Ольга Крохина
Экологический проект «Календарь природы в нашей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : экологический, исследовательский, долгосрочный
По продолжительности: 2 месяца
Возраст детей: 4 года
Образовательная область: «Познание». Ребенок открывает мир природы.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность».
Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект „Календарь природы в нашей группе“» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Проекты, проектная деятельность
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.
В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.
Цель проекта : пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним.
Задачи:
- Сформировать у детей элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
-Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе;
- Учить наблюдать, экспериментировать и делать выводы.
- Развивать интерес к явлениям и объектам природы.
-Пополнить развивающую среду в группе.
Организация уголка природы способствует :
развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира;
формированию элементарных экологических представлений;
воспитанию умения вести себя в природе;
воспитанию любви к природе и желанию беречь ее.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- Дети знают взаимосвязь в природе, бережно относятся к живым объектам природы : животным, птицам, насекомым и т. д.
- У детей развит интерес к явлениям и объектам природы.
- Дети умеют наблюдать, экспериментировать и делать выводы.
- Пополнена развивающая среда в группе.
- Повышена экологическая культура родителей и педагогов, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Пути реализации проекта
Этапы
проекта Содержание работы с детьми Взаимодействие с родителями
1 этап
подготовительный 1. Составление плана работы по проекту.
2. Сбор, накопление материала.
3. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
4. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
5. Создать проект экологического уголка в группе. - Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
-«Круглый стол» с участием родителей и детей.
-Изготовление кормушек для птиц совместно родители и дети.
- Участие в подборе литературы по проблеме.
2 этап
основной 1. Подготовка консультаций по теме для родителей «Игры экологического характера», «Наблюдаем за природой всей семьёй»
2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.
3. Разработать картотеку наблюдений на прогулке в средней группе за живой и неживой природой.
4. Разработать план схемы составления рассказов по временам года.
5. Подбор пословиц и поговорок о временах года.
6. Подбор стихов о временах года.
7. Подбор картинок на тему праздники
8. Картотека бесед экологического характера.
9. Подбор картинок на тему забавы детей в разное время года
10. Подбор экологических сказок для детей. - Участие в подборе дидактического материала.
- Развешать кормушки для птиц на участке совместно с детьми.
- Рекомендовать родителям наблюдать и фиксировать наблюдения
- Консультация для родителей
«Наблюдаем за природой всей семьёй»
- Консультация для родителей
«Игры экологического характера»
3 этап
заключительный 1. Обобщение материалов проекта.
2. Создание уголка природы в группе.
3. Призентация проекта на педагогическом совете.
4. Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Презентация уголка природы для родителей
Заключение.
Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.
Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.
В будущем данный проект поможет воспитателям достичь хороших результатов в своей профессиональной деятельности. Полученные знания, дадут возможность свободно работать в сфере дошкольного образования.
Практическая значимость проекта состоит в том, что в нем подробно разбирается содержание и требования к построению образовательной деятельности в детском саду, что поможет воспитателям достигать наивысших результатов в профессии.
Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.
Список используемой литературы:
-Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
-Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
-Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
-Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
-Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
-Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
-Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
-Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.