Татьяна Бушуева
Экологический проект «Мини-огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение МБОУ «Ёгвинская основная общеобразовательная школа» «Детский сад с. Ёгва»
МИНИ-ОГОРОД НА ОКНЕ
Автор:
Бушуева Татьяна Васильевна,
учитель - логопед
с. Ёгва, 2018г.
Название проекта : «Мини-огород на окне»
Проект : краткосрочный.
Вид проекта : познавательный, творческий.
Публикация «Экологический проект „Мини-огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Руководитель проекта : Бушуева Татьяна Васильевна, учитель – логопед.
Продолжительность проекта : 1 месяц.
Участники проекта :
-дети старшей группы, посещающие логопедические занятия
-воспитатели
-родители.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Место реализации – «Детский сад с. Ёгва».
Актуальность: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.
Цель проекта : формирование экологических представлений детей об овощных культурах (лук, помидоры, кабачок) и зернобобовых культурах (горох) в процессе выращивания из семян.
Задачи проекта :
Обучающие задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах (кабачке, помидорах, луке, зернобобовых культурах (горох) : строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
6. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Формировать представление о выращивании растений из семян.
4. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; 5. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
6. Разъяснять значимость труда.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
2. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
3. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
4. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Краткое описание проекта :
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Практический результат проекта :
1. В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
2. Дети наблюдали за ростом овощных культур, проводили опыты, эксперименты.
3. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Участие в занятиях, дидактических играх, беседах.
4. Дети познакомились с посадкой лука, кабачка, укропа, помидора, и овса. Узнали ценность этих овощей.
5. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
6. У детей появился интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
7. В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
8. У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
9. Дети убедились, что мини-огород можно создать на окне. Выращивание растений – это труд и надо его беречь. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
10. Обогатился и пополнился словарь детей.
11. У родителей возникает интерес при совместном сотрудничестве. Консультация для родителей «О луке – детям».
Стратегия и механизмы реализации.
№
п/п Этапы Мероприятия Сроки
1 Организационный - Определение цели и задач проекта,
- сбор информационного материала,
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности (1-я неделя,
- организация предметно - развивающей среды,
- разработка цикла наблюдений, занятий;
- беседы. 1-я неделя апреля
2. Внедренческий
Подготовка и проведение опытов.
Подготовка и чтение художественной литературы об овощах: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы.
Подготовка и показ иллюстраций, картин на овощную тематику. Подготовка занятий, дидактических игр, подвижных игр.
Конкурс - выставка «Изобретение горшков для рассады из бросового материала» : пластиковых бутылок, стаканчиков и тарелок.
Посадка семян.
Наблюдение за ростом овощных культур, проведение опытов, экспериментов. 2-3 неделя апреля
3 Итоговый - подведение итогов;
- театрализованное представление «Как дружат овощи»;
- презентация проекта (фотоотчет). 4-я неделя апреля
Тематический план реализации проекта :
Мероприятия Цели Сроки
1 этап – организационный.
Беседа с родителями «Огород на окне» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Мини-огород на окне». 1-я неделя
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду» Просвещать родителей по данной теме. 1-я неделя
2 этап – внедренческий.
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, беседы. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Беседы о происхождении семян. 2-я неделя
Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт» Вызвать у детей желание самим вырастить растения из семян. 2-я неделя
Практическая деятельность: посадка гороха, огурцов, помидор, лука. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. 2-я неделя
Составление рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке». Продолжать развивать связную речь. 2-я неделя
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах.
Подбор стихотворений, поговорок, загадок об овощах. Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об овощах», представление полученных знаний. 2-я неделя
Труд в «мини-огороде» Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). 3-я неделя
Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом?», игра «Собери из частей целое». Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. 3-я неделя
Художественно-продуктивная деятельность: Лепка на тему: «Фрукты и овощи».
Развивать мелкую моторику.
Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности). 3-я неделя
«Узнай на вкус». Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей.
4-я неделя
Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,
«Чудесный мешочек». Продолжать развивать память, внимание, мышление. 4-я неделя
Обработка и оформление материалов проекта, фотографий Создание презентации опыта работы в виде фотоотчета. 4-я неделя
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3. Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления альбома.
4. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах, помидорах, луке).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта :
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. В результате практической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. Дети увидели многообразие посевного материала. Они стали бережнее относиться к растительному миру. В кабинете учителя-логопеда был создан мини-огород на окне. Родители приняли активное участие в проекте «Мини-огород на окне».
Используемая литература:
Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Начиная с самого раннего детства, ребенок исследует и познает окружающие его предметы. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая и не замечая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, почему идет дождь или снег, для чего на небе луна, откуда прилетает ветер и многое другое.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а активно развивать исследовательскую деятельность детей.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Приложение 2
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Овощи»
Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.
Задачи:
1) Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, передавая их характер особенности;
2) Развивать глазомер;
3) Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать пластилин, не пачкать одежду)
4) Воспитывать интерес к русскому фольклору, загадкам.
Оборудование: Пластилин, доска для лепки, салфетка, муляжи овощей.
Индивидуальная работа:
- показать ребенку приемы работы с куском пластилина.
- помочь ребенку при затруднении.
Количество детей: подгруппа (4-5 детей).
Ход занятия.
Организационный момент.
Учитель-логопед обращает внимание детей на то, что в их группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно - ролевую игру «Магазин» овощами.
Учитель-логопед: Ребята, сейчас мы с Вами поиграем. Перед Вами стоит корзина с овощами. Я буду загадывать загадки, тот из Вас, кто отгадает, подходит к корзинке и достает загаданный овощ на ощупь.
1. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидоры)
2. Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурцы)
3. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)
4. Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети? (Лук)
Учитель-логопед задаё т всем детям наводящие вопросы:
Какой овощ по форме?
Какой овощ по цвету?
Что особенного по фактуре (есть пупырышки, вытянутый и т. д.?
Теперь мы сами попробуем сделать такие овощи. Но давайте сначала внимательно рассмотрим их. Например, помидор какой формы?
Дети: круглый
Л: Какого цвета?
Д: красного.
Л: А на ощупь какой помидор, потрогайте?
Д: гладкая поверхность.
Л: А морковь какая?
Д: длинная, оранжевая, не ровная.
Л: Правильно, молодцы!
Теперь смотрите внимательно, я выполняю несколько предметов, на образец. Подняли глазки и смотрим на меня.
1) Берем кусочек, сжимаем его в руке, чтобы он стал пластичным.
2) Начинаем придавать куску форму задуманного предмета.
3) Работаем стекой, оформляем бороздки.
4) Прикрепляем отдельные детали.
Выбирайте, кто, что будет делать. Аккуратно приступайте к выполнению. Учитель-логопед следит за организацией рабочего места, и за работой детей, выполняет индивидуальную работу с ребенком.
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас разогреем наши пальчики, приготовим их к работе.
Наши синие цветки распускают лепестки
.Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
Учитель-логопед: Теперь я предлагаю выложить ваши вылепленные овощи на красивую тарелочку и поставить на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?
Учитель-логопед: Какие замечательные овощи у нас с Вами получились! От настоящих не отличить, так и хочется попробовать. Теперь в нашем магазине будет работать большой овощной отдел.
Учитель-логопед: Давайте с Вами поиграем и закрепим название овощей.
Игра называется «Волшебный мяч» (дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя овощи).
Приложение 3
Фотоотчет по проекту
«Мини-огород на окне»