Наталья Гридина
Экологический проект «Зеленые помощники людей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зеленые помощники людей»
Автор-составитель и ответственный за реализацию проекта :
Гридина Наталья Васильевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Актуальность проекта- в настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности у детей.
Публикация «Экологический проект „Зеленые помощники людей“» размещена в разделах
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов.
Экологическая проблема - в конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Неблагоприятная экологическая обстановка (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Экологическое воспитание - это, прежде всего, нравственное воспитание, развитие представлений о ценности природы, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Важно, чтобы дети смогли приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Экологическое мировоззрение - суть бережное, вдумчивое и ответственное отношение к окружающему миру, к людям к своему здоровью. Это осознанность и чистота помыслов. Осознание человеком себя как части природы, части социума, осознание своей ответственности перед ними за свою жизнедеятельность определяет гармоничное взаимодействие каждого со всем сущим вокруг.
Всё это помогает ребёнку :
1. быть настроенным на отдачу (Я счастлив дать миру)
2. чувствовать уверенность в своих силах сотворить (Я могу)
3. самоопределиться, т. е. определить для себя своё место в жизни, дело, которое ему по душе. (Я знаю, зачем я здесь)
Проект носит бессрочный характер, ежегодно вовлекая новый состав участников, оставляя руководителем педагога дополнительного образования Н. В. Гридину.
Цель проекта
создать условия для успешного формирования у детей экологических знаний, бережного отношения к природе и всему окружающему.
Задачи
• Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
• Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
• Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
• Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Тип проекта : творческо-исследовательский, краткосрочный для целевой аудитории и долгосрочный для педагогического состава, групповой.
Участники проекта :
- Обучающиеся
- Родители
- Педагоги
Сроки реализации проекта : 2020-2021 учебный год.
Технология реализации проекта
• Участие в Дне открытых дверей ДДТ
• Участие в Акции
• Экскурсия
• Участие в празднике
• Участие в мастер-классе
• Встреча с работниками библиотеки (по их плану принимать участие в экологических и краеведческих мероприятиях)
• Оформление выставки рисунка
• Оформление выставки поделок
• Участие в областной Акции: сбор крышечек
• Встреча с экологом поселка
• Посадка деревьев в рамках областной Акции
• Встреча с учителем экологии и биологии
• Экскурсия на выставку в ХКМ «
Беседа с экскурсоводом ХКМ по теме (например) «Береги природуродного края»
Ожидаемый результат:
• Эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру, природе, своему здоровью,
• Формирование бережного и бережливого отношения к жизни, окружающей среде, различным ресурсам,
• Стремление к сохранению природы родного края, её богатств, места проживания,
• Оказание посильной помощи по охране окружающей среды,
План работы:
Организованная деятельность в режимных моментах с детьми Организованное взаимодействие со специалистами Взаимодействие с родителями
Подготовительный этап Проведение опроса среди детей «Что такое огород?», «Комнатные и полевые растения?». Сбор и систематизация информации по теме «Наш огород».
Подготовка методического материала: рассказов, стихов,загадок, кроссвордов, мультфильмов.
Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
Основной этап:
Социально-коммуникативное развитие,
Создание игровых ситуаций. Дидактические игры:
«Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «Приготовь салат» Участие в посеве семян овощей, подготовка фото-выстовки» Мои комнатные растения».Участие в акции» Подари жизнь растению».
Основной этап:
Познавательное и речевое развитие. Беседы с детьми:
«Человек и растение»
«Значение овощей в жизни человека»
Чтение худ. литературы
Русская народная сказка «Вершки и корешки»,
белорусская сказка «Пых»
украинская сказка «Колосок»
татарская песенка «Мешок»
Ю. Тувин «Овощи»
Пословицы и поговорки
«Без капусты щи не густы»
Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться»
«Щей поел – словно шубу надел»
«Огород – для семьи доход»
Загадки
Про овощи
Стихи.
Посадила в огороде; Помидоры и картофель,
А. Максакова
Летом огород- что город! Ж. Дарк А у нас в саду порядок Мы вскопали десять грядок
Т. Казырина
Викторина «Я и зеленые соседи»
Основной этап:
Познавательно- исследовательская деятельность Наблюдение за :
«Рост и развитие растений»
«Строение растений»
«Движение растений за солнцем в течении дня», «Состав почвы»
Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений», «Сравнение плодов разных культур»
Трудовая деятельность Посадка комнатных растений, семян, рыхление земли, полив растений. Мероприятие по уборке территории парка.
Основной этап: художественно –эстетическое развитие. Рисование
«Любимые овощи»
Создание буклетов «Посади росток»
Изготовлено и распространено материалов с использованием эмблемы.
Выставка фото «Я и мое комнатное растение» Изготовлено и распространено материалов с использованием эмблемы (акции)
Основной этап: физическое развитие. Подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное», «Найди пару», «Огуречик».
Физкультминутка.
«Жил один садовод.»
Заключительный этап: Презентация проекта. Обработка результатов по реализации проекта.
Посадка саженцев в теплицу.
Сбор урожая.
Составление гербария.
Участие в высадке саженцев в теплицу.
План по самообразованию:
1. Изучение материалов и информации по экологической теме, краеведческой направленности.
2. Курсы повышения квалификации
Итоги проекта
Результатом реализации проекта является (выполнение по всему планированию)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Художественная литература:
Р. Н. С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю. Тувин «Овощи».
Поговорки:
Огород – для семьи доход
«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».
Загадки: 1. Сад
Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз,
Разных бус На разный вкус.
2. Редис
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.
3. Репа
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
4. Чеснок
Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.
5. Семя Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет. 6. Горох
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков. ?
7. Мак
Голова на ножке,
В голове - горошки.
Стоит в саду кудряшка -
Красная рубашка,
Сердечко непростое.
Что это такое?
Стихи.
А. Максакова
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
Т. Казырина
А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!
Ж. Дарк
Летом огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!
И. Михашина
Дети все стремятся к маме.
Я сижу в своей панаме.
Я люблю свой огород.
Здесь клубника лезет в рот.
Дидактические игры:
«Вершки и корешки»
Воспитатель берё т 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).
«Что сначала, что потом».
Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами, яблоко
Ход игры
Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.
«Закончи предложение».
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
Пальчиковые игры
Тема "Фрукты"
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга
На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
3. Яблоки кислые.
Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.
4. Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".
5. Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
8. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая игра "Варим мы компот"
Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы, сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"
Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Физкультминутки
Бабушка кисель варила
Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,
(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)
В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)
Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)
Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)
Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)
Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)
У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)
Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)
«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)
Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)
Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)
Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)
2
Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан
Полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
Вот так яблоко
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
Руку протяните,
(Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.
(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать,
(Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать.
(Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну
(Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву!
(Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
Приключения Помидорки
На одном маленьком огороде, на грядке жила семья Помидорчика. Помидорчик рос очень жадным. Самыми любимыми его словами были слова: «Мои!», «Моя!», «Мое!».
Шел однажды Помидорчик по огороду. Навстречу ему Чеснок бежит, урожай несет. «Мой!» - закричал Помидорка и отнял у Чеснока урожай. Тот обиделся и заплакал.
Пошел Помидорка дальше. Видит: Лук идет, полную корзину зелени несет. «Мое!» - закричал Помидорка и отобрал корзину у Лука.
Идет дальше Помидорка, а на грядке горький Перчик нанизывает перчики на веревку. «Моя!» - закричал Помидорка и отнял веревку с перчиками.
Собрались обиженные овощи и решили проучить жадину.
- Заставлю плакать всех вокруг,
Хоть я и не драчун, а лук – сказал обиженный Лук.
- Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе;
И к пище я приправа,И на жадину управа – сказал обиженный Чеснок.
- Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий,
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово,
Ешьте меня всяким
Излечу от злобы
Будете здоровы – сказал обиженный Перчик.
Собрались они вместе и подловили жадину, да так поддали ему, что взмолился Помидорка о пощаде. Поверили ему овощи и дали шанс исправится.
С тех пор Помидорка изменился на радость маме и папе.
Литература
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.
6. Интернет-ресурсы.