Ирина Викторовна Пасынкова
Экологический проект «Помоги птицам зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
При выборе темы проекта я не случайно выбрала экологическое направление. Президент подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Экология одна из самых актуальных областей знаний нашего времени. Она основана на понимании законов природы, связана с этическими нормами и социальной ответственностью. Овладение ее основами необходимо как взрослым, так и детям. Актуальность темы проекта не вызывает сомнения, т. к. данный проект является важным звеном экологического воспитания старших дошкольников.
Публикация «Экологический проект „Помоги птицам зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души! (А. В. Смирнова)
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Детско-взрослый образовательный проект «Помоги птицам зимой» является:
ПО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ: экологический;
ПО ТИПУ: информационно-практико-ориентированный, творческий;
ПО СОСТАВУ: межпредметный, групповой;
ПО СРОКАМ РЕАЛИЗАЦИИ: средней продолжительности (2 месяца, ноябрь-декабрь).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Необходимо подкармливать птиц мастерить кормушки. Благодаря этой помощи, до весны доживет их намного больше. Богаче будут наши леса и парки.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : понимание детьми красоты окружающего мира, необходимости его защиты.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Расширить и пополнить знания детей о зимующих в нашем крае птицах.
2. Развивать интерес к реализации плана проекта, навыки групповой и самостоятельной работы с различными источниками информации.
3. Развивать творческие способности, умения и навыки, эстетический вкус, необходимые для созидательной деятельности.
4. Оказать помощь птицам в зимний период, пробудить стремление заботиться о пернатых. Изготовить кормушки, поддерживая добрые традиции детского сада.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Информационное: интернет, книги, справочники, энциклопедии о птицах.
2. Кадровое: воспитатель, инициативная группа из детей и родителей.
3. Материально-техническое: строительный инструмент, эскизы, шаблоны, материалы для изготовления кормушек, крупа, семена для птиц.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Дети должны знать: основные виды зимующих птиц в регионе, каким кормом они питаются, значение птиц в жизни человека, в природе, опасности, подстерегающие птиц зимой, как можно помочь птицам.
2. Дети должны уметь: выполнять частично-поисковую деятельность, анализировать ее результаты, мастерить, используя приобретенные навыки, делать выводы, свободно работать в группах, составлять связные рассказы по материалам проведенной работы, пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
(можно в виде таблицы)
1ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Действие: определение проблемы, направленности и темы проекта. Результат: помощь пернатым, в рамках экологического проекта (первая неделя ноября)
Действие: определение творческих групп, форм выражения проектной деятельности, планирование дальнейшей совместной деят-ти. Результат: определены цели и задачи, ответственные за мероприятия (первая неделя ноября)
Действие: определить уровень компетентности детей по выбранной теме. Результат: анкета-опросник «Что мы знаем о зимующих птицах?»(конец первой недели ноября)
Действие: определение форм работы и средств реализации проекта, поиск аудио, видеоматериала, дополнительной литературы, при посещении библиотеки. Результат: прогулка в парк, наблюдение за птицами, посещение библиотеки: викторина «Что мы знаем о птицах?» прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц», просмотр видеоматериала по теме (вторая неделя ноября)
2 ЭТАП: ОСНОВНОЙ, ФОРМИРУЮЩИЙ, ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Действие, мероприятие: сбор и систематизация материала. Беседы: «Как зимуют птицы?» «Что нужнее птице, тепло или пища»? «Для чего кормушке крыша?» д. и. «Кто лишний?» Работа с трафаретами и шаблонами. Результат: рассматривание книг, плаката о птицах, знакомство с выставкой книг «Зимующие птицы» Коллаж «Птицы на дереве»(третья неделя ноября)
Действие, мероприятие: образ птицы в народном творчестве, в русском фольклоре: рассматривание альбомов с городецкой, хохломской, дымковской росписью, чтение стихов, сказок, заучивание пословиц, закличек. Д. и. «Чей хвост?»
Результат: выставка художественного творчества: рисунки, поделки (четвертая неделя ноября)
Действие, мероприятие: наблюдение за снегирями, синицами, воробьями, воронами, голубями. Чтение худ. литературы: Г. Скребицкий «Берегите птиц» И. Поленов «Синичкины кладовки» Г. Снегирев
«Птицы наших лесов». Проведение родительского собрания. Результат: изготовление книжек-малышек. Лепка «Птицы к у кормушки». Просмотр презентации «Такие разные кормушки»(первая неделя декабря)
Действие, мероприятие: маленькие писатели: составление рассказа по картине «Птицы в лесу», «На нашей кормушке», «Снегири прилетели» «Почему дятел-лесной доктор?», прослушивание аудиозаписи: М. Пришвин «Лесной доктор» сочинение сказок, загадок. Результат: художественное творчество: аппликация «Снегири на ветках», художественное конструирование «Птицы на моей кормушке» конкурс стихов, рисунков (первая неделя декабря)
Действие, мероприятие: изготовление кормушек, исследование «Кто что ест», «Чем нельзя кормить птиц». Д. и. «Кого чем угостишь?» Изготовление экологических кормушек.
Результат: выставка кормушек, правильное кормление птиц, уход за кормушками. (вторая неделя декабря)
Действие, мероприятие: беседа на тему: «Символично, что 2017 год - год птицы, Петуха». Шуточная петушиная викторина, игры, развлечения. Результат: конкурс поделок, рисунков «Символ года»(третья неделя декабря)
3 ЭТАП: КОНТРОЛЬНО - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Действие, мероприятие: определение уровня знаний по данной тематике (игровые ситуации, итоговые конкурсы, викторины, загадки, квесты, развлечение) Создание благоприятного микроклимата среди участников проекта, стимулирование и побуждение,через личное активное участие, к совместной творческой деятельности всех участников проекта. Поощрение участников проекта.
Результат: дети знают название птиц, зимующих и перелетных. Знают как помочь птицам и для чего это необходимо. Через реализацию проекта у детей сформировались устойчивые нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты. Дети и родители получили положительные эмоции от общения и результатов совместной деятельности. Таким образом, привлечение детей и родителей к практической совместной природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе (четвертая неделя декабря)
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ:
1. Кормушки могут быть испорчены погодными условиями.
Выход: продумать безопасное расположение кормушек.
2. Кормушки могут быть поломаны детьми или местными жителями.
Выход: провести агитационную, разъяснительную работу,совместно со школами и другими ДОУ, среди дошкольников, школьников и их родителей.
ВЫВОДЫ РЕАЛИЗОВАННОГО ПРОЕКТА :
1. Исследования видового состава зимующих птиц обитающих в регионе, на территории детского сада показали, что в нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях птицы.
2. Получен результат совместной трудовой деятельности взрослых и детей- кормушки, и вместе с этим, множество положительных эмоций.
3. Проведены наблюдения за птицами у кормушки. Выявлено, что наиболее часто посещают птичьи столовые воробьи и синицы, т. к. привыкли к близости людей. Снегири и свиристели более осторожные. Прилетают птицы в светлое время суток.
4. С появлением птичьих столовых пернатых на территории детского сада стало значительно больше. Корм в кормушках не остается. Сытой птице мороз не страшен, значит выживших в мороз птичек будет значительно больше.
5. Изучены предпочтения в корме : пшено, сало, семечки подсолнуха, хлебные крошки.
6. Проект очень понравился взрослым и, особенно, детям. Посредством художественного творчества ребята выражали интерес, заботу о пернатых (рисование, художественное конструирование, аппликация). В перспективе, с переходом детей в школу, у проекта будет продолжение. Ребята решили и дальше помогать птицам : заготавливать корм летом и осенью, мастерить кормушки и подкармливать пернатых в зимний период.
7. Актуальность проекта бесспорна! Птицы - наши друзья! Они защищают растения от вредителей, украшают нашу природу, нуждаются в поддержке человека. Надо им помогать всегда!