Наталья Евгеньевна Свирина
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
Проект составила : Воспитатель старшей группы
Свирина Наталья Евгеньевна
Тип проекта : познавательный.
Цель:
1. Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2. Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Задачи:
Публикация «Экологический проект „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
4. Научить детей правильно их подкармливать
Актуальность проекта :
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Срок реализации проекта : декабрь месяц
Участники проекта : дети дошкольного возраста (5-7лет, родители воспитанников, воспитатели группы.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
• Анкетирование родителей по проблеме
• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми. родителями
• Создание необходимых условий для реализации проекта
• Разработка консультации для родителей
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
• Заготовка корма для птиц
• Составление обращения к родителям (покормите птиц – Объявление)
• Акция «Кормушка»
• Подкормка и наблюдение за птицами
• Аппликация «Птицы на кормушке»
III этап-заключительный
1. Выставка кормушек «Птичья столовая».
2. Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.
3. Организация дежурства детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
А Н К Е Т А
1. Любит ли ваш ребенок птиц?___
2. В чем это проявляется?___
___
3. Часто ли вы наблюдаете птиц в природе?___
4. Проводите ли вы беседы на тему: «Берегите птиц»?___
5. Приходилось ли вам с ребенком учить стихи о птицах?___
6. Читаете ли вы сказки, рассказы, басни про птиц ребенку?___
7. Что вы делаете, чтобы помочь птицам зимой?___
___
8. О чем хотели бы узнать?___
___
Птицы наши друзья
Птицы - это песнь и полет! Это голоса наших полей, лесов, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле всегда, голоса их слышны круглый год, голоса их слышны и днем, и ночью.
Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше облаков и гор, перелетать через пустыни и моря.
Птицы - дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Птицы - это верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы - это тайна и красота. Птицы - друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи, сказки, легенды, песни. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц.
Вот что такое птицы. Наука, изучающая птиц, называется орнитологией.
Что случится, если птиц вдруг не станет? Беда случится: умолкнут поля, леса, степи, не порадуют наши глаза их ловкий, быстрый полет, и яркое оперенье. Вместе с птицами исчезнут и их секреты и их тайны. Не сложат о птицах новых стихов и песен, пословиц и поговорок, не сочинят сказок.
И это только начало. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Полчища гусениц, короедов и листогрызов погубят леса. Без птиц-санитаров распространятся заболевания, которые погубят других животных. Некому будет разносить по лесам семена лесных ягод, трав и цветов, желуди, орехи. Чайки и утки не перенесут на лапках и перьях рыбные икринки из богатых озер в опустевшие. А чтобы этого не случилось, должны мы птиц охранять и беречь.
Рецепт пирога для птиц :
Растопить 600 грамм маргарина, добавить стакан подсолнечного масла и три стакана проса, добавить очистки яблок, геркулес, семена подсолнечника, сахар, мед, смешать, охладить, повесить среди ветвей в сетке для овощей.
Международный день птиц
Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц.
День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось потому, что означало наступление весны. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников, гоголятников и прочих "птичьих домиков".
Охрана птиц
С 1600 года во всем мире исчезло, вероятно, около 100 видов птиц. Большинство из них было представлено небольшими популяциями на морских островах. Часто не способные к полету, как дронт, и почти не боявшиеся человека и привезенных им мелких хищников, они стали легкой добычей. В настоящее время многие виды птиц также находятся на грани вымирания или, в лучшем случае, испытывают его угрозу.
Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение среды. Естественные загрязнители – это вещества, постоянно присутствующие в природе.
Искусственные загрязнители – это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда – замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера – увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВОЗЛЕ КОРМУШЕК:
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
• громко не кричать,
• не сорить,
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить
• корма класть немного, именно для того,чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Кого чем угостить?
• Воробья— крошками хлеба, крупой, семенами
• Синицу—несоленым салом
• Снегиря—ягодами рябины, семечками арбуза, тыквы
• Голубя—пшеном, хлебом
• Свиристеля—семенами подсолнечника
• Ворону—очистками от овощей, любую пищу
Приметы.
• Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
• Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
• Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
• Перед метелью воробьи чирикают.
• Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
• Синицы порхают под окном – к холоду.
• В марте птички щебечут к хорошей погоде.
• Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
• Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание.
• Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
Стихотворения про птиц :
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
«БЕРЕГИТЕ ПТИЦ».
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
Т. Евдошенко
«СНЕГИРЬ»
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть
«ВОРОБЕЙ»
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
(Н. Рубцов)
«ВОРОНА»
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)
«СИНИЦА»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)
Консультация для родителей
«Зимующие птицы»
Родителям рекомендуется:
• пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц : снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
• рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
• обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
• рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
• во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
• провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
• изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.
Задайте ребенку вопросы:
• Каких зимующих птиц ты знаешь?
• Почему они называются зимующими?
• Чем птицы питаются зимой?
• Что для птицы страшнее зимой : холод или голод?
• Как можно помочь птицам?
Загадайте загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её (синичка)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это. (снегири)
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её (сорока).
Озорной мальчишка в серомармячишке. (Воробей)
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива
Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)
Сыграйте с ребенком в следующие игры:
1. «Один – много» (образование множественного числа)
Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т. д.)
2. «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)
Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует.)
3. «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)
Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т. д.)
4. «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)
Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.)
5. «Четвертый лишний» (на классификацию)
Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т. д.
6. «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)
Взрослый спрашивает: Синица (какая) – Ребё нок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая.
Голубь (какой) - сизый, неуклюжий, важный.
Снегирь (какой) - нарядный, красногрудый, медлительный…
7. «Кто как голос подает»
Ворона – каркает, воробей -…
8. «Угадай птицу по описанию».
Я сегодня видел на улице птицу : маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
9. “Вороны и воробьи”.
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке
10. "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от
кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.
Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи)., перья воробья (чьи)., перья снегиря (чьи). ,перья голубя (чьи).
Выполните с ребенком следующие упражнения:
1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах
Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)
2. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).
3. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму
Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?
4. Пересказ без опоры на вопросы.
Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
5. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.
Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Какие лапки?
Чем они питаются?
Выучите стихотворения
Снегирь
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть.
А. Барто