Наталья Моздукова
Экологический проект «Покормите птиц зимой» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Моздукова Наталья Владимировна
Экологический проект «Покормите птиц зимой» для 2 младшей группы
«Покормите птиц зимой.»
Тип проекта : познавательно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Возраст: 3-4 года.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно т. к в этом году наступила ранняя зима, не смотря на то, что сейчас только ноябрь выпало много снега, и наступили сильные морозы. Мы взрослые люди понимаем, что для птиц наступили тяжелые времена, не так страшен холод как голод. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель проекта : изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
Задачи:
1. Познакомить детей с зимующими птицами, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
3. Вызвать удовольствие от общения с природой.
4. Развитие конструктивных умений, художественно-творческих навыков.
Реализацию проекта осуществили в три этапа:
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
Цель: Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «Зимующие птицы». Создание условий для реализации проекта.
Основной этап
Цель: Создание условий для формирования у детей представления о зимующих птицах, их повадках, зависимости от человека. Создание гармоничных отношений между детьми
Заключительный этап
Цель: обобщение знаний детей о зимующих птицах Разработка и план реализации проекта
Ожидаемый результат:
• У детей совместно с родителями появится заинтересованность и желание заботится о птицах и помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц в зимний период).
• Совместная деятельность будет способствовать укреплению
детско-родительских отношений.
• Расширение знаний о друзьях наших меньших, сформирование эмоционального отношения к миру природы.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Рисование оттиском ладошки «Синичка»
Конструирование «Скворечник»
Раскраски «Зимующие птицы».
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Подвижные игры: «Собачка и воробьи», «Воробьи и вороны», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».
«СОЦИАЛЬНО – КОММУКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Отгадывать загадки про зимующих птиц.
Дидактические игры: «Собери птицу», «Что за птица?»
Сюжетно-ролевые игры: «Пригласи синичку в гости».
«ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Беседы: “Какие птицы, живут рядом с нами? ”, “Кто от зимы не улетает? ”.
НОД «Пернатые друзья»
Просматривание альбома “Зимующие птицы”
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Чтение стихотворения: Г. Ладонщиков «Наши друзья»
Чтение рассказов: Л. Н, Толстой «Варя и чиж»
Чтение стихотворения С. Маршак «Где обедал воробей?»
Работа с родителями.
Консультации: «Зимующие птицы» ,«Кормушка для птиц своими руками»,«Необычная кормушка для птиц»
Изготовление кормушек, родители совместно с детьми
Итоги проекта :
• Оформление результата проекта в виде презентации.
• Участие родителей в акции «Каждой пичужке своя кормушка». Изготовление кормушек.
Приложение.
ЗАГАДКИ
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют :
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка -.
(Воробей)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит.
(Сорока)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
(Cорока)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её.
(Сорока)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)
Днём спит, ночью летает.
(Сова)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись.
(Дятел)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Что за кузнецы в лесу куют?
(Дятлы)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Консультация для родителей
Тема: Верные друзья - зимующие птицы
Очень холодно, мороз
людям злобно щиплет нос,
до весны еще далеко,
нам зимой не одиноко,
с нами верные друзья –
птиц веселая семья!
(Зоя Сергеева)
Много – ли найдется таких людей, кто не любит птиц? Эти милые создания радуют пением и щебетом, наполняя жизнью наши леса и парки.
Зимой на улице, во дворе и в парке ребенка ожидает много открытий. Пришло время познакомить детей с зимующими птицами, которых они не смогут увидеть в другое время года.
Во время прогулки с ребёнком обратите его внимание на птиц и спросите : «Посмотри, кто к нам прилетел? Почему они называются зимующими? К зимующим птицам относятся воробьи, вороны, сороки, поползни, синички, снегири, щеглы, голуби, свиристели. Чем эти птички друг от друга отличаются?». Внимательно рассмотрите окраску птиц и отметьте, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища. А чем похожи?
Предложите ребёнку прислушаться к тому, что говорят ему эти птички. «У меня штанишки красненькие и красная шапочка на голове. Клюв острый и пестрые крылышки», — скажет Дятел. «А я воробышек — шустрый да пестрый! Я коричневый! А животик мой светлый. Прыгаю по дворам, крошки добываю» — прочирикает воробей.
Развивайте у ребёнка умение анализировать, классифицировать, делать обобщения, используя игры «Четвёртый лишний», «Найди сходство и отличие», «Птицы перепутались», «Исправь ошибку» и т. д.
Спросите у ребё нка: от чего же больше страдают и гибнут птицы зимой : от холода или от голода? Закрепите, что страдают наши пернатые друзья от голода. Зимой им трудно добывать корм. У птиц есть природные столовые: рябина, калина, яблоня. Но на всю зиму птицам этой еды не хватает. Потому пернатые друзья в эту пору особо нуждаются в нашей заботе, как же мы поможем нашим птицам. Им нужна наша помощь!
Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы тянуться к человеческому жилью. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности. Помочь птицам несложно, надо устроить кормушку.
Вы можете принять активное участие в изготовлении кормушек, проявив творчество и фантазию. Кормушки можно изготовить из дерева, из коробочек для сока, молока, пластиковых емкостей и других материалов. А ребёнок совместно с вами украсит их наклейками, шнуровками. Ребёнок испытает радость, восторг и гордость за совместную поделку и с удовольствием будет насыпать в кормушку корм и часами наблюдать за птицами.
При создании кормушек любых конструкций важно помнить главные правила:
1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем и стать непригодным для птиц.
2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
Ребёнок закрепит полученные знания о зимующих птицах (умение узнавать и называть, увидит, чем питаются, будет узнавать по звучанию птиц).
-У каждой птицы есть свое любимое лакомство.
У синицы - сало.
У клеста - шишки, кедровые орешки.
У снегиря - ягоды рябины.
У голубя - семена подсолнечника.
Прислушиваясь к звучанию птиц, ребёнок узнает, что:
- Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он (чирикает).
- Ворона подает голос: «Кар», значит она (каркает).
- Синица подает голос: «Цвик-цвик», значит она (цвикает) и т. д.
Все это вызывает интерес к окружающему миру, способствует развитию у ребёнка связной речи, умению составлять рассказ, расширению и активизации словаря ребёнка по теме, закреплению в речи названий зимующих птиц, их частей тела, закреплению обобщающего понятия "Зимующие птицы", формирует реалистические представления о природе, воспитывает гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
И помните: Большой вклад в сохранение родной природы начинается с малой заботы о птицах!