Наталия Мигунова
Экологический проект для детей раннего дошкольного возраста «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Публикация «Экологический проект для детей раннего дошкольного возраста „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Младшая группа
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Дети мало знают о свойствах воды, зачем и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте : вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Цель проекта : Познакомить детей со значением воды в жизни живых существ и человека, вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи проекта :
Образовательные:
- формировать представление о воде, как источнике жизни на Земле;
- рассказать детям об интересных фактах где прячется вода, кому она нужна;
- обогатить словарный запас детей по данной теме;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
Развивающие:
- развивать творческое воображение, фантазию;
- развивать любознательность;
- развивать наблюдательность, мелкую моторику во время ИЗО – деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу;
- воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость.
Этапы проекта :
1. Организационно-подготовительный этап:
1) создание развивающей среды в группе;
2) подбор методической и художественной литературы;
3) создание презентации «Детям о воде»;
4) создать подборку мультфильмов и видеоклипов по данной теме;
5) подобрать картотеку для физического развития детей (сюда входят физминутки,пальчиковая гимнастика,гимнастика для глаз,подвижные игры, аквагимнастика)
6) изготовить буклеты с рекомендациями для родителей «Волшебница вода-игры и экспериментирование для детей в домашних условиях»
2. Основной этап:
1) проведение бесед, наблюдений и опытов по теме;
2) чтение художественной литературы;
3) продуктивная художественная деятельность;
4) игровая деятельность в рамках проекта;
5) трудовая деятельность;
3. Заключительный этап:
1) Дать родителям воспитанников рекомендации по экспериментированию и играм с водой в домашних условиях
2) Итоговое занятие «Маленькие фокусники»;
Направление
Тема
Цель
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Рыбки»
Развивать мелкую моторику, творческое воображение.
Коллективное рисование «Подводный мир»
Развивать творческое воображение, внимание, мышление и мелкую моторику кистей рук.
Раскрашивание раскрасок
Формировать умение подбирать цвета в соответствии с сюжетом
Речевое развитие
Чтение произведений: А. Барто «Девочка чумазая»
Потешки; В. Бианки «Купание медвежат», А. Босеев «Дождь», К. Чуковский «Мойдодыр»
Познакомить детей с произведениями, отвечать на вопросы по произведению
Отгадывание загадок
Формировать познавательный интерес
Физическое развитие
Аквагимнастика
«Дождь»; «Маленькая лодочка»;
Гимнастика для глаз «Рыбка»
Физминутка «Дождик,дождик веселей.»;
Пальчиковая гимнастика «Веселые рыбки»
Развивать речь и мелкую моторику,
профилактика нарушения зрения дошкольников
Подвижные игры : «Солнышко и дождик», «Море волнуется раз…», «Прыгаем по лужам»; «С неба капельки летели.»
Развивать координацию движений
Познавательное развитие
Эксперимент «Юные огородники»;
Игра-эксперимент «Кораблики»,
Игра-эксперимент «Поможем цветочкам распуститься»;
НОД «Маленькие фокусники»
Поддерживать у детей интерес к исследовательской деятельности и уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян;Закрепить знания об условиях роста растений,одним из которых является-вода,а также воспитывать бережное отношение к растениям;
Познакомить детей со свойствами льда (холодный,твердый,не тонет в воде,тает в руке);Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Наблюдение цветочек в воде/цветочек без воды;
Наблюдение за растущими в воде животными;
Наблюдение за прорастанием семян;
Наблюдение за дождем;
Формировать представления детей о необходимости воды живой природе
Беседы: «Круговорот воды в природе или где прячется вода»,«Вода и гигиена»;
«Вода нужна всем»; «Берегите воду»
Расширять кругозор детей по теме «Вода-источник жизни»
Социально-коммуникативное развитие
Трудовая деятельность
Развивать ценностное отношение к труду взрослого и сверстников
С/ Р игра: «Приготовь обед», «Искупай куклу Катю», «Постирай одежду кукле Оле»
Развивать интерес к разным видам деятельности и профессиям
Д/И «Четвертый лишний», «Куда спряталась вода», «Собери картинки»
Развивать представления детей о воде и ее обитателях.
Просмотр презентации «Детям о воде»;
Просмотр мультфильмов по теме.
Развивать представление детей о свойствах воды,агрегатных состояниях, ее применении, и значении в жизни живых организмов.
Результаты краткосрочного проекта «Волшебница вода»
Дети:
• Пополняли и расширили знания о свойствах воды, о ее формах и видах;
• Расширили знания о роли воды в жизни человека и живых организмов;
• Узнали, что такое круговорот воды в природе;
• Узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле;
• Осознали важность воды и необходимость в бережном отношении к ней.
Родители:
• Привлечение родителей к жизни детского сада;
• Родители получили рекомендации о том, как можно экспериментировать с детьми дома,чтобы способствовать познавательному развитию ребенка.
Приложение:
Беседа 1: «Круговорот воды в природе»
Сказка "Приключения капельки".
Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе.
Беседа 2 «Вода нужна всем»
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных.
Ход беседы: Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду даёт и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи людей. Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? – Они засохнут без воды, листья завянут, потому что в них становится меньше влаги. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.
Беседа №3 «Берегите воду»
Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.
Ход беседы: Объяснить детям, откуда берётся вода в кране : капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Много людей потрудилось для этого. Что случится с рекой, если люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде? (Ответы детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.
Беседа «Вода и гигиена»
Ход беседы:Напомнить детям кому нужна вода и задать вопрос «А нам в детском саду нужна вода? Для чего?» (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть полы, готовить обед и т. д.) Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего неделю. Вода человеку нужна не только для того, чтобы пить и готовить пищу, но и для того, чтобы соблюдать правила гигиены. Послушайте стихотворение.
Вечерком нашей водице,
Нужно будет потрудиться.
Ванну станем принимать,
Ножки, ручки отмывать.
С мылом спинку мы потрем,
Грязь везде-везде найдем.
Нелегко воде бывает,
Но дело свое она знает!
Знаем точно, что водица
Грязь не признает на лицах.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать!
Игра-эксперимент «Кораблики»
Цель:Дать элементарное представление об одном из агрегатных состояниях воды-льде и его свойствах (твердый, холодный,не тонет в воде,в теплой ладошке тает)и создать хорошее настроение в процессе игры.
Игра-эксперимент «Поможем цветочкам распуститься»
Бумажные цветы распускаются в воде.
Показав детям закрывшиеся цветочки из бумаги, я задала вопрос «Почему они закрыты», дети сразу же предположили, что цветы хотят «пить» и им нужна вода, как только цветочки «напились» воды-они распустились.
Трудовая деятельность:
Предложить детям «превратиться в трудолюбивых садоводов» - попросить их помочь в уходе за комнатными цветами в группе.
Потешки:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ротик,
Вымыл ухо, вытер сухо
- Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка – рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой?
- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыплят поить.
- Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи – пи – пи – пи – пи!
Ой, лады,лады,лады! (хлопают в ладоши)
Не боимся мы воды! (разводят руки в стороны)
Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание)
Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается
Никак не называется.
Аквагимнастика:
«Дождь»
Пальца разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
«Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра»
«Маленькая лодочка»
Обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая лодочку.
«Мы на лодочке вдвоем
К рыбке в гости поплывем»
Пальчиковая гимнастика
«Весёлые рыбки».
Рыбки весело плескались, (Ладоши ударяют по столу.)
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (Сжать и разжать кулачки.)
То закружатся в воде. (Винтообразные движения кистями.)
Рыбки плавают в водице, (Движения кистями влево – вправо.)
Рыбкам весело играть. (Ладошками ударяют по столу.)
Рыбки, рыбки, озорницы.
Кто сумеет вас поймать? (Похлопать в ладоши.)
Гимнастика для глаз
«Рыбка».
Рыбка плавала, ныряла,
Рыбка хвостиком виляла.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Рыбка, рыбка, не ленись!
-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз);
По волнам, по волнам,
Тут и там, тут и там.
-прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.)
Вот она какая, рыбка золотая.
-поморгать глазами.
Подвижная игра
«Солнышко и дождик»
Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Описание: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке/группе. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - дети бегут к воспитателю, у которого в руках зонтик. Воспитатель говорит «Солнышко светит»-игра повторяется.
«Море волнуется раз.»
Ведущий произносит:
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
фигура КРАБА** на месте замри!»
Далее ведущий обходит всех игроков, по очереди «оживляя» их. Каждый показывает свой вариант КРАБА
После этого ведущий выбирает самую лучшую фигуру, и игрок, показавший ее, становится «водящим».
Итоговое мероприятие НОД по познавательному развитию «Маленькие фокусники»
Цель:Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
В ходе занятия малыши «превратились» в фокусников и были вовлечены в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых качеств и свойств воды
Опыт № 1: "Смешивание холодной и горячей воды"
У меня, ребята, два сосуда с водой. В одном сосуде горячая вода, а в другом холодная. (Дети определяют температуру холодной воды на ощупь,объяснить детям,что если от воды исходит пар,то такую воду трогать нельзя-она горячая)
Какой водой лучше умываться? Горячей, холодной или тёплой? Как можно сделать тёплую воду (ответы детей)
(Смешать горячую и холодную)
Опыт№ 2: «Цвет Воды».
(Дети подходят к столам, на столах стоят стаканчики с водой, гуашь на каждого ребенка)
Воспитатель: Ребята, возьмите один стаканчик с водой.
Как вы думаете, вода прозрачная или нет?
А давайте проверим: опустим ложку в стакан и если ложку будет видно, то вода прозрачная.
Ребята, ложку видно сквозь воду?
Правильно, молодцы ложку видно, значит вода у нас какая? (прозрачная)
Воспитатель: А сейчас мы с вами научимся второму фокусу.
Посмотрите, как я его буду делать: берем ложкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит.
Какого цвета стала вода? Правильно, красного.
А теперь вы мне покажите фокус, что у вас получится.
Какая вода получилась у вас? Молодцы, тоже красная.
Ребятишки, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет?
А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Ребята, видно ложку?
Правильно, не видно, значит, вода не прозрачная стала.
Физкультминутка: «Дождик».
Дождик, дождик, веселей
(встряхивают поочередно правую и левую кисть руки)
Капай, капай не жалей
(показывают капельки дождя на ладошке)
Только нас не замочи
(грозят дождику указательным пальчиком)
Зря в окошко не стучи
(наклоняются и стучат по коленям ладошками).
Опыт№ 3: «Разноцветная вода».
Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова :
«Была водичка простой, стань водичка цветной»
(и взмахивает волшебным султанчиком)
Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.
Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).
Какого цвета стала ваша водичка (ответы детей)