.
Публикация «Проект „Экспериментальная деятельность детей в средней группе „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: Песок обладает свойством погашения негативной энергии. Он очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние.
Играя в песок, ребенок пропускает его между пальцев, вместе с потоком песка уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей.
В процессе игры с песком у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координированные движения кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму, по формированию навыков самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Благотворное влияние оказывает и на развитие речи, и на формирование навыков общения, и на взаимодействие между собой.
Цель:
• формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;
• развивать логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
Задачи проекта :
• создавать условия для наблюдения за песком;
• развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
• расширить представления о песке, используя практические опыты;
• формировать познавательную и творческую активность детей;
• развивать коммуникативные умения;
• формировать у детей бережное, ответственное отношение к песку.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Оборудование: песок, глина, пластиковые стаканы, вода, строительные материалы для построек из песка, воронки, мензурки, стаканчики, конструктор, краски, кисточки.
Схема осуществления проекта «Волшебный песок»
Игровая деятельность 1. Игры на развитие мелкой моторики рук:
• «Отпечатки наших рук»
• «Мина»
• «Отгадай загадку»
• «Чувствительные ладошки»
2. Комплекс упражнений для развития психики ребенка и мелкой моторики рук
Речь и речевое общение 1. Игры на развитие фонематического слуха
2. Познавательные игры на песке:
• Игры, направленные на знакомство с окружающим миром
• Режиссерские игры
3. Беседы
• «Для чего нужен песок?»
• «Представь себя песчинкой»
• «Кто живет в пустыне?»
Пальчиковая гимнастика
Знакомство с худ. литературой Чтение рассказа Г. Снегирева «Пустыня»
Изобразительная деятельность 1. Рисование
• «Лето» (палочкой или пальцем)
• «Осьминожки» (ладошкой)
• «Животные пустыни» (восковыми мелками и акварелью)
2. Лепка
• Персонажи сказки «Теремок»
Персонажи сказки «Колобок»
Социальное развитие Комплекс упражнений для развития психики ребенка
Опытно-исследовательская деятельность Опыты :
• «Сыпучий песок»
• «Движение песка»
• «Мокрый песок»
• «Песочные часы»
• «Песок и глина»
Работа с родителями Консультации для родителей:
• «Для чего нам нужен песок»
• «Что такое песочница»
• «Игры с песком»
Приложение 1
Литература: Использован текст сказки «Колобок»
РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ. СКАЗКА НА ПЕСКЕ «КОЛОБОК»
Цель:
- развивать у детей диалогическую речь;
- развитие мелкой моторики рук;
- учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
- снятие эмоционально-психического и телесного напряжения;
- прививать любовь к сказкам.
Материал: набор мелких игрушек (колобок, баба, дед, заяц, лиса, волк, медведь, домик, деревья, волшебный мешочек, мягкая игрушка - колобок.
Вступление: Мешочек в котором находится колобок. Дети по очереди на ощупь пытаются определить, что в мешочке. После того, как дети узнали, вынимаем колобка, сообщаю, что он приглашает в свою сказку.
Вхождение в сказку:
Колобок может подарить нам волшебную силу. Встаньте полукругом и прикоснитесь к колобку одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как от колобка идет к вам сила. Вот она наполняет всю руку, поднимается через шею в голову, опускается в грудь, живот, ноги. Теперь все ваше тело заполнилось волшебной силой, и вы оказались в сказке «Колобок».
(Дети выбирают героев сказки).
Сказка:
«Жили-были старик со старухой».
Воспитатель:
- Где они жили?
- В домике.
(Дети выбирают место, где будут строить домик).
Вот и просит старик: : " Испеки мне, старая, колобок. "
- Да из чего испечь?
Воспитатель:
- Из чего пекут пироги?
- Из муки.
- Правильно из муки, а муки нет.
«Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется»
(Дети метут пальчиками, скребут песок).
Скатала колобок.
(Дети ладошками катают колобок).
Изжарила его в масле и положила на окно просохнуть. Надоело колобку лежать, он и покатился.
Воспитатель:
- Куда покатился колобок?
- В лес по тропинке.
(Дети пальчиком ведут по песку).
Катится колобок по дороге, а навстречу ему …
Воспитатель:
- Кто? (Заяц)
" Колобок, колобок я тебя съем".
" Не ешь меня, я тебе песенку спою!» - и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
От тебя заяц и подавно уйду.
И покатился колобок дальше. Вот он катится, катится и навстречу ему…
Воспитатель:
- Кто? (Волк)
«Колобок, колобок я тебя съем!»
«Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!» - и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок…
От тебя волк и подавно уйду.
И покатился колобок дальше.
(Дети пальчиком водят по песку).
И навстречу ему …
Воспитатель:
- Кто? (Медведь)
" Колобок, колобок я тебя съем!"
- Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою, - и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок…
От тебя медведь и подавно уйду.
И покатился колобок дальше.
Воспитатель:
- Кто встретился ему дальше?
- Лиса.
Воспитатель:
- Лиса какая?
- Рыжая, красивая, хитрая, ласковая,
Увидела она колобка и говорит: "Какой ты хорошенький, какой ты пригоженький".
Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок…
От тебя лиса и подавно уйду.
" Славная песенка!" - сказала лиса. - " Да то беда, голубчик, что я стара стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек».
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
«Я колобок, колобок…»
А лиса его - гам - и съела.
Воспитатель:
- Ребята, вам жалко колобка?
- А деда с бабой?
- Чем мы можем им помочь?
- Испечем им колобок.
(Дети поливают песок и катают колобки).
Заключение:
Воспитатель:
Закончилось наше сказочное путешествие.
- Каким был конец сказки: грустным, радостным, спокойным?
Приложение 2
Литература: Использован текст сказки «Теремок»
РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ. СКАЗКА НА ПЕСКЕ «ТЕРЕМОК».
Цель:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли;
- учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
- развивать диалогическую речь;
- воспитывать любовь к сказкам.
Материал: набор мелких игрушек (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь, теремок, деревья, лейка с водой, травка, цветы.
Вступление: Сегодня мы отправляемся в сказку, где герои - дикие животные. Кто такие дикие животные?
- Живут в лесу, сами о себе заботятся, строят жилье.
- Может вы сами назовете сказку, где героями являются дикие животные?
- «Теремок».
Вхождение в сказку:
- Я вас приглашаю в сказку «Теремок».
(На полке стоят дикие и домашние животные, другие игрушки. Дети отбирают себе животных, которые живут в сказке.)
- Прижмите его к себе, погладьте и получите волшебную силу для путешествия по сказке. Получилось?
- Раз вдохнули, Два вдохнули,
Хлопнули в ладошки
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки.
- У нас чистое поле, что нужно построить нам для сказки?
- Теремок.
- А где мы его построим?
(Выбираем место)
- Нужно построить так, чтобы теремок было видно далеко-далеко. Для этого нужно собрать ладошками песок, чтобы получился холм, гора.
Ну, вот теремок готов.
- Где живут звери?
- В лесу.
- Что такое лес?
- Где много деревьев и кустарников.
- Сейчас мы с вами посадим деревья, нужно пальчиком сделать углубление и посадить дерево, прикопать его, чтобы не упало.
- Поселите животных.
- А лягушка у нас осталась. Что ей нужно?
- Болото.
- Что такое болото?
- Углубление, заполненное водой, там растет трава.
(Делаем углубление, поливаем водой, сажаем лягушку на листочек).
- Для чего листья на болоте?
- Лягушка греется на солнышке, просто квакает и прячется под листочек от аиста, цапли.
- Сказка начинается.
Сказка:
Стоит в поле теремок.
(Дети двигают фигурками вокруг теремка и озвучивают их).
- Медведь сломал теремок. Что им делать? Где они будут жить? Как им помочь?
- Построить новый теремок. Большой, красивый, чтобы всем места хватило и мышке и медведю.
(Строим новый теремок).
- Ой, какой красивый теремок. Чтобы им здесь было уютно, хорошо сделаем клумбу и посадим цветы.
(Дети сажают цветы в песок, поливают из лейки; пальчиком проводят по песку - тропинки).
- Как вы думаете, нравиться зверюшкам в новом теремке?
-Да.
- Чему же нас учит сказка?
- Жить дружно, не ссориться, помогать друг другу.
Заключение:
Воспитатель:
- Сказка закончилась, но мы обязательно сюда вернемся.