Фирсова Светлана Николаевна
Экологический проект «Лекарственные растения Курского края» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
по теме: «Лекарственные
растения Курского края»
в подготовительной группе детского сада
Срок: краткосрочный.
Тип: познавательный
Проблема: малое количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного края, поэтому решено было углубленно изучить с детьми этот вопрос.
Публикация «Экологический проект „Лекарственные растения Курского края“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Курская область, курск
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность: проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, понимание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Именно с ранних лет закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения Курского края».
Цель проекта :
Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений Курской области, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
1. Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их строении, внешнем виде, ценности для здоровья, правил пользования.
2. Познакомить с разнообразием целебных растений, с правилами их сбора и хранения.
3. Пополнить словарный запас, расширить знания о лекарственных растениях.
4. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природе родного края.
Методы исследования:
• исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
• наглядные: рассматривание растений, иллюстраций,
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
• практические: рисование, сбор лекарственных трав, оформление альбома.
Участники проекта :
• -дети старшей группы (6-7 лет,
• -воспитатели,
• -родители,
Планируемый результат:
дети должны знать:
• виды лекарственных растений, способы их сбора и применения;
• стихотворения о лекарственных растениях;
• Значение лекарственных растений в жизни человека.
Дети должны уметь:
• отличать лекарственные растения от других видов;
• - соблюдать правила поведения в природе;
• - проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений своей местности;
• - элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями.
Содержание проекта :
I этап (подготовительный)
1. Подбор литературы: методической, детской.
2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.
3. Подбор демонстрационного материала.
4. Определение тематики бесед с детьми:
5. Определение тематики проблемных вопросов:
6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
8. Подбор оборудования.
9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях Курского края.
II этап (практический)
1. Беседа «Лекарственные растения Курского края»
Цель: выявить уровень знаний детей о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.
2. Дидактическая игра
«Съедобное – несъедобное».
Цель: закрепить знания детей о
ядовитых и лекарственных растениях.
3. Дидактическая игра «Определи по запаху».
Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.
4. Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
5. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»
Цель: обогащать знания детей о мире лекарственных растений, развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
6. Экскурсия по территории детского сада.
Цель: познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений, способами их сбора.
7. Наблюдение «Строение растения»
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
8. Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: закреплять знания детей о том, какие части растений используются для лечения.
9. Дидактическая игра «Третий лишний».
Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека.
10. Дидактическая игра
«Две корзины»
Цель: учить детей отличать
и классифицировать растения.
11. Рисование «Мать – и - мачеха».
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления, полученные от занятия.
12. Объемная аппликация «Одуванчик»
Цель: учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
III этап (заключительный)
1. Оформление гербария «Лекарственные растения Курского края» (с помощью родителей)
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
2. Дидактические игра «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.
Цель: включение родителей в работу по проекту, процесс экологического воспитания детей.
4. Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)
Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях.
Итоги проекта :
В ходе реализации проекта «Лекарственные растения Курского края» детям давалось необходимое колличество знаний о пользе и значении целебных растений для человека. При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.
В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье, критерием оценки проекта явилась, что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащён опыт детей в уходе за растениями, методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
Вывод:
Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.
Был собран материал о лекарственных растениях нашей области. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям.
В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста, так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.