Анна Щепилова
Экологические проекты — уникальная форма экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, формируются духовно-нравственные ценности, гуманное отношение к окружающему миру.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский говорил - "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе. "
Публикация «Экологические проекты — уникальная форма экологического воспитания» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
Наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию. Мы учим детей правильному отношению ребенка к природе, к себе и людям как к части природы, к вещам, материалам природного происхождения, которыми они пользуются.
Весь педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Большую роль в экологическом воспитание детей играет проектная деятельность.
«Экологический проект» - что это такое?
В первую очередь, это решение определенных задач в процессе исследования. Экологический проект способствует объединению знаний, умений и навыков ребенка и практическое их использование; побуждает ребенка в самовыражении, самореализации творческой личностной; общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное мнение; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.
Каждый проект включает в себя различные методы, например,
экологическая образовательная деятельность, экологические игры (дидактические, имитационные, тематические субботники, клубные дни; экологические акции, экологические экскурсии, обсуждение и проигрывание экологических ситуаций, лаборатория ЭкоПриЗ, ведение календарей природы, экологические досуги, коллекционирование природных объектов, экологические выставки, конкурсы экологического творчества : инсценировки, театрализации на экологические темы и экологические фестивали сказок.
Реализация проекта состоит из трех этапов.
I. Организационный этап.
- Определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта.
- Изучение уровня знаний по теме.
- Подбор методической и художественной литературы.
- Изготовление, подбор дидактических пособий по теме.
- Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по проблеме.
- Взаимодействие с родителями: познакомить с проектом, пригласить к сотрудничеству.
II. Практическая реализация проекта.
Дети с большим интересом вместе с родителями подбирают разнообразную информацию по темам в разных источниках: журналы, интернет, книги; разучивают стихотворения, пословицы и поговорки; слушают литературные произведения, активно воплощают свои впечатления о проекте через художественное творчество.
Для родителей представляем: памятки, консультации, презентации проектов, выставки детского творчества.
III. Заключительный этап.
Подводя итоги, мы получаем ожидаемые результаты реализаций проектов : хорошие знания детей в вопросах экологии, появилась любознательность, у детей обогатился словарный запас, раскрылись творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, ассоциативное мышление, приобрели опыт гуманного отношения к живым существам и бережного отношения к природе; заинтересовали родителей в реализации проектов; у детей и взрослых сформировалась определенная система знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.
Вот некоторые из проектов реализованные в нашем ДОУ:
- Проект «Огород на окошке», дети организовывали экспериментальную деятельность по проращиванию семян, влияние света, тепла и воды на рост растения, высаживали рассаду на огород на территории детского сада;
- Проект «Зеленый доктор» дети учились распознавать лекарственные растения и узнали об их целебных качествах;
- Проект «Такие разные насекомые» позволил изучить жизнь насекомых, их многообразие, особенности строения и поведения;
- Проект «Динозавры» позволил детям узнать кто такие динозавры, какие они были, чем питались, как жили, куда делись;
- Проект «Друг на окошке» о комнатных цветах позволил систематизировать знания детей о комнатных растениях, о правильном уходе, о значении для человека;
- Проект «Могучий лес» позволил расширить и закрепить знания детей о лесе и его обитателях.
Воспитатели нашего дошкольного учреждения видят педагогический смысл экологических проектов в том, что: они открывают возможность формирования жизненного опыта ребенка; этот метод позволяет создать систему интересов, более значимых для ребенка; проект – это продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей и всего коллектива.
Список использованной литературы:
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 2012г.
2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
3. Щепилова А. С., Перескокова Л. В. Использование краеведческого материала в экологическом воспитании дошкольников : [Электронный ресурс]. 2010-2019. URL : https://детсад123. рф/sites/default/files/files/2018-0530/%20Перескоковой%2C%20Щепиловой. doc ( Дата обращения: 26.06.2019)