Галина Котова
Экологический проект «Поможем птицам вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Поможем птицам вместе».
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Тип проекта : информационно-творческий, познавательно-исследовательский.
Публикация «Экологический проект „Поможем птицам вместе“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта : 19.01.2015г. -30.01.2015г. (2 недели).
Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Поможем птицам вместе» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель: Формировать экологические знания о зимующих птицах и ответственное, бережное отношение к ним.
Задачи:
• Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
• Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
• Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
• Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап – заключительный.
• Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».
• Оформление результата проекта в виде презентации.
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
• Совместно с ребенком сделать кормушку.
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т. д.
Конкретные ожидаемые результаты.
• ДЕТИ: Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
• Улучшение предметно-развивающей среды.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных зимних условиях.
• РОДИТЕЛИ: Повышение уровня заинтересованности родителей в экологическом воспитании ребенка. Сплоченность, эффективное партнерство семьи и детского сада;
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?».
Настольные игры: «Домино», Разрезные картинки «Птицы», Лото «Зимующие птицы». Сюжетно-ролевая игра: «Птичий двор».
Подвижные игры: «Снегири», «Птицы и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Коршун и наседка».
Познавательная деятельность:
Экология. Тема: «Зимующие птицы» Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); обучить умению отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
Конструирование из бумаги. Тема: «Снежные птицы» (оригами). Цель: Формировать умение детей складывать бумагу в разных направлениях. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
ФЭМП. Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» Цель: Объяснить детям, что математикой можно заниматься не только в группе. Математика существует повсюду и можно посчитать что угодно.
Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?». Проблемная ситуация: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Наблюдение: Наблюдения за птицами на участке детского сада, их кормление. Знакомство с пословицами и поговорками о птицах. Обсуждение народных примет, связанных с птицами.
Труд: Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц. Совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Птичий двор»
Коммуникация: Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Чтение рассказов: И. Тургенев «Воробей», М. Горький «Воробьишко» Н. Рубцова «Воробей», «Ворона». Сухомлинский «О чём плачет синичка?». Просмотр мультфильма «Высокая горка». Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".
Художественное творчество: Рисование «Синички» Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками. Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц» Цель: Научить детей лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.
Аппликация «Снегирь» Цель: Обучить умению передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания.
Музыка: Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз, сл. Е. Тиличеевой.
Работа с родителями: Информационные листы для родителей: «Покормите птиц зимой». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели? Наглядная информация для родителей: «Что за птица?»
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Приложение.
Народные поговорки и пословицы о птицах.
• Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
• Синичка - воробью сестричка.
• Хвалилась синица хвостом море зажечь.
• Невелика синица, голосок востер.
• Увидел скворца - весна у крыльца.
• Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.
• Одна ласточка весны не делает.
• Без первой ласточки весна не обходится.
• Курица пьет, а на небо смотрит.
• Всякая птица к своей стае летит.
• Всякая птица своим пером гордится.
• Всякая птица своим клювом сыта.
• Сорока весть на хвосте принесла.
• Кукушка кукует – по дому горюет.
• У каждой пташки - свои замашки.
• Вороне соколом не быть.
• Мала синичка, да коготок остер.
Народные приметы
предсказания погоды по поведению птиц.
• Если синицы долго остаются у человеческого жилья — весна будет холодной.
• После прилета дроздов морозы случаются очень редко.
• Жаворонок летит к теплу, зяблик — к стуже.
• Перелетная птица «течет» стаями — к дружной весне.
• Гуси высоко летят — много воды будет, низко летят — мало.
• Если береговые ласточки свои гнезда устраивают высоко над водой, а пауки плетут свою паутину выше обычного, то весна будет влажной и нередки наводнения, появление молодых паучков — к теплой весне.
• Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
• Воробьи купаются ранней весной — к теплу.
• Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.
• Вороны под тучи взвиваются — к ненастью. Вороны хохлятся — к непогоде.
• Ласточки летают то вверх, то вниз — перед бурей.
• Воробьи летают стайками — к сухой ясной погоде.
• Птицы поют весело — к хорошей погоде.
• Птица на крышу садится — к непогоде.
• Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.
• Воробьи прячутся «в хвост» — на мороз или метель.
• Ворона купается — к ненастью.
• Воробьи кричат — к метели.
• Ворона клюв под крыло прячет — к холоду.
• Вороны и галки вьются в воздухе — перед снегом, садятся на вершины деревьев — к морозу.
ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ
Трясогузка.
1. Отгадайте, что за птица,
Любит хвостиком хвалиться:
Остановится и вдруг
По земле хвостом: тук – тук!
2. Удивительная птица,
Сразу видно – мастерица:
Постоянно носит фартук
И работы не боится.
За занятьем не скучает,
В такт себе хвостом качает.
3. По тропиночке идёт
Длинным хвостиком трясёт
Никого я не боюсь!
Отчего тогда трясусь?
Никто за мной не бежит,
Что же хвостик мой дрожит.
Воробей.
5. Серый маленький комочек
1. В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,-
Не орёл, - а всё же птица.
2. Чик-чирик
За зёрнышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
3. Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок.
4. Найдёшь её в своём дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать её не смей!
Эта птичка.
Чик-чирик! - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш. (Воробей)
6. Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
7. Что за серый забияка?
Он со всеми лезет в драку!
Как растрепанный злодей
Этот шустрый. (Воробей)
8. Эти маленькие пташки
В серых будничных рубашках
Всё клюют, чем угощают,
Даже крохи подбирают.
– Чик, чирик, – везде свои, Непоседы. (Воробьи)
Синица.
1. Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится-
Всё хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится…
2. Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать её…
СТИХИ О ПТИЦАХ
Синица.
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится,
Клювиком в моё стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птичке стало.
Трясогузка.
Трясогузка, трясогузка –
Полосатенькая блузка!
Я тебя всю зиму жду,
Поселись в моём саду
И за ставенкой резной
Свей гнездо своё весной.
О птицах. Т. Евдошенко.
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
А. Вайнер
Вниз с рябиновых ветвей
Слетел к луже воробей.
Огляделся – плюх! - и в воду,
Стал плескаться в непогоду.
Любит воробей купаться,
Заодно и закаляться.
Л. Степанова.
Что за птичка воробей?
Это значит – вора бей.
Не хочу его я бить,
Надо с птичками дружить!
Вот стою в малине я,
Вижу рядом воробья.
Хоть малинку сам люблю,
Воробьишку я терплю.
Пусть он поклюёт малинки!
Всем нужны ведь витаминки!
Прыг да скок, ну что за птица,
Все на месте не сидится.
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет воробей.
(В. Cибирцев)
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью
- Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень
- Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Кормушка»
Сколько птиц в кормушке нашей (ритмично сжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (выбрасывают пальцы)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых перышках
Всем хватило зёрнышек (руки в стороны).
«Синички»
Две синички прилетели,
На ладошки тихо сели.
Стали семечки клевать
И тихонько напевать.
Мы погладим наших птичек
И отпустим невеличек.