Ольга Воловая
Экологический проект для детей старшей группы «Животные в нашей жизни»
▼ Скачать
Краткая аннотация
Проект «Животные в нашей жизни» направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека, на бережное отношение к домашним животным. Данный проект открывает удивительный мир домашних животных. Он способствует размышлению о взаимоотношениях людей и животных, то есть мы для них или они для нас. Помогает ответить на вопросы: Какое место в нашей жизни занимают домашние животные? Что домашние питомцы приносят в нашу жизнь? Что мы можем дать домашним животным? И на многие другие вопросы.
Публикация «Экологический проект для детей старшей группы „Животные в нашей жизни“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Проведенная работа позволит развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Актуальность
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс.
Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ.
Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни животных.
Домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Дети, проживающие в городе в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака. А какие еще есть домашние животные? В каких условиях они живут, какую пользу приносят человеку, кто их детёныши, чем питаются? Для решения данной проблемы возник проект «Животные в нашей жизни».
Цели проекта : создание условий в образовательном учреждении для формирования у дошкольников экологических представлений о домашних животных.
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека;
2. Привить детям любовь и бережное отношение к животным;
3. Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, обогащать словарный запас детей;
4. Совершенствовать творческую деятельность у детей.
Вид проекта : информационно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Ожидаемые результаты:
дети познакомятся с различными домашними животными и их детёнышами;
дети узнают, что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет);
дети узнают, чем питаются домашние животные;
дети узнают, какую пользу приносят домашние животные людям;
дети научатся ухаживать за домашними животными;
дети будут использовать в речи названия домашних животных и их детёнышей, частей их тела, действий;
дети узнают, как говорят домашние животные, и уметь различать их по голосу;
дети будут бережно, относиться к животным.
Реализация мероприятий проекта велась поэтапно
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (2 дня)
Работа с родителями
• Анкетирование родителей «Ваши домашние животные»;
• Оформление родительского уголка:
- Объявление о фотовыставке «Я и мои друзья»;
- Объявление о создании совместного макета «Наша ферма».
Работа с детьми
1. Подборка художественной литературы:
Сказки: «Сказка о козе лупленой», русская народная сказка «Кот - серый лоб, козел да баран»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал»; К. Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»;
Стихи о домашних животных;
Пословицы и поговорки о домашних животных;
Загадки про домашних животных;
Физминутки: «Корова», «Козочка», «Кошка», «Котик» и т. д. ;
Пальчиковая гимнастика: «Два козлика», «Поросята» и пр. ;
Считалки: «Шла коза по мостику», «Конь ретивый», «Свинка ходит по бору»;
Дидактические игры: «Я знаю 5 названий домашних животных», «Кто как говорит», «Что ты будешь делать», «Корова с теленком», «Накорми животное», «Третий – лишний», «Животное домашнее или дикое?», «Малыши ищут маму»; «Назови домашних птиц», «Узнай, чей силуэт»;
Подвижные игры: «Мышеловка», «Кот и мыши», «Котята», «Лохматый пес», «Лошадка», «Воробышки и кот» и т. д.
2. Сформулированы проблемные вопросы:
Как мы бы жили без домашних животных?
Зачем держать в доме животных?
Зачем человек приручил животных?
Живут в доме - значит домашние?
Верные друзья или помощники?
Как ухаживать за домашними животными?
3. Сформулированы образовательные вопросы:
Каких животных можно назвать домашними?
Каких животных можно держать дома?
Какова роль домашних животных в жизни людей?
4. Подборка наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек животных.
ОСНОВНОЙ ЭТАП (7 дней)
Работа с родителями
• Привлечь родителей к сбору информации о домашних животных для создания лэпбука (творческие задания для родителей и детей);
• Принести фотографии детей с домашними животными.
Работа с детьми
Познавательное развитие • НОД «Домашние животные», цель – продолжать знакомить детей с домашними животными, закреплять названия домашних животных и их детенышей.
• НОД «Домашние птицы», цель – уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, название их детенышей.
• Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили», цель – воспитывать у детей бережное отношение к животным.
• Чтение сказки «Козленок, который умел считать до 10», цель – упражнять в счете в пределах до 10 с помощью сказки.
• Викторина «Домашние животные», цель – закрепление знаний детей о домашних животных;
Речевое развитие • Разучивание стихотворения «Домашние животные», цель – практиковать в разучивании стихотворения, развивать речь.
• Пересказ рассказа В. Сутеева “Три котёнка”, цель – учить пересказывать рассказ с опорой на сюжетные картинки.
Художественно-эстетическое развитие • НОД Аппликация «Курочка», цель – закрепить знания детей о курочке, внешнем виде; развивать умение работать в технике обрывной аппликации.
• НОД Рисование «Усатый-полосатый», цель – учить передавать в рисунке образ котенка, закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками.
• НОД Рисование «Роспись петуха», цель – учить детей расписывать петушка по мотивам дымковского орнамента.
• Конструирование из бумаги «Цыпленок», цель – закрепить знания детей о цыплятах, их внешнем виде, продолжать учить детей делать поделки из бумажных цилиндров.
Социально-коммуникативное развитие • C/ р игры: «Ветеринария», «В зоомагазине», цель – развивать умение подбирать атрибуты для игры, воспитывать любовь к животным и желание ухаживать за ними, воспитывать уважение к профессии ветеринара.
• д/ и: «Кто как говорит?», «Что ты будешь делать?», «Корова с теленком», «Накорми животное», «Третий – лишний», «Животное домашнее или дикое?», «Малыши ищут маму»; «Назови домашних птиц», «Узнай, чей силуэт», цель – закреплять знания о домашних животных и птицах, развивать логическое мышление, воображение, обогащать словарный запас.
Физическое развитие • п/ и с бегом: «Кот и мыши», «Птички и кошка», «Лохматый пёс»
• п/ и с прыжками: «Воробышки и кот» цель – развивать двигательной активности детей с помощью игры, героями которых являются животные.
• Пальчиковая гимнастика: «Маша каши наварила», «Петушок», «Тише, тише…», «Домашние животные», «Кто в деревне живет» и т. д. цель – развивать мелкую моторику и речевые способности детей данного возраста.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП (1 день)
Работа с родителями
• Фотовыставка «Я и мои друзья»;
• Макет «На ферме»;
• Лэпбук «Домашние животные и птицы»;
• Памятки для родителей.
Работа с детьми
1. Оформлена фотовыставка «Я и мои друзья», цель - показать детям, родителям, педагогам разнообразие домашних животных, воспитывать бережное отношение детей к животным;
2. Макет в группе “Наша ферма”, цель – развивать воображение и творческую самостоятельность у детей;
3. Лэпбук «Домашние животные и птицы», цель – систематизировать знания детей по данной теме, развивать речь, мышление, воображение, любознательность, обогащать словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к животным.
Выводы:
Участники проекта провели интересную работу: они узнали, сколько семей в их группе имеет домашних животных и каких; какие виды домашних питомцев наиболее популярны в семьях; какие домашние животные чаще всего являются героями русского фольклора; что нужно делать, чтобы нашим питомцам жилось хорошо; что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль.
В результате проведенной работы мы отметили развитие у детей интереса к представителям животного мира – домашним животным. Активное включение родителей в педагогический процесс.
Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
Практическая значимость проекта
Метод проектной деятельности является эффективным, позволяющим решить проблему развития творческих способностей детей. В ходе проекта мы получили продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Собранный материал может быть использован для дальнейшей работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром.