Ковальчук Надежда Николаевна
Конспект экологической беседы «Возвращайтесь, скворушки-скворцы, весной в Югру» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование экологических представлений у старших дошкольников о скворцах в нашем крае – Югре.
Задачи:
Расширить экологический кругозор у детей о скворцах в Югре: о занесении их в «Красную книгу ХМАО»; о значении скворцов в природе и жизни людей.
Развивать познавательный интерес и любознательность к жизни скворцов; мышление, речь и мелкую моторику.
Воспитывать у детей бережное отношение к живым объектам Югры; желание помочь сохранить животные и растения, которые занесены в «Красную книгу».
Публикация «Конспект экологической беседы „Возвращайтесь, скворушки-скворцы, весной в Югру“ в старшей группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Весна. Беседы о весне
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Обогащать словарь детей: пернатые, скворец, скворечник, скворчиха, скворчата, леток, насест; Красная книга ХМАО.
Материал и оборудование: картинки скворечник и скворушка; березовый листик с загадкой; экологическая игра «Пищевые цепочки в природе»; запись-видео «Пение скворцов»; презентация в слайдах.
Ход беседы:
Организационный момент.
Воспитатель: Весна так тихо постучала в оконце к нам и оставила на окне весенний березовый листик, а на нем загадка (Под загадкой прячется птица):
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет:
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
Дети: Скворец.
Воспитатель: Дом как называется у скворца?
Дети: Скворечник
Воспитатель: Кто строит скворечники и в какое время года их вывешивают на деревьях?
Дети: Скворечники строят люди и вывешивают весной, когда скворцы возвращаются с теплых краев.
Воспитатель: Пернатым строят скворечники и ждут весной в свои сады и огороды. Почему их люди так ждут? Какую помощь скворцы оказывают людям? Можно ли скворцов назвать друзьями людей?
Дети (с помощью воспитателя): Скворцы – санитары сада и огорода, леса, деревьев и зелени. Они едят червяков и разных насекомых, которые наносят вред растениям, а, значит, спасают урожай для людей (например, урожай яблок). Скворцы - наши друзья!
Воспитатель: Скворцы помогают поддерживать баланс в природе, не позволяют размножаться сверх нормы насекомым и оберегают растения от вредителей.
Экологическая игра «Пищевые цепочки в природе»
Эколого-познавательно-игровая ситуация «Построим скворечник для скворчихи, скворца и скворчат»
Пальчиковая игра «Скворечники»
Готовы скворечники –
(Дети стучат кулаками)
Можно селиться.
(Приглашают скворцов, машут руками)
Готовы дома-терема.
(Показывают крышу над головой)
Летите-летите
Весёлые птицы.
(Машут ладонями)
Скорей занимайте дома.
(Показывают крышу).
Воспитатель: Летят скворцы, несут весну и свою чудесную песню.
Дети слушают пение скворцов (видео запись).
Выставляется картинка скворечник (деревянный, в нем сидит воробей, и скворцы к нему летят.
Воспитатель читает стихотворение Георгия Ладонщикова «Спор на скворечне»:
Этот случай был в апреле:
С юга птицы прилетели,
Таял снег, а воробья
Выгоняли из жилья.
- Улетай-ка прочь, задира!” –
Просвистел ему скворец.
- Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенёс,
А, сейчас, под этой кровлей
Для семьи жилье готовлю.
И не тронусь, хоть убей!” -
Прочирикал воробей.
- Не упрямься!
Мне в наследство
Этот дом остался с детства…
Улетай – мой клюв остер!
Вылетай.
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Ниже старой привязал
И приветливо сказал:
- Я друзьям сердечно рад!
Охраняйте вместе сад!
Только Миша слез долой –
Воробей-ка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Воспитатель: Так случается, что в скворечнике зимой селятся воробышки. Тогда скворцы просят их удалиться. В освободившийся скворечник они приносят прутики и сухие травинки, устилают гнездышко перьями и пухом. Скоро в гнезде появятся гладкие зеленовато-голубые яички, а недели через две из них выклевываются скворчата. День-деньской родители летают в луга, поля и огороды, ищут для птенцов корм – червяков, улиток, слизней и насекомых. К осени птицы собираются в большие стаи, готовятся отлету в жаркую Африку и Индию. До будущей весны.
Подвижная игра «Скворушка займи свое гнездышко»
Проблемный вопрос: в нашем поселке люди развешивают скворечники на деревьях и прилетают ли весной скворцы в домики?
Дети: У нас на участке висит скворечник на березе. Но скворцы в нем не живут. Можно увидеть в них воробьев, синиц, а скворцов ни разу не видели.
Воспитатель: И на других участках детского сада можно увидеть скворечники, и в парке висит домик для пернатых, и рядом с домами люди вывешивают скворечники. Но скворцов не наблюдаем.
Очень редко можно встретить в нашем городском поселении скворцов, они селятся в сельской местности. Неподалёку от нас в селе Покачи прилетели скворцы в этом году, вскоре нам пришлют фотографии.
Скворец (картинка):
- Здравствуйте, я прилетел к вам в гости. Вы хотели меня видеть? (Да)
- Скворцы прилетают в Югру, вашу малую Родину. Но знаете, дорогие ребята, нас было очень много, а последние годы скворцов стало очень мало, совсем мало - мы занесены в Красную книгу Югры.
Воспитатель: Красная книга особенная. Давайте вспомним, что это за книга?
Дети: Это книга, в которую внесены редкие, исчезающие растения и животные.
Воспитатель: Почему эту книгу называют красной?
Дети: Красный цвет — это цвет опасности, беды, запрета.
Воспитатель: В эту книгу внесены те растения и животные, которые нуждаются в особой охране. Значит, скворцы тоже в опасности, они могут исчезнуть навсегда. Чтобы этого не допустить надо их беречь.
- Чем мы можем помочь пернатым?
Дети: мастерить скворечники и надеется, что птицы прилетят и в наш поселок, и мы услышим их прекрасное пение, полюбуемся их чудесным черным оперением в белую крапинку. И подкармливать их, в городской местности им не хватает еды.
Скворец обращается к детям, чтобы они запомнили:
- Птицы не живут в скворечниках из искусственных материалов, только из натурального дерева, и не надо окрашивать ни снаружи, ни изнутри.
- Изнутри скворечник должен быть шершавый, из неотесанных досок. Это в последствии нужно птенчикам, чтобы выбираться из скворечника наружу.
- Подкармливать. Кормить их можно любыми пищевыми отходами со стола. Но все же любителю следует знать, что они предпочитают творог, мясо, различные каши, куриные яйца, белый хлеб, смоченный в молоке или в воде.
Воспитатель: Ребята, если вы увидите скворцов в поселке или в ближайших окружностях, сообщите нам об этом. И постарайтесь сфотографировать весенних красивых пернатых.
Рефлексия
- Как вы думаете, почему птиц называют друзьями людей? (Они уничтожают вредных (для растений) насекомых, поют песни и радуют людей.)
- Как нужно относиться к птицам? (С любовью, заботой.)
- Почему скворцы занесены в Красную книгу Югры? (Их численность уменьшается и могут исчезнуть навсегда. Нуждаются в охране).
Самостоятельная продуктивная деятельность по желанию детей. Нарисуем скворечник и скворушку. Мы их ждем! Пусть они к нам прилетают
Домашнее задание для любознательных: узнать совместно с родителями из разны разных источников, в каком году скворцы занесены в Красную книгу ХМАО Югры и причину снижения численности скворцов в Югре.
.Творческие работы детей