Анна Еремеева
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Дети за раздельный сбор мусора!»
Тип проекта
По содержанию — познавательно – исследовательский.
По числу участников – групповой.
По характеру контактов – в рамках МБДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов.
Сроки реализации:
Среднесрочный - 6 месяца (июль - январь 2020 г.).
Участники проекта :
• Воспитатели группы: Еремеева А. В., Грачева Е. В.
• Дети подготовительной группы №3
• Родители
Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста „Дети за раздельный сбор мусора!“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. Проблема мусора огромна, с ней мы ежедневно сталкиваемся в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и воспитанники дошкольных групп не исключенье. С 2019 года в Нижегородской области реализуется проект «Люди вместе, мусор раздельно». Мы вместе с детьми решили внести свой вклад в реализацию этого проекта.
Цель проекта :
Формирование у детей представлений о целесообразности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО, переработки и изготовления из мусора различных нужных вещей.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию представления об окружающей нас среде, желания стать другом природы, беречь и охранять ее.
2. Способствовать знакомству детей с причинами появления мусора и вторичном использовании ТБО, а также познакомить с процессом вторичной переработки бумажного сырья.
3. Вовлечь родителей воспитанников в проектную деятельность.
Предполагаемый результат:
1. Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
2. Осознание важности и необходимости раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей на мусороперерабатывающих заводах.
Сотрудничество с семьё й:
1. Консультация «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».
2. Акция «За раздельный сбор мусора».
3. Анкетирование родителей на тему: «Как мы экономим бумагу?».
Продукты проекта :
1. Настольная игра «Что из чего сделано?».
2. Изготовление бумаги (с использованием израсходованной бумаги; дети)
3. Презентация для детей "Откуда берётся мусор?"
4. «Дети за раздельный сбор мусора!» (рисование, дети)
5. Презентация и портфолио проекта
Ожидаемый результат по проекту :
• Для детей :
— Бережное отношение детей к окружающей среде и вещам, осознание важности раздельного сбора мусора.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение экологических рассказов, сказок, стихотворений, разучивание стихотворений.
• Для родителей:
— Совместное чтение экологической литературы.
— Привлечение к сотрудничеству в проектной деятельности.
Проект состоит из трех этапов:
1. Подготовительный (Июль).
2. Основной (Август - Декабрь).
3. Заключительный (Январь).
1 этап - Подготовительный.
Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта. Разработка плана реализации проекта. Подбор методической и художественно-экологической детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр.
2 этап - Основной. (Работа с детьми.)
Познавательное развитие
Цикл бесед, занятий, игр с детьми направленных на выявление причин появления мусора, изучение способов раздельного сбора ТБО и деятельность мусороперерабатывающих заводов.
1. Беседы: «Земля - наш общий дом и мы его спасём»; «Что для природы хорошо, а что плохо»; «Мусорная фантазия».
Цель: воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Задачи: формирование навыков культуры поведения в природе; расширение представлений о том, что в природе всё взаимосвязано.
2. Дидактические игры: «Сортируем мусор». Настольная игра «Что из чего сделано?».
Цель: Расширение представления детей о вторичном использовании твёрдых бытовых отходов.
Задачи: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования мусора. Развитие познавательной активности детей в процессе познания экологических проблем; развитие умений наблюдать и самостоятельно делать выводы. Закрепление умения разумно использовать различные материалы.
3. Практическое занятие «Изготовление бумаги в условиях детского сада».
Цель: Расширение представления детей о производстве бумаги, разных ее видах и свойствах.
Задачи: Пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала; развивать воображение, сообразительность; формировать бережное отношение к природным ресурсам.
Художественно-эстетическое развитие, развитие речи
1. Чтение экологических сказок («Зайчик и Медвежонок», «Маша и Медведь», «Нет места мусору», «Сказка про хламище-окаянище», стихотворений (Я. Аким. «Наша планета», А. Усачев. «Мусорная фантазия», С. Михалков. «Будь человеком», разучивание стихотворений («Жили люди на планете»). Составление описательных и творческих рассказов по картинкам.
Цель: систематизирование и закрепление знаний детей о проблеме загрязнения окружающей среды.
Задачи: формирование знаний детей о нормах и правилах поведения в окружающем мире; развитие памяти, творческого воображения; воспитание чувства ответственности за свое поведение в окружающем мире; формирование коммуникативных навыков в ходе совместной речевой деятельности.
2. Рисование рисунков «Дети за раздельный сбор мусора!», оформление выставки, участие в конкурсе.
Задачи: воспитание бережного отношения к окружающему миру; воспитание умения работать в коллективе; развитие творческих способностей.
Социально-коммуникативное развитие
1. Помощь воспитателю в уборке групповой комнаты. Трудовые поручения: «Уборка группового участка». Дидактические игры: «Сортируем мусор».
Цель: Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к окружающему.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!», Акция «За раздельный сбор мусора», Анкетирование родителей на тему: «Как мы экономим бумагу?».
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
3 этап – Заключительный
Рефлексия проектной деятельности, оформление отчётной документации.
Результаты проектной деятельности :
Проект помог детям и родителям понять, что нельзя выбрасывать мусор бездумно. Бумагу, картон, пластмассу, стекло, жестяные предметы нужно сортировать дома и складывать в специальные контейнеры, батарейки сдавать в пункты приёма. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, делать из бросового материала оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. На этом наш проект не заканчивается, в дальнейшем мы планируем участвовать с нашим проектом в конкурсе исследовательских работ.
Перспектива
В дальнейшем планируем принять участие с этой темой в конкурсе «Я - исследователь»