Екатерина Столярова
Экологический проект для старшей группы «Удивительный мир природы осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Столярова Е. В.
Паспорт проекта.
Тип проекта : познавательный, исследовательско-творческий, краткосрочный.
Продолжительность проекта : 2 недели (с 16.10. по 27.10.2017 г.)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта : расширять представления о осени, исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Экологический проект для старшей группы „Удивительный мир природы осенью“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
Актуальность проекта.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность детей. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного. Старшай возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Проект направлен на развитие экологического сознания детей и их родителей по оказанию помощи животному миру, формирование бережного отношения к миру природы.
Ожидаемые результаты :
- дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира;
- расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях;
- родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям.
Проект состоит из 3-х этапов.
1 Этап- Подготовительный:
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка тематических бесед, наблюдений на прогулке, подбор иллюстраций. Подбор методической, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок.
Составление календарно-тематического плана.
2 этап- Основной:
"Познавательное развитие"
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. Рассматривание иллюстраций об осени.
Ознакомление с природой :
- Тематические беседы "Птицы и мы", «Признаки осени», «Деревья и кустарники нашего края», «Грибы», «Животные нашего края», «Таблетки растут на грядке».
- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в октябре?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?».
1 неделя
"Формирование Целостной Картины Мира" (ФЦКМ)
1. Тема: «Осень в природе. «Грибы на лесной полянке».
Цель: Дать представления о лесных растениях, грибах (съедобные-несъедобные, ягодах. Учить отгадывать загадки про лесные деревья и кустарники.
2. Тема: «Лес-это богатство. Правила поведения в лесу».
Цель: Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания детей о природе.
2 неделя
1. Тема: «Признаки осени»
Цель: Обобщить представления о характерных признаках трех периодов осени : ранняя, золотая, поздняя.
2. Тема: «Животный мир нашего края»
Цель: Систематизировать знания детей о жизни диких животных; воспитывать бережное отношение к природе.
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование (1 неделя)
1. Тема: Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчелы»
Цель: развивать навыки рисования красками.
2. Рисование декоративное по мотивам народной росписи
«Золотая хохлома и золотой лес».
Цель: познакомить детей с «золотой хохломой», учить рисовать узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. Развивать технические умения. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
2 неделя
1. Рисование с натуры
Тема: «Осенние листья» (краски осени).
Цель: учить детей рисовать осенние листья с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивая акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита).
2. Тема: «Золотая осень»
Цель: продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, изображать листья губкой. Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом). Правильно располагать сюжет на бумаге. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Аппликация
Аппликация обрывная с элементами декоративного рисования
«Золотые березы»
Цель: вызвать у детей интерес к изображению осенней березки по мотивам лирического стихотворения. Учить детей сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны и стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками. Развивать чувства цвета и композиции.
Лепка
Лепка декоративная рельефная «Листья танцуют и превращаются в деревья».
Цель: вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции.
"Речевое развитие"
1 неделя
1. Тема: «Прогулка в лесу» (составление рассказов по картине).
Цель: учить детей рассказывать по картине и по ее фрагментам. Расширять словарный запас за счет глаголов и прилагательных, раскрыть смысловое понятие «лес». Ввести в словарь детей слова: хвойный, лиственный, смешанный. Учить составлять предложения из 2-3 слов. Воспитывать бережное отношение в лесу.
2. Тема: Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».
Цель: продолжать упражнять детей в умении быть вежливым. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.
2 неделя
1. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.
Цель: закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой.
2. Тема: Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Цель: Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой, помочь понять ее смысл.
Составление описательных рассказов по картинам, иллюстрациям, фотографиям (рассматривание картины Серова «Октябрь»)
Музыка
Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание песен об осени.
"Социально-коммуникативное развитие"
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Чей хвост?», «Парочки» (птицы).
"Домашние и дикие птицы", "Угадай кого не стало",
Словесная игра : «Какая бывает осень»
"Физическое развитие"
Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайцы в лесу», «Волк во рву», «Зайцы и волк», «Воробушки и автомобили», «Кот и воробьи».
Пальчиковая гимнастика, физминутки.
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья»,
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Листопад», В. Головкин «Сорняк», рассказ «Осень» Г. Скребиский, В. Бианки «Рассказы о животных».
Работа с родителями:
Цель:познакомить родителей с целью и задачами проекта. Заинтересовать родителей.
Экскурсия с детьми в природу "Наши пернатые друзья"
В каждом из нас живет естественное желание заботиться о братьях наших меньших. Мы взрослые должны помогать в этом своим детям. Проявляя сочувствие к птицам, мы можем помочь пережить им суровые погодные условия. Конечно, мы не спасем всех птиц, но поможем многим! Мы помогаем птицам, а они помогут нам.
Заключительный этап
Выставки детских работ.
Показ презентаций «Удивительный мир природы осенью».
Экологическая викторина «Осень».