Наталия Ситникова
Проект «Лекарственные растения Липецкой области»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный, творческий, продолжительный, фронтальный.
Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Образовательные области :
1. Познание
2. Коммуникация
3. Чтение художественной литературы
4. Здоровье
5. Безопасность
6. Художественное творчество
7. Социализация
Актуальность:
Публикация «Проект „Лекарственные растения Липецкой области“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Липецкая область, город Липецк
- Природа Липецкого края
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они помогают нам дышать.
В ходе беседы о растениях их роли в нашей жизни у детей возник вопрос, могут ли растения еще чет –то нам помочь?
Цель:
1. Закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
2. Развивать игровое творчество, смекалку.
3. Воспитывать бережное отношение к растениям.
4. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.
Задачи образовательных областей :
1. Познание:
Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами.
Обогатить представление детей о многообразии лекарственных рас-тений на территории Липецкой области.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, ви-деть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
2. Коммуникация: развивать умение делового общения со сверстни-ками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
3. Чтение художественной литературы: обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора, литера-турной прозы и поэзии.
Обеспечивать совершенствование умений художественно- речевой дея-тельности.
4. Здоровье: формировать представление о здоровье, о мерах профи-лактики. Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуациях
5. Безопасность: развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям в природе.
6. Художественное творчество: активизировать у детей проявление эстетического отношения к природе.
7. Социализация: создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать свою точку зрения, умение ее аргументировать.
Основные направления реализации проекта :
Дети: Собрать фотографии, картинки с изображением лекарственных растений, загадки, стихи, рассказы о лекарственных растениях.
Для педагогов: Отобрать нужную информацию, разучить стихи и песни с детьми. Организовать деятельность детей и родителей по группам.
Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием ле-карственных растений, изготовление газеты «Бабушкины рецепты», помощь в подборе информации.
Предварительная работа:
Музыкальный руководитель - подбирает песни, музыкальные игры, связанные с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями - перед началом работы по проекту рассказываем родителям о целях и задачах, стараемся убедить их в необходимой помощи, серьезно относиться к исследованиям детей.
Проводим беседу о лекарственных растениях. Цель - выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.
Разделить группу из 30 детей на три рабочие подгруппы
1 подгруппа Сбор фотоматериала, иллюстраций с изображением лекарст-венных растений (с описанием). Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением (Именная книга, которая иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.
2 подгруппа. Оформление выставки «Наши зеленые друзья» Рисунки детей
3 подгруппа. Разучивание песен и стихотворений.
Обеспечение: Тетради и альбом для оформления результатов наблюдений. Карандаши, фломастеры. Фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений. Высушенные растения и их плоды. Оборудование для приготовления салата и чая, посуда для дегустации.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта дети должны ответить на следующие вопросы: Какие лекарственные растения, произрастающие вы знаете? Используют ли в вашей семье лекарственные растения? Когда и с какой целью? Какие правила сбора лекарственных растений нужно знать? Нуждаются ли лекарственные растения в охране? Тем самым в ходе проделанной работы у детей сформируются представления о лекарственных растениях Липецкой области. Будут закреплены знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.
Содержание:
Чтение литературных произведений. Чтение отрывков из рассказа “Огород на опушке” А. Стрижева. Чтение А. Онегова “Тропинка полевая”, Ю. Дмитриева “Кто в лесу живет и что в лесу растет”, Н. Павловой “Загадки цветов”, А. Плешакова “Зеленые страницы”, Сказка про лекарственные растения и др. Заучивание загадок и стихов о растениях.
Беседы.
Беседа «Зеленая аптека» Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.
Растения могут быть опасными. Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных., отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а также с изображением вредных для здоровья человека растений.
Непосредственно образовательная деятельность: «Лекарственные растения – средства оздоровления человека»
Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные растения, гербарий лекарственных растений нашего района, чайник, стаканы, пакетики с лекарственными растениями, горячая вода.
Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание, приготовление травяных лекарственных напитков.
Наблюдение «Наш верный друг- подорожник»
Цели: познакомить детей с лекарственным растением- подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: наблюдение проводится на участке детского сада, где растет подорожник.
Дидактические игры.
«Вершки – корешки» – в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу. Материал: засушенные лекарственные растения (ромашка, крапива, подорожник, душица).
«Узнай растение»– упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху. Материал: разные виды лекарственных растений (душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел)., отдельные части лекарственных растений (стебель, корень, листья).
«Определи по запаху» (мята, душица и др.)- упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях. Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки. Действия: дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют, какое растение находится в мешочке.
Художественное творчество
«Одуванчик» - объёмная аппликация. Цель: учить детей передавать харак-терные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
«На лугу» - рисование. Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии на луг.
«Наш друг – подорожник» - рисование. Цель: учить детей передавать в рисунки характерные особенности данного растения : большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
Совместная деятельность с детьми и родителями:
Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений. Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв.
Опыты.
Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные при-чины явлений экспериментальным путем.
1. “На участке ищем полезные растения”
2. “Где лучше посадить растения?”
3. “Наблюдаем, как растет подорожник” (Зарисовать)
4. “Высадка мяты ”
Прослушивание музыкальных композиций.
Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей. Ю. Антонов “ Не рвите цветы”, В. Моцарт “Цветы”, П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”, Ю. Чичков “Волшебный цветок”, «Это называется природа” М. Протасов “Одуванчики”
Продукт проектной деятельности : Фотогазета «Наши зеленые помощники».
Презентация проекта : Экологическая викторина «Лесная аптека на службе человека" : Экологические викторины: “Знатоки целебных трав” “Лекарственное растение нашего региона” “Планета целебных растений” “ Растения- помощники человека”
Реализация проекта
Письмо лекарственному растению (по выбору детей)
на тему: «Давай дружить».
Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.
Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
Письма лекарственным растениям. «Ты очень красивый цветок, потому что ты – ландыш. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а еще буду тебя поливать». Саша
«Одуванчик, ты похож на солнышко, а оно теплое и ты теплый. Я тоже зимой не мерзну. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться, мама моя тоже будет» Никита
«Ты очень жгучая - крапива, наверно у тебя мало друзей. А вот если мы будем с тобой дружить, ты перестанешь «кусаться» Леша
Сказка про лекарственные растения
Эту сказку про лекарственные растения однажды я услышала в лесу, когда решила немного отдохнуть после долгого похода за грибами. Ко мне на рукав приземлилась Божья Коровка в нарядном платьице, и на ушко поведала интересную историю. Кстати, эта история не, только, интересная, но и полезная, она рассказывает о некоторых растениях, которые можно использовать при болезнях. Надеюсь, что первое знакомство с такими растениями будет полезно и Вам, дорогие дети, тоже.
В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.
Он из дома спозаранку выбегает с веником
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.
А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.
От волнения сова перепутала слова:
Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"?
Где же "Скорощь помая", спасите насекомое!
Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают зверобой.
Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь -
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.
Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев -
Предложил бы львиный зев.
На спине у ёжика
Листья подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!
Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, кто черникой,
Кто сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал, как помочь?.
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
- Я, друзья, не ябеда,
Только Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.
А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!
Муравей пощиплет травку
И попьет Цветочный мед.
Значит дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины
От брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья.
Лекарственные растения
Я сегодня услыхала
Жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой
Разбирались, кто же прав:
Кто кого из них полезней,
Кто от всех спасёт болезней,
«Я черники много лучше», -
земляника говорит,-
Хоть расту в лесу дремучем,
Улучшаю аппетит,
Ещё жажду утоляю,
И желудку помогаю,
Мой лекарственный настой
От простуд рецепт простой.
Я давление снижаю,
Биться сердцу помогаю,
Раны быстро заживлю,
Коже молодость продлю!»
Возразила ей черника:
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я
На сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко
В крови сахар у людей
Обладаю я уменьем
Лечить горло у детей
При гастрите и колите
Мой настой поможет всем
При ожогах, стоматите,
Всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце
Не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе
Искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали,
Только стеблями качали:
Говорили, что они
И полезны, и нужны.
И багульник, и душица,
Клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец,
И фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей
Лишь лекарственный шалфей.
Он сказал: «Все вы полезны,
Вы - лекарства для людей,
Помогаете от болезней,
Только каждый от своей.
Спорить быстро перестаньте,
И не тратьте время зря,
А в дорогу собирайтесь:
Ждёт вас каждая семья!»
1.
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
2.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
3.
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
4.
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
5.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
6.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
ответы:
1. Боярышник.
2. Календула.
3. Шиповник.
4. Клевер.
5. Одуванчик.
6. Подорожник.
Как необъятна даль степная,
Как неоглядна ширь полей,
Пою любовь к родному краю,
К любимой родине моей.
Здесь даже малая травинка,
Полезной будет нам всегда,
Земля, богатства раскрывая,
Нам всё расскажет не тая
Воспитатель – Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, диво дивное… А ведь чудес и вокруг полным - полно! Вот одно из них у дороги, или рядом с домом, или в рощице. Присмотрись повнимательнее, и тебе откроются чудеса.
Вот и мы, ребята, отправимся сегодня искать чудеса рядом с нами, да не простые чудеса, а лекарственные.
- А почему чудеса называют лекарственными?
(Ответы детей).
- А где берём лекарства? (ответы детей).
Воспитатель Ребята, а когда я была маленькая, мне бабушка, случалось, говорила: «Пойду, внучка, сорву лекарство на грядке». Я долго не могла понять, о чём она говорит. А вы, ребята, поняли? (ответы детей).
Воспитатель - Теперь – то я знаю, что это за лекарства. Хотите, я и вас с ними познакомлю?
Рассказ – легенда.
- Давным – давно жил дедушка Травень. Звали его так потому, что он знал и любил травы, цветы, деревья. А многие из трав помогали лечить людей. Но вот однажды позвал дедушка ветер и повелел разнести семена и корешки лекарственных трав по всей земле, всем людям, чтобы каждый смог сам себе помочь. Когда это было – помнят только широкие степи да крутые горы, а травы и до сих пор живут рядом с человеком.
3. «Зелёная аптека» рядом с нами.
Воспитатель - Ребята, а как вы думаете, в нашем городе есть лекарственные травы? (ответы детей).
- Давайте совершим путешествие, а в дорогу с собой возьмём смекалку и находчивость.
Ребенок. – Белое платье, серёжки, как слёзки, Так наряжаются только (берёзки).
Воспитатель Красавица – с этим никто спорить не будет. И дерево удиви-тельное – можно весь свет обойти – нигде такого растения не встретишь. Издавна отвары из берёзовых почек исцеляли многие болезни. Они успокаивали боль, заживляли раны. А берёзовый веник в бане все хвори из больного человека выгонит.
- А где вы видели это дерево? (в парке)
– Воспитатель Итак, наша остановка – парк и мы продолжаем пу-тешествие. - А знаете ли вы, ребята, какое дерево называют птичьей крепостью? Это боярышник. У боярышника колючки крепче ястребиных когтей – длинные, острые. Крупной птице через кустарник не пробраться. Из плодов боярышника варят варенье, а настой из плодов и вкусен, и целе-бен. Целебны не только плоды, но и цветы, и бутоны, и листья боярышника – все они используются для приготовления различных лекарств.
Ребенок В кружевах листвы горят алые рубины,
Отвести не могут взгляд дети от… (рябины).
Воспитатель В любое время года рябина хороша. То в белых цветах, то в красных гроздьях ягод. Плоды рябины очень богаты витаминами. Они не засыхают, не гниют, даже мороз им не страшен. Их и свежими едят, и варенье варят. А ещё ягоды и листья давно используют в народной медицине.
Ребенок – Зимний корм и витамины
Птицам – ягоды… (калины).
Воспитатель – Когда-то был такой обычай: на свадебном пиру перед женихом и невестой ставили букет калины. Она считалась символом кра-соты, благополучия и счастья. Но главное, что дарит кустарник,- лекарства, которые готовят из горьковатой коры. Плоды калины тоже используют при многих болезнях. Даже пережаренные косточки – семена используют в качестве заменителя кофе.
физминутка - Игра «У медведя во бору».
Воспитатель Мы не зря вспомнили медведя. Из далё кого леса он прислал нам загадку:
- Чтоб спасти вас от кашля и хрипа, Цвет свой лечебный дарит вам … (липа).
-У каждого времени года есть свой запах. У лета много запахов, но самый прекрасный – запах цветущей липы, прекрасного медоноса. Светло- жёлтый липовый мёд – вкусный, ароматный и лечебный. А липовый цвет – отличное средство против простудных заболеваний.
Ребенок А у меня во дворе растёт замечательный цветок. Мама называла его «ноготком», но почему – не знаю.
Воспитатель – Правильное название цветка «календула». В народной медицине календулу используют в виде настоя, им можно помазать даже и ссадины. А ещё рядом с нами во дворах, на лужайках есть трава с тысячей лепестков - тысячелистник. Это трава от тысячи болезней.
-Шиповник – прадедушка розы. Шиповник копилка витаминов. Завари чай, пей на здоровье, да и прибавляй здоровья. А маслом ранки полечим да горлышку дадим облегчение.
Ребенок - «Мы гадали Машке в поле на… (ромашке).
Сейчас мы с вами сами сделаем ромашку (изготовление поделки – сборка цветка из заготовок).
Ромашка незаменима при ожогах, ангине, ушибах.
Ребенок - «Есть у бабочки диванчик ярко – желтый… (одуванчик).
Листья одуванчика хороши в весенних салатах, из цветков варят варенье, а эликсир применяют при различных заболеваниях.
Ребенок. – Сама холодная, а людей жжёт. (Крапива)
Воспитатель – Ну кому не знакома эта жгучка? Лучше к ней не подходить. Но эта злюка даже очень полезна. Она и кровь может остановить, и простуженное горло вылечить, и насытить организм витаминами. А весной из неё можно и борщ приготовить, и салат.
А сейчас вам задание. Внимательно посмотрите на оставшиеся растения. Может кто – то расскажет о них что – нибудь интересное? (ответы детей). Расспросите дома об этих растениях поподробнее.
4. Итог
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вы запомнили о «зелёных лекарях»? Узнаете ли вы их теперь?
Растения могут быть опасными
Самое главное, что должны усвоить дети дошкольного возраста - растения и их плоды нельзя пробовать на вкус без разрешения взрослых. Этот запрет относится к любым растениям - и известным ребенку, и неизвестным. Вредных растений не существует. То, что вредно и опасно для человека, нередко полезно для некоторых животных. В природе все целесообразно. Большинство растений, которые мы называем лекарственными, могут быть ядовитыми, если не знать, как их использовать. Например, пастушья сумка. У этого растения листочки, похожие на листья одуванчика, расположены в самом низу тонкого упругого стебля, на верхушке расположены мелкие белые цветочки. Весь стебель унизан плодами - трехгранными струночками, похожими на сумку. Вот эти-то семена, расположенные в стручках, и небезопасны - они могут вызвать отравления. Опасным для детей может быть и лютик, который легко узнать по ярким желтым цветам. Во всех частях этого растения - в цветках, в стебле, листьях и корне - содержатся сильные раздражающие вещества, способные вызывать различные воспаления. Поэтому важно учить детей во время прогулок наблюдать за растениями, а не рвать их. При попадании в рот опасными могут быть водосбор и аконит, они тоже содержат алкалоиды, которые могут вызвать отравление и раздражение. Опасность для детей представляет и обычный мак. В начале лета его коробочки содержат белый млечный сок (семена, то есть маковые зернышки, созревают ближе к осени). Млечный маковый сок содержит вещества, способные вызвать отравление.
Чистотел - высокий, в метр высотой, куст с ярко-желтыми цветками из 4 ле-пестков. Листья чистотела сверху зеленые, снизу сизоватые. Растет чистотел вдоль заборов, на пустырях, в оврагах. Это растение оправдывает свое название - его сок добавляют в косметические кремы, отвар используют для ванн. Но детям рвать его не следует: на месте слома тут, же выделяется желто-оранжевый сок, способный при попадании на кожу вызвать сильное раздражение.
Всем прекрасно известна пижма. Детям ни в коем случае нельзя пробовать ее на вкус - как и большинство лекарственных растений, пижма ядовита.
Теперь несколько слов о плодах некоторых лесных растений. Еще раз обратите внимание детей на то, что при прогулке по лесу, лугу ни в коем случае нельзя ни срывать, ни пробовать на вкус никакие растения, ягоды, плоды, как бы привлекательно они ни выглядели.
Вот, например, плоды купены. Купена растет в траве под дубами, у нее длинный стебель, с крупными, овально вытянутыми листьями, с небольшими зеленовато-белыми цветками, расположенными в пазухах каждого листа. В августе на месте цветков появляются голубоватые ягоды. Они ядовиты.
Ядовитыми являются и плоды ландыша. Все знают, как выглядят листья и цветы этого лесного растения. В июле-августе на месте цветков созревают плоды - ярко-оранжевые круглые ягодки. Выглядят они аппетитно, но очень ядовиты. Ландыш является лекарственным растением, но лекарство, изготовленное из него, принимают только под контролем врача.
А у вороньего глаза ядовиты не только ягоды, ядовито все растение - и ягоды, и листья, и стебель, и корневище. Кстати, черная его ягода, расположенная в центре розетки крупных плотных листьев, действительно напоминает вороний глаз.
Очень зло глядит на нас. Из травы «вороний глаз». Посмотрите, даже вид. Этих ягод ядовит. В. Кожевников
Всем хорошо знаком борщевик. Он часто встречается на лесных опушках, вдоль шоссейных дорог. У него высокий (до 2 метров) и толстый стебель, полый внутри, ребристый. Наверху стебля большой зонтик из белых цветочков. Листья у борщевика крупные, рассеченные на несколько пластин. Главная опасность этого растения заключается в листьях, одно прикосновение к которым может вызвать тяжелые ожоги, которые заживают долго и трудно.