Ольга Остапенко
Экологический проект «Насекомые малышки — наши меньшие братишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Остапенко Ольга Павловна, воспитатель МБДОУ № 105 г. Курска
Тип проекта : творческий, познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети средней группы компенсирующей направленности, родители, педагоги
Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Основная проблема проекта :
Публикация «Экологический проект „Насекомые малышки — наши меньшие братишки“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
формирование общего представления детей о насекомых, понимание и видение окружающего мира, эмоционально-ценностное отношение к живым существам.
Актуальность: Часто на прогулке дети ведут себя неадекватно по отношению к насекомым. Одни дети сажают жуков в коробочку. Другие просто топчут муравьёв ногами. Третьи, увидев жука, испуганно бегут к маме. Маленькие дети мало знают о насекомых. Наш проект позволит сформировать представления у детей о насекомых, их пользе или вреде; любовь и бережное отношение к ним.
Цель проекта : формирование представлений о жизни насекомых, характерных признаках, роли человека в жизни насекомых.
Задачи проекта :
1. сформировать у детей элементарные представления о насекомых : бабочке, муравье, пчеле, кузнечике, стрекозе, мухе, божьей коровке;
2. воспитывать бережное отношение к живому;
3. развивать эмоциональную отзывчивость;
4. развивать коммуникативные навыки;
5. формировать навыки исследовательской деятельности.
6. знать значение насекомых в природе и жизни человека.
Предполагаемый результат:
дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха);
иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
владеть обобщающим понятием «насекомые».
Перспектива распространения опыта: проект «Насекомые малышки - наши меньшие братишки» может использовать в своей работе каждый воспитатель, а также любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к общеобразовательным программам.
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
• знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук»,Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
• разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
• прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
• просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Сотрудничество с семьё й:
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
• Родители делают своими руками поделки, аппликации, книжки-малышки, участвуют в мастер-классе.
Взаимодействие со специалистами:
• Музыкальный досуг «Пчёлки - добрые подружки».
• Физкультурное развлечение «На полянке».
Продукт проектной деятельности : лэпбук «Веселые букашки», поделки, аппликации, книжки-малышки на тему :
«Удивительный мир насекомых».
Итоговое мероприятие: мастер-класс с родителями и детьми на тему: «Удивительный мир насекомых». Выставка поделок.
Планирование по реализации проекта :
Постановка проблемы:
Что мы знаем?
• Название некоторых насекомых
• Способы передвижения
Что хотим узнать?
• Особенности внешнего вида.
• Зачем нужны насекомые?
• Какую пользу приносят насекомые?
• Какой вред наносят насекомые?
Как узнать? Формы работы по реализации проекта
Разделы программы Виды детской деятельности
Физическая культура Утренняя гимнастика «Насекомые»
Бодрящая гимнастика «Жуки»
Здоровье Пальчиковая гимнастика
- «Пчела»
- «Божьи коровки»
- «Трудолюбивая пчелка»
Зрительная гимнастика
- «Муравьи»
Дыхательное упражнение
- «Отправь пчелку в полет за нектаром»
Безопасность Беседы:
- Осторожность на лугу
- Что делать, если ужалили пчела?
Социализация Беседы:
- Роль человека в жизни насекомых
- Какие насекомые первыми появляются после зимы
- Муравьи – санитары леса
- Кто такая стрекоза
- Мохнатый шмель
- Трудолюбивые пчелы
- «…Совсем как огуречик»
- Живые цветы (о бабочках)
- Клоп – солдатик
Дидактические игры (Приложение №1)
Труд Ручной труд:
- Изготовление из фантиков бабочек.
Труд на участке:
- Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения бабочек и пчел.
Познание Рассматривание альбома «Насекомые»
Просмотр фильма о жизни бабочек
Наблюдения:
- за бабочками,
- муравьиная тропа,
- за клопами-солдатиками,
- за шмелями,
- за стрекозами,
- за божьими коровками,
- за кузнечиками,
- какие цветы нравятся пчелам больше всего.
НОД:
- «Кто такие насекомые»
- «Удивительные букашки»
- «Стрекоза» (интеграция природы и лепки)
- «Бабочки» (интеграция природы и конструирования из природного материала)
- «Пчелы» (интеграция природы и ручного труда)
Коммуникация Вечер загадок о насекомых. (Приложение №2)
Сочинение сказок:
- «Лесные встречи»
- «Приключения бабочки Лили»
Художественное творчество Лепка из пластилина «Букашки на лугу».
Аппликация из бумаги в технике обрывания «Стрекоза».
Рисование насекомых в альбомах для раскрашивания.
Чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; «Тараканище».
Рассказы: В. В. Бианки «Приключение муравьишки», «Зелёный пруд», «Хвосты» (как муха себе хвост искала). В. Д. Берестова «Честное гусеничное», «Как найти дорогу», Михаил Пришвин «Голубая стрекоза».
Сказки: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про козявочку»,
Разучивание стихов о насекомых «Муравьишка», «Песенка жука», «Про бабочку»,
Пальчиковая гимнастика про насекомых,
Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Музыка Игровое упражнение «Гусеница»
Слушание Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»
Этюд «Пляска бабочек» муз Е. Тиличеевой
Пение «Не обижайте муравья» муз. Г. Гладкова, слова «В. Степанова
План реализации проекта
Этапы Мероприятия Участники
Подготовительный Родительское собрание по теме: «Природа глазами детей»
Подбор литературы о насекомых
Подбор картинок, фото с изображением насекомых
Воспитатели, родители
Основной Наблюдения на прогулке
Беседа: «Какие бывают насекомые»
Консультации «Как привить любовь к природе»
«Первая помощь при укусах насекомых»
Консультативные беседы по привитию интереса и бережного отношения к насекомым, заучивания стихов и чтение рассказов о насекомых дома. Родитель-ребё нок: создание папок с фотографиями насекомых, придумывания рассказов о насекомых.
НОД:- «Кто такие насекомые»
- «Удивительные букашки» (Приложение №1)
Продуктивная деятельность: лепка «Бабочка», рисование: раскрашивание картинок с изображением насекомых
Заключительный Выставка поделок, аппликаций, книжек-малышек.
Организация мини-выставки «Насекомые — любимые игрушки» Родители, дети, воспитатели
План работы с родителями
Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» (Приложение №2)
Родительское собрание по теме: «Природа глазами детей»
Подбор литературы о насекомых
Родитель-ребё нок: создание папок с фотографиями насекомых, придумывания рассказов о насекомых.
Выставка поделок, аппликаций, книжек-малышек.
Организация мини-выставки «Насекомые — любимые игрушки»
Проведение мастер-класса «Удивительный мир насекомых»
Изготовление лэпбука «Весёлые букашки»
Обобщение:
Наш проект помог сформировать у детей представления о насекомых, их пользе и вреде, воспитать бережное отношение к живому. Также удалось заинтересовать и включить в работу родителей наших воспитанников. В процессе подготовки проекта родители вместе с детьми выполняли творческую работу.