Ирина Журавлёва
Экологический мини-проект «В лес за грибами»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В лес за грибами»
Средняя группа
Воспитатель: Журавлёва И. В.
Участники проекта:
дети, педагог, родители.
Продолжительность проекта: с 05.11 –09.11.2018 г.
Вид проекта:
информационно - творческий, групповой.
Режим работы:
во время и вне занятий.
Проблема:
Дети не имеют достаточных знаний о грибах, произрастающих в наших лесах.
Публикация «Экологический мини-проект „В лес за грибами“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проект нацелен на то, чтобы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах. Какие грибы видели и собирали в наших лесах? Являются ли грибы частичкой живой природы? Какая роль грибов в жизни человека?
Актуальность:
Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы.
Каждый человек должен любить и беречь природу.
А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив и богат грибами и ягодами.
Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «В лес за грибами». Шагая по ступенькам к финалу проектной деятельности, мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц.
Цель проекта:
Углубление знаний и представлений детей о грибах.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания.
2. Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы по их характерным признакам;
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах).
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Для педагога:
1. Развивать интерес к процессу познания;
2. Способствовать творческой активности детей;
3. Создать условия для формирования у детей познавательных умений;
4. Творчески перерабатывать информацию и самовыражаться в различных видах деятельности;
5. Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
Для родителей:
1. Знакомить детей с грибами в условиях дома (по компьютеру, по телевидению, по книгам).
2. Совершить семейный поход в осенний лес за грибами.
Предполагаемый результат:
1. Расширение знаний детей о грибах, их ценности для человека.
2. Приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
3. Дети узнают, какие грибы растут в нашем крае; какие грибы съедобные, какие ядовитые.
4. О применении грибов в кулинарии.
5. О значении грибов в жизни диких животных.
6. Воспитание бережного отношения к природе.
Этапы реализации проекта.
Этапы Содержание деятельности Цель Форма реализации Период
Организационный сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом Формулирование проблемы;
Выбор способа решения.
Интернет,
Методическая литература,
Беседы, продуктивная деятельность. 05.11.18.
Планирование деятельности реализация проекта. Провести мероприятия согласно плану Совместная и самостоятельная деятельность.
Сотрудничество с родителями. 05.11.18. –09.11.18
Заключительный Подведение итогов. Оценить результативность проделанной работы.
Мини музей «Грибы»,
Книжки – малышки «Моя сказка о грибах»,
Альбом «Грибы нашей местности». 09.11.18.
Этапы проекта:
Этапы Деятельность
дети родители педагоги
Организационный Беседы с детьми о грибах Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.
Подбор журналов, литературы для индивидуальной работы с родителями на тему «В лес за грибами».
Подбор художественной литературы
Подготовка материалов для творческой и продуктивной деятельности.
Создание развивающей среды по проекту
Планирование деятельности Самостоятельная и совместная творческая деятельность. Работа над проектом по плану Проведение совместной деятельности по плану.
Заключительный Оформление фотоальбомов «Грибы нашей местности» Творческие работы детей. Мини музей «Грибы»,
Книжки – малышки «Моя сказка о грибах».
План реализации проекта
Дата Совместная деятельность Свободная творческая деятельность Совместная работа родителей с детьми
Образовательная деятельность в режимные моменты Непосредственно – образовательная деятельность
05.11.2018 г. Беседа:
«Как не заблудиться в лесу».
Чтение:
А. Лопатина «Знакомство с грибами».
Загадки, пословицы о грибах.
Рассматривание иллюстраций «Виды грибов».
Пальчиковые игры:
«Пошли пальцы по грибы».
Занятие:
«В лес за грибами».
Физкульт. минутка:
«По грибы».
Сюжетно – ролевая игра «Готовим грибной суп для белочки». Д. И. :
«Собери грибы в корзинки», «Подбери шляпку к ножке».
П. И. :
«Ежик в лесу».
Эстафета «Соберем грибы».
Работа в центре ИЗО:
«Дорисуй и раскрась». Полезные советы для родителей. Прочитайте детям: «Почему грибы так называются? Откуда произошли их названия?»
06.11. Беседа:
«Где растут грибы?». Чтение:
Н. Павлова «Две сказки о грибах».
Работа с приметами и поговорками: «Когда с вечера дожди – утречком грибочков жди».
Пальчиковые игры:
«Пальчик – мальчик».
Загадки о грибах.
Лепка «Белый гриб».
Составление описательных рассказов по картинкам.
Работа в центре ИЗО:
Раскрашивание раскрасок по теме.
Д. И. :
«Грибная полянка», «Найди такой же гриб».
Пазлы: «Собери гриб».
П. И. :
«Поймай грибок»,
«Кто больше соберёт грибов».
Украшение бумажных силуэтов грибов (пальчиками и кистью).
Полезные советы для родителей: «Грибы в сказках, рассказах, картинках и заданиях для детей».
07.11. Беседа:
«Эти коварные двойники».
Рассматривание иллюстраций: «Ядовитые грибы», «Кому полезны не съедобные грибы».
Чтение:
Н. Сладков «Мухомор».
Работа с приметами и поговорками:
«Кто любит земле кланяться, без грибов не останется».
Рассматривание иллюстраций в детских книгах.
Загадывание загадок про грибы.
Разучивание стихотворения наизусть:
«Мухомор – красивый гриб, мухомор – целебный гриб».
Д. И. :
«Съедобные – не съедобные». «Можно – нельзя».
П. И. :
«У медведя во бору».
«Мухомор».
Конкурс:
«Съедобные – не съедобные». Работа в центре ИЗО:
По желанию детей.
Раскраска
«Грибы для белочки». Консультация для родителей: «В лес вместе с ребенком».
08.11. Беседа: «Особенности внешнего вида грибов». Чтение:
Сказка «Куда спрятались грибы».
Работа с приметами и поговорками:
«Кто пораньше встаёт, тот грибки в кузов кладёт».
Игра в мяч:
«Назови грибы».
Рассматривание иллюстраций по теме.
Аппликация «Мухомор». Сюжетно – ролевые игры: «Приготовим грибную икру для гостей».
Д. И. :
«Назови гриб и раскрась».
Сложи картинку (разрезные картинки).
Работа в центре ИЗО:
По желанию детей.
П. И. :
«Соберем грибы»,
«Раз, два, три, сыроежки (мухоморы, собери». Консультации для родителей:
«В союзе с природой».
09.11. Беседа:
«Грибы – особое царство природы».
Чтение: Н. Сладков «Хоровод грибов».
Работа с приметами и поговорками: «Если грибов уродилось мало, то зима будет снежная и суровая».
Рассматривание иллюстраций по теме.
Отгадывание
загадок:
«Доскажи словечко».
Рисование:
«Нарисуй любимый гриб». Работа в центре ИЗО:
Рисование, раскраски.
Д. И. :
«Четвертый лишний», «Один – много».
Малоподвижная игра:
«Мы по лесу шли, шли…»
П. И. :
«Озорные грибочки».
Настольная игра:
«Собери» - (пользуясь фломастером) съедобные
грибы в корзинку, а
не
съедобные оставь в лесу. Консультация для родителей:
«В лес по грибы и ягоды».
В результате реализации проекта:
- Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- съедобные и не съедобные грибы;
- какие блюда из грибов готовят люди;
- какую роль не съедобные грибы играют в жизни лесных жителей;
- приметы и поговорки о грибах и мн. др.
Пополнился словарный запас детей, появилось удовлетворение от проделанной работы по теме проекта. Расширились представления о лесных грибах, об их внешнем виде и особенностях съедобных и несъедобных грибов. Вызвать у детей радостное настроение,
Родители получили информацию по активизации и заинтересованности детей по теме проекта.
Появился интерес к образовательно – воспитательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.
Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Список используемой литературы:
1. "Зелёный дом", Москва, Просвещение, 1997 – 254с
2. Энциклопедический словарь юного биолога, Москва, Педагогика, 1986 – 352с
3. "Грибы, растения и люди" – Москва, Агропромиздат, 1986 - с. 208
4. Васильков и ядовитые грибы средней полосы европейской части России (определитель, 2-е изд., г. Санкт-Петербург, изд. "Наука" 1995 г., - 189 стр. ,
5. интернет – ресурсы.