Елена Иванова
Экологический проект для детей старшей группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
Актуальность темы:
В настоящее время заметно ухудшился экологический фон нашей среды из-за низкой экологической грамотности человека. В связи с этим, формирование экологического сознания следует начинать ещё в детском саду.
Публикация «Экологический проект для детей старшей группы „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное образование – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период нужно успеть вложить позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Ребёнок учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости. Художественно-творческая деятельность, рисунки о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в окружающем мире.
Паспорт проекта:
Тип проекта: познавательный, поисково-исследовательский
По количеству участников: групповой
По длительности: 03.07.17 – 31.07.17 краткосрочный
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Цель проекта:
формировать у детей представления о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
3. Воспитание бережного отношения к природе;
4. Развивать эмоциональную отзывчивость;
5. Развивать коммуникативные навыки.
Метод трёх вопросов.
Запуск проекта:
Как-то раз Владик пришел в детский сад с формикарием - муравьиной фермой. В нем находилась семья муравьёв. Владик так эмоционально и интересно рассказывал как они с мамой искали муравьёв на даче, как они за ними ухаживали перед тем как «поселить» в новом жилище, как муравьи делают своеобразные проходы, что многие дети заинтересовались и стали расспрашивать его о том, что едят муравьи, а кто ест муравьёв, а не опасны ли муравьи для других насекомых
Тогда и возникла идея рассмотреть тему «Насекомые» более подробно.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.
2. Вовлечь дошкольников в решении проблемы.
3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.
4. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей.
5. Обсудить план с родителями: о проведении и содержании возможных совместных мероприятий проекта.
6. Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада.
7. Собрать материал, информацию.
8. Дать домашние задания родителям и детям.
II. Деятельный:
1. Проведение намеченных мероприятий.
2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.
III. Заключительный:
1. Проведение намеченных мероприятий.
2. Самостоятельные творческие работы.
3. Сбор и обобщение материала, показ презентации - фотоотчёт по проделанной работе.
Дидактические игры:
Собери насекомое» из многоугольников;
«Четвёртый лишний»
Составление описательных загадок про насекомых.
«Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).
«Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
«Насекомые»
Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;
Кто, что умеет делать?»
Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.
«На полянке»
Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».
Социально- коммуникативное развитие:
Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».
Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.);
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
Физическое развитие:
Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
Физкультминутка «Кузнечики».
Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…»
Физкультминутка «Божьи коровки»
П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности)
П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).
П/игра «Поймай комара» (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).
Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)
Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание).
Чтение художественной литературы:
- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.
- Чтение и обсуждение произведений:
Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится» и т. д.
- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:
- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.
Художественно - эстетическое развитие:
Лепка «Стрекозы на лугу»;
Рисование «Домик муравьёв»;
Аппликация: «Божьи коровки»;
Оригами «Бабочки»;
Рисование на песке «Насекомые»
Нетрадиционное рисование:
«Медовые соты и пчелки» - пупырчатая пленка;
«Божьи коровки» – ватная палочка;
«Паучки в паутинке» – коктейльная трубочка
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов».
Инсценировка сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха»
Посещение планетария по теме "Насекомые"
Наблюдение за насекомыми на прогулке через лупу.
Чтение художественной литературы о насекомых, рассматривание их в книгах, энциклопедиях, плакатах.
Рассказывание о насекомых детям другой группы.
Игра «Ползучие, летучие, прыгучие», Игра «Угадай насекомое», Игра «Угадай, я покажу».
Оформление развивающей среды в группе и на уличном участке.
Работа с родителями:
Рекомендовали посетить выставку насекомых энтомолога А. Коршунова в Краеведческом музее Новосибирска.
Изготовление папки - передвижки «Безопасность в природе»;
Консультация «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых», «Если ребенок боится насекомых?»
Домашние задания: рассказать детям о пользе насекомых.
Приобретение в группу формикария – искусственного муравейника.
Участие в украшении окон вытынанками – насекомые.
Информация о выставке «Тропики в коробке» выставлялась в родительском уголке.
Результата проекта:
В результате нашей работы, дети узнали:
Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки.
Насекомые опыляют растения. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
У детей сформировался устойчивый интерес к наблюдениям в природе.
Повысился уровень экологической грамотности воспитанников.
У детей появилось стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
Вывод:
Воспитание у ребенка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе способствует формированию отзывчивой и гуманной личности.