Наталья Сергачёва
Экологический проект «Мини-ферма»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мини - ферма»
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию, вместе с взрослым, зелени на подоконнике в весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Публикация «Экологический проект „Мини-ферма“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольного учреждения, родители.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта :
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Огород на окне».
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Дальнейшее развитие проекта : проектная организация, планируется и в последующей возрастной группе, с посадкой новых огородных и декоративных культур.
Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (сады, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
* Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
* Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными и декоративными культурами;
* Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
* Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
* Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Реализация проекта
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
* Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
* Сбор материала необходимого для реализации проекта.
* Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
* Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
* Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
* Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
* Сбор необходимого материала для создания огорода.
* Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
* Беседа с детьми познавательного характера.
* Организация предметно – развивающей среды по теме.
* Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
* Посадка семян бобов, лука, перца, томатов, кабачков, и цветов в землю.
* Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов, перца, кабачков.
* Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
* Игровая, двигательная деятельность.
* Участие в практической деятельности.
* Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
* Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
* Просмотр фильмов о растениях.
* Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах и цветах.
* Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
* Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
* Презентация проекта.
* Представление опыта.
Деятельность детей:
* Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
* Участие в презентации проекта «Овощное царство, цветочное государство!»
Распространение опыта:
Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными и декоративными культурами.
4. Экологические занятия по темам :
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Мир овощей»
*. «Мир цветов».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», «Цветы».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных
растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин», «Выставка картин».
6. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах, разных цветах.
7. Консультация для родителей «Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т. д.
4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т. д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.
Рабочий план реализации проекта
Этапы проекта :
Подготовительный этап
* Определение цели и задач проекта.
* Анализ имеющихся условий в группе, на территории детского сада (прогулочный участок, огород).
* Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения).
* Создание условий для организации работы в «огороде на окне».
Основной этап
Блок специально – организованного обучения в форме занятий
* Рассматривание семян (укропа, салата, петрушки, томатов, бобов, кабачков, сладкого перца; цветов - шафранов, петуньи, васильков, цинии) посадка семян и лука.
* Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• наблюдение за растениями.
Заключительный этап
* Анализ полученных результатов.
* Составление фотоальбома «Наш зелёный огород».
* Презентация проекта «Овощное царство, цветочное государство!».
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, кабачок, и другие овощные и декоративные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующей возрастной группе, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.