Ирина Савина
Проект «Волшебный песок» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Байкаловский детский сад № 4 «Богатырь»
Познавательно-исследовательский проект для младшей группы (3-4 года)
«Волшебный песок»
Исполнители:
Новопашина Альбина Валерьевна,
воспитатель
Савина Ирина Николаевна,
воспитатель
с. Байкалово, 2017 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Волшебный песок“ в младшей группе» размещена в разделах
3. Цель, задачи, тип, ожидаемые результаты, участники, продолжительность, принципы проекта.
4. Этапы реализации проекта.
5. План мероприятий проекта.
6. Ресурсы проекта.
7. Риски и пути преодоления рисков.
8. Выводы проекта.
9. Список литературы.
10. Приложения.
«Волшебный песок»
«Самая лучшая игрушка
для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский
1. Пояснительная записка.
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое и психическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Наблюдения показывают, что социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом обеспечивается оптимальный баланс совместных и самостоятельных действий детей. Однако в последние десятилетия все большее внимание привлекают детские стрессы, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за насыщенности воспитательно-образовательного процесса. Как же мы, взрослые, можем помочь ребенку? И здесь нам может помочь игра в песочнице. Даже самые незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. 2. Актульность проекта.
При наблюдении за деятельностью детей на прогулке мы заметили, что игры с песком однообразные, недостаточный словарный запас по теме, дети мало знакомы со свойствами песка. Для повышения интереса к играм с песком нами был разработан проект «Волшебный песок»
Данный проект предполагает возможность познакомить детей с одной из арт-терапевтической техникой для снятия нервного напряжения – игра с песком, пережить в совместных мероприятиях радость от живого общения друг с другом, с природой. Проект поможет заинтересовать родителей совместными играми и установлению психологического комфорта детей, способствовать развитию у детей познавательного интереса к неживой природе.
3. Цель проекта : развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе игр с песком.
Задачи:
1. Познакомить со свойствами песка.
2. Развивать познавательные способности в играх с песком, формировать элементарные исследовательские умения.
3. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие психики ребенка.
6. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
7. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
• развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
• стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
• развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики;
• личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей.
Тип проекта : познавательно - экспериментальный, творческий, игровой.
Участники: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Принципы создания проекта :
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности.
5. Этапы проекта.
1. Подготовительный:
• определение проблемы, цели, задач проекта
• изучение методической литературы
• пополнение развивающей среды
• составление плана проектной деятельности
2. Основной (выполнение проекта)
Социально-личностное развитие
Игровая деятельность: Игры с песком
Безопасность: Беседа – знакомство с правилами поведения в песочнице
Труд: Помощь взрослым в уборке после игр с песком
Познавательно-речевое развитие
Коммуникация: Беседа о свойствах песка,
"Из чего состоит песок", "Какой бывает песок"
Проговаривание своих ощущений при взаимодействии с песком
Познание: Опыты с песком
Художественная литература: Чтение стихов о песке
Театрализованная деятельность: Создание и заселение песочной страны
Художественно-эстетическое развитие
Рисование картин на песке палочками и пальчиком
3. Работа с родителями:
• обогащение развивающей среды
• консультация «Игры с песком», «Песочная терапия»
6. План мероприятий проекта.
1.«Из чего состоит песок?»
Цель: дать представление о том, что песок – это множество песчинок. На белый лист бумаги насыпать немного песка, рассмотреть его. Песчинок много, они мелкие, каждую из них хорошо видно. Насыпать несколько горок разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?
Вывод: песок состоит из множества песчинок.
2.«Какой бывает песок?»
Цель: дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. Показать емкость с песком, предложить сунуть в нее руки, вытащить их. Какие руки? (сухие) Значит, песок сухой. Песок с рук стряхивается легко. Затем налить в емкость воду. Предложить потрогать песок, помять его, вытащить руки. Какие руки? (грязные) Предложить стряхнуть руки. Стали руки чистыми? Мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми?
Вывод: песок бывает сухой и мокрый. Сухой песок легко стряхивается с рук, мокрый – нет.
3.«Сыпучий песок»
Цель: выяснить, какой песок хорошо сыплется. Предложить набрать в кулачок горсть сухого песка и выпустить маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? Проделать то же самое с мокрым песком. Что происходит?
Вывод: сухой песок сыплется, мокрый – нет.
4.«Сухой и мокрый»
Цель: выяснить, из какого песка можно лепить. Насыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получается. Затем песок намочить и проделать те же самые операции. Из какого песка получились фигурки?
Вывод: из мокрого песка можно лепить, а из сухого – нет.
5.«Что больше весит?»
Цель: выяснить, какой песок весит больше – сухой или мокрый? Насыпать песок в две одинаковые чашечки. Определить, в какой руке чашечка тяжелее. Можно взвесить чашечки с помощью весов.
Вывод: мокрый песок тяжелее сухого.
Игры - эксперименты с песком
6.«Чувствительные ладошки».
Цель: развитие тактильной чувствительности Поднос, сухой песок - Положите ладошки на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
7.«Необыкновенные следы»
Цель: развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения. Ёмкость с песком, сухой песок. «Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
8-9 Рисунки на песке палочками и пальчиками
10.«День рожденья куклы Маши»
Потешки
- Я пеку, пеку, пеку
Куклам всем по пирожку.
А для милой Машеньки
Испечем мы пряники.
«Как на Машин день рожденья
Испекли мы пирожки
Из песочка и водички
Наши детки – молодцы!»
Цель: продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Формочек, совочки, камешки, палочки для украшений. Предложить «испечь» пирожки, тортики для куклы и ее гостей. Дети выполняют действия с разнообразными формочками. Сказать, что можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем дети «угощают» пирожками кукол.
11.«Создание и заселение песочного городка»
7. Ресурсы:
Интеллектуальные и кадровые: воспитатель, младший воспитатель.
Информационные: литература, интернет.
Технические: компьютер, фотоаппарат, центр «Песок-вода»
Организационные: план, консультации, занятия, эксперименты.
8. Риски и пути преодоления рисков.
Низкая познавательно-исследовательская активность детей, большой объем работы, недостаточная заинтересованность родителей.
Пути преодоления: консультации для родителей, чтение стихов про песок, проведение экспериментов.
9. Выводы проекта :
• активное участие в играх с песком
• интерес к экспериментальной деятельности
• обогащение словарного запаса
• снятие психофизического напряжения
Трансляция проекта :
• выступление на педсовете
Значимость проекта
Игры с песком способствуют:
- расширению детского опыта ориентировки в окружающем;
- развитию у детей любознательности и познавательной мотивации;
- развитию воображению и творческой активности детей;
- сплочению детско-родительский отношений;
- информированию педагогов и родителей об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях решении данных задач.
Список литературы
1. Зубкова Н. м. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет», - Спб. : Речь, 2006г.
2. Лаптева Г. В. «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского сада и не только», - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010 г.
3. Нищева Н. В. «Подвижные и дидактические игры на прогулке», - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.
4. Нищева Н. В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
5. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и среднего и старшего возраста: методическое пособие», - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007г.
Приложение 1
Консультация для родителей
Песочная «терапия»
Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т. е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения:
“Мне нравится погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло песка”; “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно”.
Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.
Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).
Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т. д.
С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку, в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.
“Песочная терапия” — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т. п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.
На песке детей учат рисовать (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.
Таким образом, “песочная терапия” позволяет :
• стабилизировать психоэмоциональное состояние;
• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;
• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
• разнообразить способы сотрудничества.
Приложение 2
Игры с песком.
Цель: знакомить детей со свойствами песка. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Задачи: Развивать активную речь детей. Обучать детей навыкам экспериментирования. Вызывать положительные эмоции. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе сверстников.
Игры с водой и песком помогают взрослым в решении одной из важнейших задач в развитии детей 2- 3 лет. Речь идёт о самодеятельной игре - экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природного материала.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.
Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться. Если у вас есть возможность, организуйте игру с песком дома, в долгие зимние дни. Это будет счастьем для малыша.
Игры с песком
• Сухой – закапывание предметов в песок
• Строительство пирамидок
• Рисуем палочками на песке
• Пересыпание песка из ладошки в ладошку
• Пересыпание с мельницы
• Сырой – печем печенье
• Игры с палочками
• Закапывание, раскапывание игрушки в песке
• Строительство дорожки, горки
• Оставь свой след на песке
• Укладывание дорожек из камушков на песке
Приложение 3
СТИХОТВОРЕНИЯ
«Песок»
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем!
«Куличи»
Мы не в жаркой печи
Испечем куличи:
Нам нужна не мука –
Только горстка песка.
Сыпь в ведерко песок,
Да прихлопни разок.
Хороши куличи,
Хоть и не из печи.
Так и просит роток:
- Отломи мне кусок.
«Песочница»
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
«Домик из песка»
Возле речки мы гуляли
И песочек набирали.
Мы песочек насыпаем
И внимательно наблюдаем.
А потом его намочим,
Будет интересно очень.
И из мокрого песочка
Строим домик для мышонка.
«Песочный праздник»
Отмечает детвора праздник – день рождения!
Лепим с самого утра песочное печенье,
Торт песочный для затей
Ярко украшаем
И в песочницу детей
В гости приглашаем.
«Дворец»
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!
«Мы играем»
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польём.
«Домик для ежика»
Замок строим из песка,
Будет башня высока.
И ворота будут тоже,
Ну а жить там будет. ежик!
Правила безопасного поведения в песочнице.
Правила нашей игры
Очень лёгки и просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!